Условия, влияющие на результат упражнений
Результат физического упражнения в первую очередь определяется характером самого упражнения: направленностью, техникой действий, величиной нагрузки и другими особенностями. Но при этом упражнение будет иметь различный эффект взависимости от возраста, пола, степени подготовленности, а такжефизического и лсихического состояния занимающихся в данный момент.
Существенные влияния на результат упражнений могут оказывать внешние условия, например температура и влажность воздуха. При жаре, большой влажности воздуха, сильном встречном ветре нагрузка значительно возрастает. Увеличивается также нагрузка при упражнении, выполняемом в неблагоприятных условиях опоры, например при беге по песку или глубокому снегу. Упражнения, выполняемые в антисанитарных условиях, вместо пользы могут принести вред организму (например, бег в грязном, запыленном помещении или в условиях задымленной или загазованной атмосферы). Влияет также и внешний вид окружающей обстановки— монотонный бег по кругу стадиона значительно утомительнее, чем бег в условиях живописной местности.
Существенно зависит результат упражнений от способов их использования.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПРИРОДЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания дополняют физические упражнения такими важными для физического воспитания воздействиями, которыми физические упражнения сами не обладают. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях, с которыми человек может встретиться в быту, в трудовой и оборонной деятельности.
Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Научно обоснованными режимами питания, например, можно в существенной мере воздействовать на физическое развитие, на формы и функции организма (регулировать вес тела, улучшать здоровье). Гигиенически обоснованные режимы жизни содействуют укреплению и сохранению здоровья и поддержанию физической и умственной работоспособности.
В процессе физического воспитания естественные силы природы и гигиенические факторы в сочетании с физическими упражнениями повышают эффективность последних. Так, выполнение упражнений на выносливость в условиях местности, богатой кислородом, содействует повышению дыхательных (аэробных) возможностей организма. В процессе занятий (особенно спортом) могут создаваться специальные условия, при которых единство воздействий физических упражнений и сил природы повышает эффект тренировочных занятий (например, использование климатических условий горных районов).
Только соблюдая гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями, можно рассчитывать на их положительное воздействие. Большое значение имеет соблюдение гигиени-даских требованийк одежде и личной гигиены занимающихся, {ШНш^чеааях, условийиспользования средств материально-техниче-Шйшуа&^ечениязанятий (оборудования, инвентаря, содержания
IPP^li'MM.''" / •
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое физические упражнения?
2. Какие эффекты в организме человека вызывает двигательная деятель
ность?
3. Что такое двигательные действия?
■ 4. Что понимается под техникой двигательного действия?
5. Что составляет основу техники двигательного действия и из каких частей она состоит?
6. Что относится к пространственным характеристикам движений и каково вх значение?
7. Что относится к пространственно-временным характеристикам движений р каково их значение?
2*
8. Что относится к временным характеристикам движений и каково их значение?
9. Что такое ритм двигательного действия и каково его значение?
10. Каково образовательное значение физических упражнений?
11. Каково оздоровительное значение физических упражнений?
12. Что понимается под нагрузкой физического упражнения?
13. Что такое объем и интенсивность мышечной работы?
14. Какие функциональные сдвиги происходят под воздействием нагрузки?
15. Какова роль физических упражнений в формировании личности человека?
16. Какие наиболее общие классификации физических упражнений ис
пользуются в практике физического воспитания?
17. От каких условий зависит результат физических упражнений?
18. Какова взаимосвязь физических упражнений с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами?