Этап совершенствования действия
Общая и частные задачи. Общей задачей этапа является стабильное осуществление двигательного действия в различных условиях. Частными задачами могут быть: а) упрочение сформированного навыка; б) обучение различным вариантам техники действия; в) формирование умений («вторичного порядка») применять изученное действие в различных условиях и ситуациях; г) обеспечение (при необходимости) частичной перестройки техники действия.
В зависимости от назначения двигательного действия и особенностей его использования упрочение двигательного навыка может достигаться двумя путями. Первый путь — выделение специального подэтапа, направленного только на закрепление двигательного навыка. Второй путь —закрепление навыка попутно с решением остальных задач этапа. В одних случаях следует специально уделять внимание закреплению навыка и доведению его до высокой устойчивости, в других случаях этого делать не следует.
Выделение специального подэтапа закрепления навыка бывает необходимо в тех случаях, когда технику действия не предполагается в дальнейшем изменять; когда двигательное действие и условия его осуществления относительно стандартны. Это могут быть, например, доведенные до совершенного исполнения прыжки в воду, некоторые гимнастические элементы или элементы фигурного катания на коньках.
Не следует добиваться прочного закрепления навыков при овладении действиями, техника которых должна систематически частично перестраиваться. Здесь важно добиться устойчивого владения основой техники. Это касается двигательных действий, результат которых в основном зависит от уровня развития специальных физических качеств. Так, техника прыжков, метаний, бега, плавания и т. д. должна систематически перестраиваться в дета^ лях по мере повышения физических возможностей занимающихся. Это особенно характерно для спортивной деятельности. Совершенствование таких двигательных действий будет заключаться главным образом в частичной переделке их техники и в овладении ее вариантами, позволяющими приспосабливать двигательное действие к различным условиям его осуществления.
На этапе совершенствования двигательного действия сливаются в единый процесс обучение владению действием и воспитание специальных физических качеств, обусловливающих его эффективность.
Особенности методики обучения. Методика закрепления навыка характеризуется систематическим многократным целостным повторением двигательного действия. Как ведущий метод используется повторное упражнение, выполняемое в следующих формах:
1) многократное повторение действия с полными или сокра
щенными интервалами отдыха между повторениями (подходами);
2) серийно-повторное упражнение. Действие повторяется не-
клролько раз подряд непрерывно, что и составляет серию. Количе-
ство серий и интервалы отдыха между ними могут быть различными. Этот метод по сравнению с предыдущим в большей мере способствует достижению устойчивости действия к утомлению;
3) повторное выполнение при различном состоянии организма и психики занимающихся. Здесь можно предлагать выполнять двигательное действие в состоянии утомления (например, в конце занятия), в состоянии эмоционального возбуждения, волнения, при исключении или затруднении зрительного контроля и т. п.;
4) повторное, непрерывное выполнение действия с максимальным количеством повторений («до отказа»). Действие выполняется подряд до тех пор, пока сохраняется правильная его техника.
Методика формирования умений осуществлять двигательное действие в различных условиях и ситуациях использует следующие формы:
1) выполнение действия при изменяющихся условиях внешней обстановки: в различных местах занятий, на снарядах (или со снарядами) различного качества, при различных метеорологических условиях, при различных внешних помехах, в условиях подвижной игры и т. д.;
2) различные сочетания с другими действиями, что наиболее характерно, например, для гимнастики, акробатики, фигурного катания на коньках;
3) выполнение действия с предельными физическими усилиями, в том числе в условиях прикидок и состязаний;
4) выполнение действия при дополнительных физических отягощениях (метод «сопряженных воздействий»).
Частичная перестройка техники осуществляется по методике, характерной для предыдущего этапа обучения. При этом создаются облегченные условия выполнения действия, такие, как вычленение частей действия, уменьшение мышечных усилий (облегчение снарядов, снижение скорости движений, выполнение с небольшими усилиями, оказание физической помощи и другие приемы). Вводятся также дополнительные ориентиры и средства срочной информации.
Стабильность двигательного действия оценивается по качеству техники его исполнения в различных условиях.
Этап совершенствования двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. На основе чего возникает двигательное умение?
2. Какова главная особенность двигательного умения?
3. При каких условиях двигательное умение переходит в навык?
4. Каковы основные черты двигательного навыка и их значение для владения двигательным действием?
5. В чем заключается перенос двигательных навыков и какой характер он может носить?
6. Что составляет ориентировочную основу двигательного действия?
7. Какие процессы происходят при осуществлении двигательного действия и какова их последовательность?
8. Какие этапы можно выделить в процессе обучения двигательному действию?
9. Каковы общая и частные задачи обучения на этапе начального разучивания техники действия?
10. Какова методика создания общего первоначального представления о дви
гательном действии?
11. Каковы особенности использования методов разучивания действия в
целом и по частям на первом этапе обучения?
12. Каковы особенности] использования методов словесного воздействия на
первом этапе обучения?
13. Какввы особенности использования методов наглядного воздействия на первом этапе обучения?
14. Каковы причины возникновения двигательных ошибок при обучении?
15. Каковы общая и частные задачи обучения на этапе углубленного разучивания техники двигательного действия?
Ш Каковы особенности использования методов разучивания действия в целом на втором этапе обучения?
17. Каковы особенности использования методов словесного воздействия на втором этапе обучения?
18. Каковы особенности использования методов наглядного воздействия на втором этапе обучения?
19. Каковы общая и частные задачи обучения на этапе совершенствования двигательного действия?
20. Какова методика закрепления двигательного навыка?
21. Какова методика формирования умений осуществлять освоенное двигательное действие в различных условиях?
22. Какова методика частичной перестройки техники освоенного действия?