На что следует обратить внимание при анализе претендента.
ДО ИНТЕРВЬЮ:
1. Как ведет себя претендент в ожидании интервью:
· Представился ли он
· Молчалив или болтлив
· Зажат или раскован
· Что делал в ожидании интервью
2. Реакция при встрече с интервьюером:
· Характер приветствия
· Характер рукопожатия
· Эмоциональное состояние
ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ
1. Невербальное поведение
· Открытая поза со свободными жестами
· Зажатая поза
Как претендент смотрит на интервьюера
· Естественно
· Избегает взгляда собеседника
Как слушает
· Дает понять, что слушает
· Внешне не реагирует
Как говорит
· Использует ли жестикуляцию для усиления речи
· Слишком много жестов или отсутствие необходимых
2. Вербально поведение
Как реагирует кандидат на жесткий, прямо поставленный вопрос
· защищается
· уклоняется от прямого ответа
· спокойно отвечает на вопрос
Какие вопросы вызывают затруднения при ответе
Надо быть реалистами: мы никогда не найдем идеального кандидата. Следовательно, необходимо ранжировать критерии.
КРИТЕРИИ | важно | желательно | второстепенно |
1. | |||
2. | |||
3. |
Вхождение в организацию, или адаптация
Целью системы адаптации является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:
1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность:
· Достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки
· Уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей
2. Сокращение уровня текучести кадров:
· Снижение кол-ва сотрудников, не прошедших испытательный срок
· Уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы
Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации являются:
· Получение полной информации, требуемой для эффективной работы;
· Снижение уровня неопределенности и беспокойства;
· Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом;
· Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения;
· Выстраивание системы взаимодействия с коллегами;
· Получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока;
Выгодами, получаемыми организацией с выстроенной системой адаптации, являются:
· Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;
· Выявление недостатков существующей в компании системы подбора;
· Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;
· Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода;
· Повышение лояльности сотрудника компании как работодателю.
Виды адаптации
Корпоративная адаптация
Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например:
· Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?
· Каковы стратегические цели и приоритеты компании?
· Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
· Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения?
· Какова структура компании? Где какие подразделения расположены?
· Какова периодичность и технология планирования и отчетности?
· Какие действуют процедуры, регламенты?
· Кто и в каком порядке подписывает документы?
· и т.д.
Социальная адаптация
Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами.
На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:
· Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?
· Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
· Есть ли в компании какие-то группы, «лагеря», территории? Какие между ними взаимоотношения?
· С кем обедать? С кем курить?
· У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения?
· Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
· К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом?
· и т.д.
Организационная адаптация.
Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни / месяцы работы. Например:
· Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
· Где можно разместить свои вещи?
· Как оформить постоянный пропуск?
· Кто настроит компьютер?
· Когда и где выдают зарплату?
· Как здесь пьют чай / кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
· Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой рок-группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
· Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?
· К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
· Где взять положенный корпоративный мобильный? Мед.страховку?
· Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать на подарки и кому?
· Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?
· Когда будет отпуск?
· и т.д.