Принцип всестороннего гармонического развития личности
Этот принцип отражает гуманистическую направленность развития и использования физической культуры в нашем обществе на всесторонне гармоническое развитие советского человека. Его содержание раскрывают следующие положения.
1. Физическая культура развивается и используется нашим обществом "как один из важных факторов коммунистического воспитания советских людей. Она является прежде всего фактором их всестороннего физического развития и разносторонней физической подготовки. В процессе физкультурной деятельности между людьми складываются определенные общественные отношения, способствующие формированию коммунистических норм поведения, нравственных черт личности советского человека.
и эстетическому воспитанию при этом следует уделять нЬа|£р^вд|рдгуу@эд|£т1анию и самовос- |
Физическая культура может оказывать разностороннее воздействие на человека, проявляющееся в результате активной деятельности людей по нравственному, трудовому, умственному
|
БГОИФК |
Особое внимание
питанию. Нравственное воспитание определяет направленность использования результатов всего воспитания. Отсюда вытекает первое требование принципа всестороннего гармонического развития личности: используя физическую культуру, соблюдать единство всех сторон коммунистического воспитания при ведущей роли нравственного воспитания.
2. Для всестороннего физического развития человека, поддер
жания высокого уровня его физической подготовленности в те
чение жизни большое значение имеет последовательность реше
ния воспитательных и образовательных задач.
Задачи укрепления здоровья, совершенствования телосложения, закаливания организма, физической рекреации и ряд других необходимо решать в течение всей жизни человека. Задачи обучения движениям и воспитания отдельных физических качеств решаются с учетом возрастных периодов.
Задачи спортивной подготовки связаны с максимальным проявлением и развитием физических и психических возможностей, доведением двигательных навыков до совершенства. Они могут решаться только в определенные для каждого вида спорта периоды жизни человека. Задачи физической подготовки к профессиональной деятельности решаются в основном после выбора профессии. Чаще всего это происходит в период обучения в профессиональной школе, в средних или высших специальных учебных заведениях.
Нарушение определенной последовательности решаемых задач и различных форм физической культуры в онтогенезе может привести к ухудшению физического состояния человека. Отсюда вытекает второе требование принципа всестороннего гармонического развития личности: обеспечивать непрерывное использование различных форм физической культуры в течение всей жизни человека с учетом пола, возраста, трудовой деятельности и других факторов.
3. Различные виды деятельности человека в определенной ме
ре специализированы. Они предъявляют неодинаковые требования
к отдельным органам и системам организма. Поэтому, чтобы фи
зически подготовить человека к определенному виду деятельности,
применяются средства, повышающие функциональные возможно
сти тех органов и систем, от которых зависит ее результат. На
первых порах они дают заметный прирост результат*. Однако в
дальнейшем прирост начинает уменьшаться. Если одни и те же
средства использовать достаточно долго, то прирост результатов
прекращается. Дальнейшее его повышение достигается после при
менения средств общей физической подготовки. Отсюда вытекает
третье требование принципа всестороннего гармонического разви
тия личности: решать задачи общей и специальной физической
подготовки в единстве.
2.2.2. Принцип связи физической культуры
с трудовой и оборонной деятельностью
советских людей /
Этот принцип отражает прикладную функцию физической культуры в обществе, которая обеспечивает подготовку человека к труду и защите Родины. Прикладная функция физической культуры в наибольшей мере проявляется в специальных учебных заведениях, в научной организации труда, служебной деятельности и при организации свободного времени. Содержание этого принципа раскрывают следующие положения.
1VB процессе занятий физической культурой в организме происходят изменения, которые могут повлиять на труд, учебу и другие виды деятельности человека. В зависимости от того, как используется физическая культура, это влияние может проявиться в большей или меньшей мере. Практика трудовой и оборонной деятельности требует такого использования физической культуры, которое давало бы наибольший прикладной эффект подготовки человека к труду и защите Родины. Отсюда вытекает первое требование принципа связи физической культуры с трудом и оборонной деятельностью: обеспечивать максимальный прикладной эффект использования физической культуры.
2. Прикладной эффект физической культуры зависит от используемых средств. Они по своему содержанию и структуре должны быть связаны с конкретной трудовой, служебной или иной деятельностью. Поэтому второе требование принципа связи физической культуры с трудовой и оборонной деятельностью со- , ветских людей следующее: для повышения прикладности физиче-' ской культуры следует отдавать предпочтение тем ее средствам, которые в большей мере по участию ведущих мышц, мышечных групп, органов, систем и по режимам их функционирования совпадают с трудовой или другой деятельностью. Nv
3. Прикладной эффект физической культуры нельзя ограничивать только повышением уровня функциональных возможностей отдельных органов и систем. В ряде случаев человек встречается с неизвестными ему условиями-, такими, как невесомость, движения повышенной сложности, управление аппаратами со многими степенями свободы и др. Предвидеть заранее все многообразие условий, чтобы изучить прикладные навыки для всех случаев жизни, практически невозможно. Более рационально создать предпосылки для освоения новых форм двигательной деятельности. К ним можно отнести прежде всего высокий уровень развития координационных способностей и физических качеств. Отсюда вытекает следующее требование рассматриваемого принципа: обеспечивая максимальный прикладной эффект физической культуры, создавать возможно более широкие предпосылки для освоения новых форм двигательной деятельности.
4. Физкультурная деятельность воздействует на сознание, физические возможности и чувства человека. Это позволяет использовать ее для формирования коммунистических норм поведения,
трудолюбия, патриотизма, интернационализма, других социально значимых черт личности советского человека. Все это расширяет прикладность физической культуры и ее общественно полезный эффект. Использовать эти особенности физической культуры — профессиональный и гражданский долг каждого физкультурного работника. Необходимо всемерно использовать возможности физической культуры как средства коммунистического воспитания.