Воспитательные возможности коллектива
Занятия физическими упражнениями в организованном порядке, как правило, проходят в коллективах (группах, классах, командах и т. п.), хотя существуют и индивидуальные формы. Уже само наличие коллектива как группы организованных людей,
объединенных единством целей и действий, предполагает его воспитательное воздействие. Коллективизм — один из принципов коммунистической морали. Он выражает единство и общность интересов людей, товарищество, взаимопомощь. Это очень важно при занятиях физическими упражнениями. При их выполнении часто необходима помощь товарищей, поддержка, порой — страховка. Кроме того, очень большое значение имеют внимание товарищей, их моральная поддержка и дружеский совет.
Коллективизм и деятельность коллектива совершенно не означают, что при этом игнорируются индивидуальные интересы или мотивы деятельности личности. Напротив, коллектив помогает найти гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Так, например, в одном и том же, даже небольшом, коллективе одни занимаются физическими упражнениями для отвлечения от какого-то иного вида деятельности, другие на первый план выносят задачу укрепления здоровья и закаливания, третьи хотят сформировать соответствующую их желаниям фигуру, четвертые занимаются для развлечения. Наконец, многие хотят повысить свое спортивное мастерство, стать победителями или по крайней мере призерами тех или иных соревнований.
При столь различных конкретных задачах все занимающиеся в коллективе достигают одной общей и социально важной цели — улучшают здоровье, повышают собственную работоспособность, улучшают настроение и самочувствие, а значит, создают предпосылки для более высокой продуктивности своей деятельности. В коллективе постоянно осуществляется процесс обмена духовными ценностями, опытом, достижениями в области физического и духовного самосовершенствования, использования средств и методов физического развития, форм активного отдыха. Все это — богатство коллектива и каждой отдельной личности, входящей в него.
Физкультурный или спортивный коллектив не возникает стихийно. Он организуется и находится под руководством конкретных людей, в данном случае — специалистов по физической культуре. Они должны, исходя из высокопрофессиональной оценки целей и задач, форм и методов деятельности, направлять работу коллектива так, чтобы успешно решались и общие и частные, индивидуальные для каждого занимающегося проблемы.
Умелая организация занимающихся, толковое распределение между ними общественных обязанностей, постоянная ориентация их на решение ближайших и отдаленных задач, деликатный контроль за их состоянием и постоянная помощь, поддержка и поощрение — все это обязанности специалиста. От его такта и педагогического мастерства во многом зависит воспитательное воздействие коллектива на каждую личность, направленное на развитие индивидуальных задатков и способностей каждого, а отнюдь не на подавление своеобразия и неповторимости личности. Только в этом случае члены коллектива дополняют один другого и создают сложный, многогранный и общественно богатый социальный организм.
'110
Воспитательный эффект коллектива будет находиться в прямой зависимости от того, насколько близки и понятны занимающимся цели и задачи, насколько удобны и эффективны для них формы организации и методы проведения занятий, в какой степени их удовлетворяют конечные результаты и объективно наблюдаемые сдвиги в развитии функций организма.
В каждом коллективе в процессе совместной деятельности, естественно, возникают противоречия. Мастерство педагога заключается не в том, чтобы полностью избегать противоречий (это практически невозможно), а в том, чтобы их не доводить до состояния острого конфликта. От специалиста требуется высокое умение сочетать руководство коллективом с индивидуальной воспитательной работой. И здесь особое значение приобретает правильное понимание мотивов поступков и всей деятельности занимающихся.
САМОВОСПИТАНИЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Все внешние воспитательные воздействия со стороны специалистов-педагогов и коллектива могут не дать ожидаемых результатов, если сам человек не проявит достаточной инициативы и активности, не проявит желания и умения заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание — это творческая активная деятельность личности, имеющая своей целью совершенствование физических, интеллектуальных, духовных качеств, воли, настойчивости, борьбу против собственных отрицательных качеств и недостатков. Самовоспитание— это составная часть и результат общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека. В основе его лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности. Но эта потребность (например, потребность в занятиях физическими упражнениями) возникает только при достаточно высоком развитии сознания, умении осуществлять самооценку и самоанализ, при желании и стремлении к самоутверждению. Все эти качества формируются как стихийно, в процессе накопления жизненного опыта, так и под воздействием целенаправленного воспитания.
В процессе самовоспитания человек пользуется различными формами и методами. Здесь огромную помощь может оказать педагог, который раскрывает роль в самовоспитании таких методов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и т. п. Очень важно сформировать у занимающихся представление об идеалах (например, спортивных достижений, телосложения, красоты движений, умения владеть своими чувствами).
Потребность следовать лучшим образцам на первых этапах идет от стремления не только достичь результатов своего идеала, но и превзойти их, сохранив при этом свою индивидуальность и
ш
неповторимость. Но в большинстве случаев в процессе самовоспитания фигурируют более скромные желания (хочу быть здоровым— красивым, сильным, смелым и т. п.). Исходным фактором при этом, как правило, являются критическая оценка своих недостатков, поиски практически реальных путей для их устранения. Большое значение приобретают самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления желаний и достижения цели.
В умелом руководстве чтением, в отборе литературы для самообразования также большое значение имеют советы квалифицированного специалиста.
Грамотная, корректная и объективная характеристика или аннотация специальной литературы по физической культуре — важная обязанность педагога-специалиста. Именно он должен и действительно в состоянии помочь занимающимся не только подобрать соответствующую литературу для самообразования, но и оказать им помощь в формировании общественных интересов и идеалов, мотивов и стремлений самовоспитания и самосовершенствования. В нашем обществе созданы все условия для дальнейшего совершенствования и гармонического сочетания общественных требований и стремлений каждого человека к самовоспитанию на основе советских социалистических идеалов.