Часть i социально-педагогические основы физической культуры
Глава 1 ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУКА И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понимание и толкование (а тем более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.
Для освоения этих специфических понятий необходимо знать понятия более общего характера, существующие в науке и в быту, так как профессиональные термины формируются и определяются на основе общих, родовых понятий.
Для физической культуры родовым является понятие «кулы тура». Это очень сложное и многогранное явление, присущее всему человеческому обществу и каждому человеку.
В научном понимании культура — это способ и качественная сторона деятельности человекаГТйассов, всего общества по освоению, созданию, хранению и распространению материальных и духовных ценностей*. Значит, культура — это и сам процесс деятельности, и его результаты. В классовом обществе культура всегда имеет классовый характер.
Деятельность человека может быть материально, социально и духовно преобразующей. Она может быть направлена на природу (окружающую среду), на общество и на самого человека. Изменяя природу, человек изменяет и себя, совершенствует свои физические, интеллектуальные, нравственные, волевые и другие качества. В этом весьма сложном социальном процессе человек выступает, с одной стороны, как носитель (субъект) определен-
* В быту этот термин применяется часто по отношению к одному какому-либо виду деятельности (культура поведения, культура производства, культура бытаи т. п.).
ного уровня собственного культурного развития, поскольку именно он является деятелем. Его развитие определяется как наследственностью, так и социальными условиями и потребностями самой личности, класса, общества. С другой стороны, он является объектом деятельности, так как все, что делается в области культуры, прямо или опосредованно направлено на человека, на совершенствование его биологической и социальной сущности.
Следовательно, культура направлена на формирование, развитие и практическое использование сил и способностей человека как главного субъекта исторического действия. Она имеет весьма сложную структуру и многочисленные функции, отвечающие потребностям индивидуального и общественного развития личности. Отсюда становится понятным, что развитие способностей человека происходит только в процессе деятельности, побудительной причиной которой являются потребности общества и личности. В свою очередь, человеческая деятельность состоит из отдельных взаимосвязанных действий (например, трудовая деятельность—'из трудовых действий, движений; учебная — из учебных; спортивная — из спортивных). Специфическими действиями в области физической культуры являются физические упражнения. / Физическаякультипа^- органическая часть культуры общества и личности. Sffo такаяобласть деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности, \и-прежде всего к труду.
Ее частями являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Каждая из них удов-f летворяет определенные потребности общества и личности.
rh,,r,„t,„n„„„ „„|^щтпи"п — nnAri-TTHH-nnvfiti процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и воспитание в целом, физическое воспитание является общей категорией личности и общества. Конкретное содержание и направленность этой общественно необходимой деятельности обусловливаются классовыми интересами и особенностями исторического развития общества, его потребностями в физическом совершенствовании людей. ЛщАгчнюсть фттрншпт.. воспитания содтртгг п Т9М, ит pf' fy"i"!"nft явпигтпт ПРШГутггт ^венно**о^у"риир"71р"'дгр»нян v рачиитир физических гппрпАнпгтрй занимающихся. В процессе физического воспитания осуществляйся также общее воспитание личности, поскольку оно формирует интересы, мотивы, нормы и правила поведения людей, их ценностные ориентации и т. п.
Физическая подготовка — часть физического воспитания, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта). Так, например, существует физическая подготовка монтажника-высотника, пожарника, танкиста, легкоатлета. Результатом физической подготовки
б
является физическая подготовленность человека к успешным действиям в области своей профессии и занятия. Различают о б-щую физическую подготовку (ОФП) к труду вообще и специальную (СПФ), к данному конкретному труду или виду деятельности (например, спортивной).
Физическо д_ р g flu? " тд° — часть физического воспитания, процесс изменения форм и функций организма, а также результат этого изменения (рост, вес и т. п.) ."Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений в процессе физического воспитания или тренировки. Поэтому управление физическим развитием людей в соответствии ^ современными требованиями представляет собой одну из главных задач физической культуры.
Cnopj1 — игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов. Направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность являются его главными признаками как части физической куль" туры. Спорт удовл^тв.пра<"г "^тр^бир^ти в .гпргп1швато|Щ|Ттап""1т.г и трлкндгтн" и в изучении и раскрытии резервных возможностей
Физическая рекреация — осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса. Она удовлетворяет потребности людей в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от обычных видов ее (бытовых, профессиональных, спортивных).
Физическая реабилитация — деятельность по-^восста-новлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребности в лечении и восстановлении сил человека средствами физической культуры: физическими упражнениями, массажем, баней, водными процедурами и т. п.
Таким образом, указанные части (компоненты физической культуры) полностью удовлетворяют все потребности в физической подготовке (в широком смысле слова) человека ко всем формам его жизнедеятельности. Они включают в себя все многообразие видов, форм использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха. Чтобы правильно отнести данный вид или форму к, соответствующей части физической культуры, достаточно ответить на вопрос, какие потребности человека они удовлетворяют.
1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ _
Как уже указывалось, культура направлена не только на преобразование внешней социальной и природной среды, но прежде всего на воспитание человека, формирование его личности, миро-
воззрения, форм и характера поведения и т. п. В процессе культурной деятельности человек не только создает ценности, но и формирует себя в многообразии форм своего выражения. Его задатки формируются в способности, которые, в свою очередь, воплощаются в результатах его деятельности.
Развитие человека определяется в основном двумя факторами. Первый характеризуется естественными, биологическими (генетическими) предпосылками к развитию. Раскрытие закономерностей этого естественного развития позволяет избирательно и целенаправленно воздействовать на организм человека, исходя из заложенных в нем, генетически обусловленных предпосылок, планировать и прогнозировать результаты его всестороннего развития. Второй фактор определяется социальными потребностями общества в подготовке людей к разнообразным формам и способам жизнедеятельности. С этой целью создаются средства и методы комплексного воздействия на человека.
Наиболее общей социальной потребностью в советском обществе является всестороннее и гармоническое развитие людей и создание объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований.
Человека и его культуру создал труд, т. е. преобразующая деятельность, в процессе которой человек, изменяя природу, изменял и свою собственную природу. Как органическая часть культуры, физическая культура также решает проблему воспроизводства человека, его сил и способностей, является одним из важных средств формирования культуры человека и общества.
Связь физической культуры с культурой общества в целом обусловлена единством их происхождения и ролью в формировании человека, а также взаимным влиянием всех частей культуры в процессе ее развития. Поэтому физическая культура является внутренне присущей человеческому обществу частью культуры на любой стадии его развития.
Физическая культура связана с такими общекультурными сторонами жизни общества, как экономика, политика, образ жизни, историко-этнографические особенности развития народов и др. Она обогащает общество такой информацией, какую культура не может получить ни из какого другого источника (например, о деятельности человека в экстремальных условиях космоса, спорта).
Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением только задач физического развития, а выполняет и другие социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики. Она не имеет границ — социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических. Однако в классовом антагонистическом обществе физическая культура всегда имеет классовый характер.
Физической культуре посвящены специальная литература, средства массовой информации (журналы, газеты, кино, радио, телевидение). Она способствует возникновению новых направле-
яий в развитии материальной и духовной культуры (техника, стро
ительство, наука, художественная литература, музыка, кино, архи
тектура, театр, живопись, скульптура). Все это взаимосвязано
и выступает-одной иа форм проявления социальной обусловлен
ности и классового характера физической культуры как специ
фической "Области общественно необходимой деятельности. Так,
например, "физическая культура удовлетворяет потребности лю
дей в общении, в играх и развлечениях. в пе.рр.мр.нр. двяталъдрсти,
в некоторый фирМсЯ^самовыраженй'Й личности через социально-
&ктЩ^ую'^п^^^-?^'г'>^тп^' """*"""—"•"-"""'"""' * -
Физическая культура включает в себя науку (комплекс специальных научных дисциплин), органы руководства и управления, систему организации, кадры и систему их подготовки (физкультурное образование), материальную базу (инвентарь, оборудование, базы, Дворцы спорта и т. п.). В ее содержание входит также специфическая двигательная деятельность и активность людей, основой которых являются физические упражнения.
Физическая культура имеет деятельную (т. е. сами процессы деятельности) " р fi ft у т ь т п т гг п п у гп (л виде специфических материальных, духовных и иных ценностей, полученных в данной области) стороны. К ним относится степень физического совершенства людей и физической их подготовленности к труду и другим формам общественно полезной жизнедеятельности, состояние здоровья, осознанный интерес к физическим упражнениям, внедрение физической культуры в жизнь и быт советских людей и многое другое.
Советская физическая культура, тесно связанная с политикой партии, способствует коммунистическому воспитанию. Именно поэтому она всегда была и остается одним из важнейших и обязательных средств всестороннего развития человека.
В нашем обществе всестороннее и гармоническое развитие ин
дивида осуществляется не только в интересах общественного про
изводства, но и самого человека. <Фииздз£ская культура личности
представляет собой ту часть-культуры человека.'^'Г^^'^п^е^ЗВР"
^ ет стёгГЕнь радвихия^физических сил и двигательных наЪыковГ"а
'также уровень жизнедеятельности и жизнеспособности человека,
"Состояние е.щ здоровья, раскрывает пот^циаЯШШ'^ЗШбЖШ^Ж'
физической деятрльупггр* ■*f*fft'R?4?'"Пптимя~льн1мУ"ур^^чУ^ияи'"Р!'
лЗГощ развития"^ггает возможность осуществлять на высоком урТов-
JS^ft0Фeccйш^aлl^ . куль;
^УЛЗ-выступает как обширная социальная ~о"бласть^ проявления результатов содержательного творческого труда, личных дарова-