Сущность и формы проявления скоростно-силовых способностей
Скоростно-силовые способности — это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. В практике эту способность называют еще «взрывной силой» («взрывным усилием»). Способность к «взрывному усилию» зависит от общей способности нервно-мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени; от абсолютной силы мышц, проявляемой при предельном их напряжении без ограничения времени; от специфической способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и_ метания. Спортивные результаты в этих упражнениях во шюгом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Однако различные виды спорта предъявляют неодинаковые требования к отдельным ее компонентам. В одних видах результат в большей-мере зависит от силовых компонентов движения, в других■— от скоростных. Так, при броске копья метатель реализует 20% силовых качеств и 90% скоростных от абсолютных величин, а при поднятии штанги — 80% силовых качеств и 30% скоростных. Этот факт свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между скоростью движения и нагрузкой — с увеличением веса преодолеваемого отягощения скорость сокращения мышц снижается. На рис. 4 представлен график, на котором можно условно выделить три зоны различной . преимущественной направленности тренировочного эффекта. Для I зоны характерна высокая скорость движения с малым внешним сопротивлением. Работа в этой зоне способствует росту скоростного компонента. Во II зоне значительное отягощение сопровождается низкой скоростью перемещения звеньев тела, что ведет к увеличению силового компонента. Скорость движения и величина отягощения, характерные для III зоны, очевидно, будут способствовать комплексному совершенствованию скоростно-силовых способностей.
Для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств используются различные контрольные упражнения (тесты). Спортсмену предоставляются три попытки в идентичных условиях. Лучший результат считается исходным показателем. Наиболее универсальными тестами скоростно-силовой подготовленности являются выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места и определение высоты прыжка посредством лентопротяжного уст-
88 \
V.m/c , III зона | Iзона "" I *1 II зона |
Рис. 4. Кривая зависимости между величиной отягощения и скоростью сокращения мышц на примере разгибания ноги:
I зона — развитие скоростных способностей; II зона — развитие силовых способностей; III зона — развитие скоростно-силовых способностей
ройства системы В. М. Абалакова, прыжок в длину с места, бег 20—30 м с ходу, бросок двумя руками ядра из-за головы, снизу-вперед, через голову назад." Для оценки уровня развития силового компонента скоростно-силовых способностей используются упражнения с увеличенным по отношению к соревновательному сопротивлением (бросок утяжеленного снаряда, бег в гору и т. п.), для оценки скоростного компонента —с облегченным сопротивлением.
7.4.2. Основные требования к методике воспитания скоростно-силовых способностей
Как отмечалось выше, между величиной отягощения, скоростью мышечного сокращения и направленностью тренировочного эффекта отмечена тесная взаимосвязь. Изучение такой взаимосвязи является одним из первых вопросов, возникающих в процессе совершенствования скоростно-силовых способностей. Какой же должна быть оптимальная величина применяемых отягощений и как при этом изменяется уровень скоростно-силовой подготовленности?
Установлено, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощениями весом 30—50% от максимального способствует значительному повышению скоростных способ-ностей (до 18%). Применение отягощении весом 70—90% от максимального дает наибольший прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощений весом 50—70% от максимума с
приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Причем использование этой программы обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности.
Вместе с тем показана эффективность комплексного применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или в системе смежных занятий. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением 30 и 90% от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности.
В последнее время большую популярность получил так называемый ударньш-44ет^д развития скоростно-силовых способностей. Примером его является прыжок вниз с возвышения с дальнейшим выпрыгиванием (прыжок в глубину). Максимальный эффект при этом достигается в результате феномена миостатического эффекта, т. е. предварительного растяжения мышц, создающего условия для более мощного последующего их сокращения.
Реализация скоростно-силовых способностей связана со спецификой конкретного вида спорта. Это значит, что их развитие будет эффективным только в том случае, Ткогда тренировочные средства будут выбираться с учетом принципа динамического соответствия соревновательному упражнению. В качестве критериев такого соответствия используется ряд характеристик движения: амплитуда и направление; акцентированный участок рабочей амплитуды; максимум динамического усилия, а также средняя величина, оцениваемая с учетом времени движения; быстрота развития максимума усилия; режим работы мышц. Таким образом, учет нейромоторной специфики соревновательного упражнения является необходимым условием процесса скоростно-силовой подготовки.
ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ