Воспитывающая роль специалистов физической культуры

В школе каждый учитель ведет свой предмет, излагает осно­вы научных знаний по своей специальности и в то же время воз­действует в целом на личность учащихся, осуществляет воспита­ние и образование в широком смысле слова. Все это в полной мере относится и к учителю физической культуры.

Не будет преувеличением утверждать, что учитель физиче­ской культуры в школе имеет едва ли не самые широкие возмож­ности и условия для воспитательного воздействия на учащихся по сравнению с другими учителями. Это объясняется прежде всего высокой эмоциональностью и привлекательностью занятий, связанных с физическими упражнениями, играми, спортивными состязаниями, туристскими походами.

Кроме того, сами учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: строй­ностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в вы­полнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевы­ми качествами.

Наконец, учебные занятия, спортивные тренировки и сорев­нования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопо­нимания между ними, уважительного отношения учащихся к учи­телю. Учащиеся постоянно чувствуют помощь, поддержку и ру­ководящую, направляющую роль учителя и проникаются к нему доверием и уважением.

Все это в полной мере относится и к другим контингентам населения, занимающимся физическими упражнениями под ру­ководством специалистов, особенностью труда которых является комплексное и всестороннее воздействие на них. В самом деле, имея главной целью своей деятельности физическое совершенст­вование человека, специалист по физической культуре в процессе занятий неизбежно сталкивается с необходимостью решать во­просы воспитания волевых и нравственных качеств. Он обязан владеть средствами и методами воспитания этих качеств на осно­ве знания педагогики, психологии, методики физического воспи­тания.

В процессе занятий физическими упражнениями постоянно возникают трудности объективного (зависящие от внешних усло­вий) и субъективного (зависящие от самих занимающихся) ха­рактера. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо проявле­ние настойчивости, упорства, организованности, воли. В процес­се тренировок и состязаний, а также и в общении с окружающей действительностью нередко возникают экстремальные или просто сложные ситуации,' которые требуют выдержки, соблюдения нравственности, общепринятых форм и норм поведения.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер. Это означает, что в его профессиональной деятельно-

m

сти мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую , действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностя­ми. Как дирижер огромного оркестра, специалист по физической культуре должен одновременно руководить всеми и в то же вре­мя видеть и ежеминутно, сообразно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, настроением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занимающегося. Твор­ческий характер его труда заключается в том, что он должен быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовать людей и руково­дить ими в сложных условиях.

Чтобы обеспечить подлинно творческий характер своего тру­да, специалист должен многое знать. Он должен быть высоко­эрудированным человеком, обладать обширными и глубокими знаниями в своей специфической области знаний и во многих смежных областях. Вся организационно-методическая и учебно-воспитательная деятельность специалиста базируется на марк­систско-ленинских основах идейно-политического воспитания со­ветского народа. Поэтому он должен быть не только хорошо подготовлен в узкопрофессиональном плане, но и постоянно по­вышать свой идейно-политический уровень. Специалист по физи­ческой культуре должен знать главные задачи, которые в на­стоящее время ставят КПСС и Советское правительство по даль­нейшему подъему физической культуры в стране. Более того, он должен знать способы решения этих задач и практически владеть ими. В частности, в постановлении ЦК КПСС и Совета Минист­ров СССР «О дальнейшем повышении развития массовой физиче­ской культуры и спорта» (сентябрь 1981 г.) в качестве одной из задач названа необходимость воспитания у народа потребно­сти в занятиях физическими упражнениями. Это очень важная и вместе с тем очень сложная задача, решение которой потребу­ет усилий не только специалистов, но и партийных, государст­венных и общественных организаций различного уровня. В этом постановлении указано также на необходимость повысить уро­вень подготовки и переподготовки кадров. Все это еще раз сви­детельствует о том, что требования к подготовке самих специа­листов, способных решать все более усложняющиеся задачи, постоянно возрастают.



Наши рекомендации