Синтаксические средства выразительности
Научный | Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов |
Публицистический | Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений |
Художественный | Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения. |
Официально-деловой | Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены) |
БОГАТСТВО РЕЧИ
Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (Миг – момент; огромный – громадный). Синонимы отличаются оттенками значений (хохотать – смеяться) или по стилистической окраске (нехватка – дефицит). В словаре синонимов обычно указывается синонимический ряд. Например: идти – шагать – ступать – топать (прост.), вышагивать, выступать, шествовать, переть (прост.) (Словарь синонимов. Под ред. А.П. Евгеньевой). В устной и письменной речи возникают ошибки в результате неправильно выбранного синонима. Например: Всё отобрал фашист, господствующийв их деревне(из сочинений абитуриентов). Правильно: хозяйничающий.Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть выполнены. Правильно: осуществлены.
Паронимами называются слова, сходные по звучанию, но разные по значению. Сравните слова: ритмический и ритмичный. Они имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмический – основанный на ритме; ритмичный – чувствующий ритм или обладающий ритмом.
Пример неправильного выбранного паронима: Он дал мне дружественный совет. Правильно: дружеский.
Представить – 1. Предъявить, сообщить, 2. познакомиться с кем-либо
3. ходатайствовать (о награде, о повышении), 4. составить, обнаружить, 5. изобразить, показать.
Предоставить – 1. отдать в чье-то распоряжение, пользование, 2. дать право, возможность сделать, осуществить что-либо, 3. разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра.
Средства художественной выразительности,
характерные для художественного и публицистического стилей:
- тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора
I. Фонетические (звукопись)
Средство выразительности | Определение | Пример |
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши –стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность |
II. Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения | И вы не смоете всей вашей чернойкровью/ Поэта праведнуюкровь. Парус одинокий;весёлый ветер;болтушкасорока;жадновсматривается. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Метафора | Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазныефонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонноеозеро, слов моих сухие листья,луковкицерквей,теплыйприем, цепьгор, хвостпоезда. |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейкув дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз(французская армия) |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетво-рение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнцзакат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла(башня); говор(ропот) волн; шум(шелест) листвы. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварствои любовь; Белейлишь блеск,чернеетень. |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылыйсерафим Наперепутьемне явился... |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) | Петух – кочет, ковшик -корчик, разравнивать граблями - скородить |
Жаргонизм | Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь» вместо «бездарность» |
Афоризм | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
III. Стилистические фигуры
Анафора (лексический повтор) | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Этоутро, радость эта, Этамощь и дня и света, Этотсиний свод, Этоткрик и вереницы, Этистаи, этиптицы… |
Эпифора (лексический повтор) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построениеконца предложений | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любилтебя. |
Композиционный стык (лексический повтор) | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меняРодина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь. |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный– умкороткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли. |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились,горели, сиялиогромные синие глаза. Но ты должен понятьэто одиночество, принятьего, сдружитьсяс ним и духовно преодолеть... |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) | Он пришёл – пришёл он;Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Параллелизм бываетпрямой: Травойзарастают могилы - давностью зарастаетболь и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами | Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога!Икак чудна она сама, эта дорога. |
Бессоюзие | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов | Швед, русский колет, рубит, режет… |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
Умолчание | Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу | Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. |
Парадокс | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению | Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше |
Оценочная лексика | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов | Пушкин – это чудо. |
Экспрессивная лексика | Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Орфоэпия– совокупность правил нормативного литературного произношения. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например пуловер, потому что слово пришло из английского языка (pullover) нувориш – из французского (nouveauriche).
Склонение числительных
В составе количественных числительных склоняется каждое слово. При смешанном числе существительным управляет дробь и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 2/3 кг (семь и две третьих килограмма, но семь килограммов). Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: И.+В. полтора, полтораста; Р., Д., Т., П. полутора, полутораста. В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -а.
Таблица №1