Другой подход к оценке результативности сотрудника
Индивидуальная результативность = f (компетенции х мотивация)
Эта формула позволяет руководителям получить гораздо больше информации о том, что же, собственно, происходит на рабочем месте, какие факторы в большей степени определяют показатели результативности конкретного работника. Почему эта формула так важна? Два человека с различным уровнем компетентности могут демонстрировать одинаковую результативность. При этом приемлемые результаты деятельности работника с более низкой компетентностью обеспечиваются за счет более высокой мотивации.
Сегодня уже разработаны достаточно надежные методики для объективного измерения уровней компетентности и мотивации. Для того чтобы проанализировать полученные данные, построим матрицу, осями которой будут компетентность и мотивация. Поскольку результативность зависит от обоих параметров, то мы можем получить четыре различных ситуации.
- низкая компетентность + низкая мотивация = низкая результативность (персонал — балласт).
- высокая компетентность + низкая мотивация = средняя результативность (персонал — ресурс). Недостаточно разработана система мотивации сотрудников.
- низкая компетентность + высокая мотивация = средняя результативность (персонал — издержки).
- высокая компетентность + высокая мотивация = высокая результативность (персонал — актив).
Представление итоговых оценок результативности в виде матрицы помогает нам не только более объективно оценить ситуацию в подразделении, но и выявить тенденции ее изменения, наметить пути улучшения положения — то есть, собственно управлять результативностью!
Кроме того, анализ результатов матрицы позволяет выявить серьезные проблемы в сфере управления персоналом в компании, оценить качество процессов управления людьми:
- если работник, демонстрирует низкий уровень развития компетенций и низкий уровень мотивации, скорее всего — это ошибка подбора;
- если высокомотивированные сотрудники демонстрируют недостаточный уровень развития профессиональных компетенций, то налицо проблемы в области обучения и развития;
- если профессионалы демонстрируют низкий уровень мотивации, то возможны проблемы с системой стимулирования, корпоративной культурой и/или качеством управления компанией в целом.
Без учета оценок результативности невозможно оптимизировать трудовую деятельность, повысить отдачу от каждого работника (а ведь это одна из основных целей управления). Для решения этой задачи необходимо выстроить в компании систему управления персоналом, включая гибкую систему стимулирования (справедливую и мотивирующую), систему оценки результатов деятельности и, о чем сегодня многие забывают (а молодые специалисты просто не знают) — эффективную систему организации труда.
Обратная связь
Обратная связь – ключ к качественной работе и инструмент мотивации для сотрудников.
Функции обратной связи (FB):
Регулярная обратная связь рассматривается как ключ к развитию компетенций сотрудника. Она позволяет наделить сотрудника полномочиями для достижения поставленных перед ним целей. Что же помогает сотруднику увеличить свои навыки и самоотдачу?
Получение информации
Сотрудник нуждается в получении новой информации по процессу выполнению задачи. Оценка своих возможностей и навыков - важный мотивационный фактор. Именно обратная связь помогает работнику поменять отношение к задаче, делая его более позитивным, помогая сотруднику достичь результата.
Вселение уверенности
Как мы говорили ранее, когда команда и руководитель открыт для коммуникации, результативность работы повышается. Важно, чтобы сотрудник чувствовал себя членом компании. Он так же, как и руководитель хочет испытывать чувство принадлежности к команде.
Сотрудник стремится довериться тому, кто показывает заинтересованность в нем. Давая обратную связь, мы показываем интерес к сотруднику.
Ограничение нежелательного поведения.
Именно FB является одним из наиболее эффективным инструментом, который есть в наборе руководителя для корректировки нежелательного поведения сотрудника.
Нам обычно легко найти проблемы в выполнении работ, но, как правило, нам не всегда легко удается конструктивно и эффективно использовать обратную связь для изменения нежелательного поведения.
Поощрение
Даже добившись успеха, сотрудник хочет оценки деятельности. И если руководитель желает видеть подобное поведение в будущем, он поощряет работника.
Какой должна быть эффективная обратная связь:
- Конкретная – основанная на конкретных примерах поведения. Не обобщайте и не делайте глобальных выводов типа: «ты постоянно опаздываешь на работу», скажите «ты вчера опоздал на 15 минут»
- Сбалансированная – позитивная и негативная. Исследования показывают, что людям тяжело слышать негативную информацию о себе и очень трудно воспринимать более двух негативных фактов единовременно. Учитывайте этот момент, когда даете обратную связь, и чередуйте негативную информацию с позитивной – принцип бутерброда.
- Своевременная – в следующий подходящий момент. Обратная связь должна даваться незамедлительно после поступка, который вы хотите поощрить или изменить, но обязательно наедине.
- Адаптированная под человека, который перед вами. Все люди разные – есть более или менее чувствительные, есть более или менее готовые к критике, более или менее мотивированные, более или менее готовые развиваться.
Адаптируйте то, что вы хотите сказать под человека, который перед вами.
- Фокусированная на примерах поведения, которые могут быть изменены.
- Нейтральная – не высказывайте суждений. Не высказывайте суждений: « ты не пунктуален», «так не поступают», « так это не делается» - оперируйте. конкретными примерами поведения.
- Ваша – я думаю, я чувствую… Всегда давайте обратную связь от первого лица - это то что думаете ВЫ. Не говорите, например, что « все знают, что ты плохо работаешь».
Как принимать обратную связь:
- Будьте позитивно настроены
- Не оправдывайтесь
- Избегайте оборонительной позиции
- Задавайте вопросы для ясности
- Просите примеры поведения
- Суммируйте полученную информацию
- Скажите «Спасибо»
- Подумайте что и как можно улучшить