На что следует обратить внимание при анализе претендента.

ДО ИНТЕРВЬЮ:

1. Как ведет себя претендент в ожидании интервью:

· Представился ли он

· Молчалив или болтлив

· Зажат или раскован

· Что делал в ожидании интервью

2. Реакция при встрече с интервьюером:

· Характер приветствия

· Характер рукопожатия

· Эмоциональное состояние

ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ

1. Невербальное поведение

· Открытая поза со свободными жестами

· Зажатая поза

Как претендент смотрит на интервьюера

· Естественно

· Избегает взгляда собеседника

Как слушает

· Дает понять, что слушает

· Внешне не реагирует

Как говорит

· Использует ли жестикуляцию для усиления речи

· Слишком много жестов или отсутствие необходимых

2. Вербально поведение

Как реагирует кандидат на жесткий, прямо поставленный вопрос

· защищается

· уклоняется от прямого ответа

· спокойно отвечает на вопрос

Какие вопросы вызывают затруднения при ответе

Надо быть реалистами: мы никогда не найдем идеального кандидата. Следовательно, необходимо ранжировать критерии.

КРИТЕРИИ важно желательно второстепенно
1.      
2.      
3.      

Вхождение в организацию, или адаптация

Целью системы адаптации является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:

1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность:

· Достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки

· Уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей

2. Сокращение уровня текучести кадров:

· Снижение кол-ва сотрудников, не прошедших испытательный срок

· Уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы

Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации являются:

· Получение полной информации, требуемой для эффективной работы;

· Снижение уровня неопределенности и беспокойства;

· Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом;

· Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения;

· Выстраивание системы взаимодействия с коллегами;

· Получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока;

Выгодами, получаемыми организацией с выстроенной системой адаптации, являются:

· Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;

· Выявление недостатков существующей в компании системы подбора;

· Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;

· Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода;

· Повышение лояльности сотрудника компании как работодателю.

Виды адаптации

Корпоративная адаптация

Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например:

· Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?

· Каковы стратегические цели и приоритеты компании?

· Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?

· Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения?

· Какова структура компании? Где какие подразделения расположены?

· Какова периодичность и технология планирования и отчетности?

· Какие действуют процедуры, регламенты?

· Кто и в каком порядке подписывает документы?

· и т.д.

Социальная адаптация

Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами.
На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

· Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?

· Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?

· Есть ли в компании какие-то группы, «лагеря», территории? Какие между ними взаимоотношения?

· С кем обедать? С кем курить?

· У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения?

· Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом?

· К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом?

· и т.д.

Организационная адаптация.

Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни / месяцы работы. Например:

· Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?

· Где можно разместить свои вещи?

· Как оформить постоянный пропуск?

· Кто настроит компьютер?

· Когда и где выдают зарплату?

· Как здесь пьют чай / кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?

· Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой рок-группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?

· Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?

· К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?

· Где взять положенный корпоративный мобильный? Мед.страховку?

· Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать на подарки и кому?

· Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?

· Когда будет отпуск?

· и т.д.

Наши рекомендации