Этап совершенствования действия

Общая и частные задачи. Общей задачей этапа является ста­бильное осуществление двигательного действия в различных усло­виях. Частными задачами могут быть: а) упрочение сформирован­ного навыка; б) обучение различным вариантам техники действия; в) формирование умений («вторичного порядка») применять изу­ченное действие в различных условиях и ситуациях; г) обеспече­ние (при необходимости) частичной перестройки техники действия.

В зависимости от назначения двигательного действия и особен­ностей его использования упрочение двигательного навыка может достигаться двумя путями. Первый путь — выделение специально­го подэтапа, направленного только на закрепление двигательного навыка. Второй путь —закрепление навыка попутно с решением остальных задач этапа. В одних случаях следует специально уде­лять внимание закреплению навыка и доведению его до высокой устойчивости, в других случаях этого делать не следует.

Выделение специального подэтапа закрепления навыка бывает необходимо в тех случаях, когда технику действия не предполага­ется в дальнейшем изменять; когда двигательное действие и усло­вия его осуществления относительно стандартны. Это могут быть, например, доведенные до совершенного исполнения прыжки в во­ду, некоторые гимнастические элементы или элементы фигурного катания на коньках.

Не следует добиваться прочного закрепления навыков при овла­дении действиями, техника которых должна систематически час­тично перестраиваться. Здесь важно добиться устойчивого владе­ния основой техники. Это касается двигательных действий, ре­зультат которых в основном зависит от уровня развития специ­альных физических качеств. Так, техника прыжков, метаний, бега, плавания и т. д. должна систематически перестраиваться в дета^ лях по мере повышения физических возможностей занимающихся. Это особенно характерно для спортивной деятельности. Совершен­ствование таких двигательных действий будет заключаться глав­ным образом в частичной переделке их техники и в овладении ее вариантами, позволяющими приспосабливать двигательное дейст­вие к различным условиям его осуществления.

На этапе совершенствования двигательного действия сливают­ся в единый процесс обучение владению действием и воспитание специальных физических качеств, обусловливающих его эффектив­ность.

Особенности методики обучения. Методика закрепления навыка характеризуется систематическим многократным целостным по­вторением двигательного действия. Как ведущий метод использу­ется повторное упражнение, выполняемое в следующих фор­мах:

1) многократное повторение действия с полными или сокра­
щенными интервалами отдыха между повторениями (подходами);

2) серийно-повторное упражнение. Действие повторяется не-
клролько раз подряд непрерывно, что и составляет серию. Количе-

ство серий и интервалы отдыха между ними могут быть различны­ми. Этот метод по сравнению с предыдущим в большей мере спо­собствует достижению устойчивости действия к утомлению;

3) повторное выполнение при различном состоянии организма и психики занимающихся. Здесь можно предлагать выполнять двигательное действие в состоянии утомления (например, в конце занятия), в состоянии эмоционального возбуждения, волнения, при исключении или затруднении зрительного контроля и т. п.;

4) повторное, непрерывное выполнение действия с максималь­ным количеством повторений («до отказа»). Действие выполня­ется подряд до тех пор, пока сохраняется правильная его техника.

Методика формирования умений осуществлять двигательное действие в различных условиях и ситуациях использует следую­щие формы:

1) выполнение действия при изменяющихся условиях внешней обстановки: в различных местах занятий, на снарядах (или со снарядами) различного качества, при различных метеорологиче­ских условиях, при различных внешних помехах, в условиях под­вижной игры и т. д.;

2) различные сочетания с другими действиями, что наиболее характерно, например, для гимнастики, акробатики, фигурного катания на коньках;

3) выполнение действия с предельными физическими усилиями, в том числе в условиях прикидок и состязаний;

4) выполнение действия при дополнительных физических отя­гощениях (метод «сопряженных воздействий»).

Частичная перестройка техники осуществляется по методике, характерной для предыдущего этапа обучения. При этом созда­ются облегченные условия выполнения действия, такие, как вычле­нение частей действия, уменьшение мышечных усилий (облегче­ние снарядов, снижение скорости движений, выполнение с неболь­шими усилиями, оказание физической помощи и другие приемы). Вводятся также дополнительные ориентиры и средства срочной информации.

Стабильность двигательного действия оценивается по качеству техники его исполнения в различных условиях.

Этап совершенствования двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На основе чего возникает двигательное умение?

2. Какова главная особенность двигательного умения?

3. При каких условиях двигательное умение переходит в навык?

4. Каковы основные черты двигательного навыка и их значение для владе­ния двигательным действием?

5. В чем заключается перенос двигательных навыков и какой характер он может носить?

6. Что составляет ориентировочную основу двигательного действия?

7. Какие процессы происходят при осуществлении двигательного действия и какова их последовательность?

8. Какие этапы можно выделить в процессе обучения двигательному дей­ствию?

9. Каковы общая и частные задачи обучения на этапе начального разу­чивания техники действия?

10. Какова методика создания общего первоначального представления о дви­
гательном действии?

11. Каковы особенности использования методов разучивания действия в
целом и по частям на первом этапе обучения?

12. Каковы особенности] использования методов словесного воздействия на
первом этапе обучения?

13. Какввы особенности использования методов наглядного воздействия на первом этапе обучения?

14. Каковы причины возникновения двигательных ошибок при обучении?

15. Каковы общая и частные задачи обучения на этапе углубленного разу­чивания техники двигательного действия?

Ш Каковы особенности использования методов разучивания действия в це­лом на втором этапе обучения?

17. Каковы особенности использования методов словесного воздействия на втором этапе обучения?

18. Каковы особенности использования методов наглядного воздействия на втором этапе обучения?

19. Каковы общая и частные задачи обучения на этапе совершенствования двигательного действия?

20. Какова методика закрепления двигательного навыка?

21. Какова методика формирования умений осуществлять освоенное дви­гательное действие в различных условиях?

22. Какова методика частичной перестройки техники освоенного действия?

Наши рекомендации