Воспитательные возможности коллектива

Занятия физическими упражнениями в организованном поряд­ке, как правило, проходят в коллективах (группах, классах, командах и т. п.), хотя существуют и индивидуальные формы. Уже само наличие коллектива как группы организованных людей,

объединенных единством целей и действий, предполагает его воспитательное воздействие. Коллективизм — один из принципов коммунистической морали. Он выражает единство и общность ин­тересов людей, товарищество, взаимопомощь. Это очень важно при занятиях физическими упражнениями. При их выполнении часто необходима помощь товарищей, поддержка, порой — стра­ховка. Кроме того, очень большое значение имеют внимание то­варищей, их моральная поддержка и дружеский совет.

Коллективизм и деятельность коллектива совершенно не оз­начают, что при этом игнорируются индивидуальные интересы или мотивы деятельности личности. Напротив, коллектив помо­гает найти гармоничное сочетание личных и общественных инте­ресов. Так, например, в одном и том же, даже небольшом, кол­лективе одни занимаются физическими упражнениями для отвле­чения от какого-то иного вида деятельности, другие на первый план выносят задачу укрепления здоровья и закаливания, третьи хотят сформировать соответствующую их желаниям фигуру, чет­вертые занимаются для развлечения. Наконец, многие хотят по­высить свое спортивное мастерство, стать победителями или по крайней мере призерами тех или иных соревнований.

При столь различных конкретных задачах все занимающиеся в коллективе достигают одной общей и социально важной цели — улучшают здоровье, повышают собственную работоспособность, улучшают настроение и самочувствие, а значит, создают пред­посылки для более высокой продуктивности своей деятельности. В коллективе постоянно осуществляется процесс обмена духовны­ми ценностями, опытом, достижениями в области физического и ду­ховного самосовершенствования, использования средств и мето­дов физического развития, форм активного отдыха. Все это — богатство коллектива и каждой отдельной личности, входящей в него.

Физкультурный или спортивный коллектив не возникает сти­хийно. Он организуется и находится под руководством конкрет­ных людей, в данном случае — специалистов по физической куль­туре. Они должны, исходя из высокопрофессиональной оценки целей и задач, форм и методов деятельности, направлять работу коллектива так, чтобы успешно решались и общие и частные, индивидуальные для каждого занимающегося проблемы.

Умелая организация занимающихся, толковое распределение между ними общественных обязанностей, постоянная ориентация их на решение ближайших и отдаленных задач, деликатный контроль за их состоянием и постоянная помощь, поддержка и поощрение — все это обязанности специалиста. От его такта и педагогического мастерства во многом зависит воспитательное воздействие коллектива на каждую личность, направленное на развитие индивидуальных задатков и способностей каждого, а отнюдь не на подавление своеобразия и неповторимости лично­сти. Только в этом случае члены коллектива дополняют один другого и создают сложный, многогранный и общественно бога­тый социальный организм.

'110

Воспитательный эффект коллектива будет находиться в прямой зависимости от того, насколько близки и понятны занимающимся цели и задачи, насколько удобны и эффективны для них формы организации и методы проведения занятий, в какой степени их удовлетворяют конечные результаты и объективно наблюдаемые сдвиги в развитии функций организма.

В каждом коллективе в процессе совместной деятельности, естественно, возникают противоречия. Мастерство педагога за­ключается не в том, чтобы полностью избегать противоречий (это практически невозможно), а в том, чтобы их не доводить до состояния острого конфликта. От специалиста требуется вы­сокое умение сочетать руководство коллективом с индивидуаль­ной воспитательной работой. И здесь особое значение приобретает правильное понимание мотивов поступков и всей деятельности занимающихся.

САМОВОСПИТАНИЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Все внешние воспитательные воздействия со стороны специа­листов-педагогов и коллектива могут не дать ожидаемых резуль­татов, если сам человек не проявит достаточной инициативы и активности, не проявит желания и умения заниматься самово­спитанием.

Самовоспитание — это творческая активная деятельность лич­ности, имеющая своей целью совершенствование физических, ин­теллектуальных, духовных качеств, воли, настойчивости, борьбу против собственных отрицательных качеств и недостатков. Само­воспитание— это составная часть и результат общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека. В основе его лежит внутренняя потребность в самосовершен­ствовании, в развитии физических способностей, укреплении здо­ровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности. Но эта потребность (на­пример, потребность в занятиях физическими упражнениями) воз­никает только при достаточно высоком развитии сознания, умении осуществлять самооценку и самоанализ, при же­лании и стремлении к самоутверждению. Все эти качества формируются как стихийно, в процессе накопления жизненного опыта, так и под воздействием целенаправленного воспитания.

В процессе самовоспитания человек пользуется различными формами и методами. Здесь огромную помощь может оказать педагог, который раскрывает роль в самовоспитании таких ме­тодов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и т. п. Очень важно сформировать у занимающихся представление об идеалах (например, спортивных достижений, телосложения, кра­соты движений, умения владеть своими чувствами).

Потребность следовать лучшим образцам на первых этапах идет от стремления не только достичь результатов своего идеала, но и превзойти их, сохранив при этом свою индивидуальность и

ш

неповторимость. Но в большинстве случаев в процессе самовос­питания фигурируют более скромные желания (хочу быть здо­ровым— красивым, сильным, смелым и т. п.). Исходным факто­ром при этом, как правило, являются критическая оценка своих недостатков, поиски практически реальных путей для их устра­нения. Большое значение приобретают самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления жела­ний и достижения цели.

В умелом руководстве чтением, в отборе литературы для са­мообразования также большое значение имеют советы квалифи­цированного специалиста.

Грамотная, корректная и объективная характеристика или аннотация специальной литературы по физической культуре — важная обязанность педагога-специалиста. Именно он должен и действительно в состоянии помочь занимающимся не только по­добрать соответствующую литературу для самообразования, но и оказать им помощь в формировании общественных интересов и идеалов, мотивов и стремлений самовоспитания и самосовершен­ствования. В нашем обществе созданы все условия для дальней­шего совершенствования и гармонического сочетания обществен­ных требований и стремлений каждого человека к самовоспита­нию на основе советских социалистических идеалов.

Наши рекомендации