Упражнение «Ролевые ситуации».

Задача упражнения: познакомить подростков с различными видами предрассудков.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение:

• что общего во всех проигранных сценках?

• познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке?

• почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?

• как чувствуют себя жертвы предрассудков?

• заслуживают ли они такого обращения?

• попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?

• как они себя вели, кто им помог?

• как можно предотвратить подобные ситуации?

Сценарии.

  • Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему "ты не мужчина".
  • Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали "значит, ты бедная" и не захотели с ней играть.
  • Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.
  • Зарина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в школьной столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.
  • Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - мусульманин. Реакция родителей негативная.
  • Недавно в классе узнали, что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат – террористы.

Занятие пятое. «От слов – к делу».

Цель занятия: помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.

Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя, должны быть готовыми применять полученные на тренинге навыки в различных реальных жизненных ситуациях.

Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях.

Оборудование: карточки по числу подгрупп..

Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.

Затем пара рассказывает о возможных вариантах решения ситуаций и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:

• что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?

• что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?

• могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

Обсуждение:

• попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;

• как они вели себя в таких случаях?

• что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?

• что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?

• что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то обидные. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".

• Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

• Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.

• Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

Карточка 2. СВАСТИКА.

На стене школы вы увидели свастику. Ваши действия:

• Пройду мимо и не замечу

• Напишу рядом "смерть всем черным"

• Незаметно сотру ее

• Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.

Карточка 3. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и чукчами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты при этом очень смешные.

• Я тоже вспомню парочку анекдотов и расскажу.

• Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

• Попрошу не рассказывать таких оскорбительных анекдотов.

Карточка 4. ВОЙНА.

Один ваш друг в компании рассказывает, что все арабы и вообще мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

• Сделаю вид, что не услышал этой реплики.

• Объясню друзьям, что это - предрассудок.

Карточка 5. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.

• Я послушаюсь папу, все-таки он – взрослый.

• Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.

• Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что мой друг - интересный и талантливый и проблема будет решена.

В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными и человечными!

Наши рекомендации