Возможные способы изложения материала
Индуктивный способ –изложение материала от частного к общему.
○1○2○3 ●(где ○1 –частное,● – общее)
Дедуктивный способ –изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательству).
●○1○2○3
Метод аналогии –изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов; рассуждение и описание по аналогии с известным).
○1 ↔○2
Ступенчатый метод –последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущему.
○1○2○3
Исторический способ –изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).
○1○2○3
Концентрический способ –расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.
●○1●○2 ●○3
Использование различных способов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
Описание –это словесное изображение кого-либо или чего-либо
ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК 1 +ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3…
Повествование – рассказ о событиях. Создать текст-повествование –передать последовательность различных действий, событий.
ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 …
Рассуждение –это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.
РАССУЖДЕНИЕ = СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 …
III. Словесное оформление публичного выступления
Словесное оформление речи подчиняется систематизированному представлению о литературной норме, а также о языковых «спецсредствах», которые делают речь разнообразнее и выразительнее и благодаря этому усиливают воздействие речи на адресата. В риторике таких средств много, они называются риторическими фигурами. Риторическая фигура (от лат. figura – очертания, внешний вид, образ) – необычное построение словосочетания, предложения или группы предложений, которое применяется, чтобы речь стала более запоминающейся, убедительной, занимательной. К риторическим фигурам относят риторический вопрос, риторическое обращение и восклицание, антитезу, риторическое сравнение, введение чужой речи. Чтобы слушатели лучше поняли и запомнили произнесенное, ораторы используют, например, уподобление, повтор мысли, единоначатие.
Риторический вопрос – предложение, которое по интонации и структуре – вопросительное, а по цели высказывания – повествовательное или побудительное. Риторический вопрос не требует ответа. Его основные цели: привлечь внимание адресата, сформировать у него желательное для адресанта отношение к содержанию высказывания.
Еще одной риторической фигурой является риторическое обращение к реальному / нереальному (подразумеваемому) адресату, лицу или предмету. Риторическое обращение обязательно интонационно окрашено – положительно или отрицательно. Так выражается эмоциональность риторического обращения, отношение ритора к адресату.
Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно. Используется риторическое восклицание в моменты наивысшего напряжения в речи, когда слов уже недостаточно, чтобы выразить чувства ритора. Восклицание так же, как и вопрос, выражает внутреннюю убежденность оратора.
Антитеза (от греч. antithesis – противопоставление) – риторическая фигура, которая подчеркивает противоположность, противопоставление, контраст предметов, понятий, явлений. Основные цели антитезы – прояснить сущность предмета, понятия или явления или дать ему оценку, показывая на фоне противоположного предмета или с противоположных сторон. Антитеза выступает как способ обострения противоречия, выявления конфликта.
Основные мысли публичной речи можно выразить и с помощью риторических сравнений, которые позволяют сопоставить абстрактные понятия с конкретными, хорошо знакомыми адресату, и в результате сделать мысль яснее, зримее, убедительнее.
Конечно, это не полный перечень риторических фигур. Само по себе их наличие не является залогом выразительности. Разнообразные фигуры и тропы необходимы не для украшения речи, а для органичной передачи ее внутренней экспрессии и убеждения адресата.
IV. Аргументация и ее виды
Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая область знаний – теория аргументации. Специалисты выделят логическую и коммуникативную аргументацию. Логическая аргументация заключается в отыскивании доводов (аргументов) для некоторого тезиса, выражающего определенную точку зрения. Коммуникативная аргументация – процесс передачи и истолкования информации, зафиксированной в тезисе аргументатора, оказания убеждающего воздействия на адресата.
Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают доводы сильные и слабые. Довод, против которого можно найти трудно опровергаемое возражение, называют слабым. Если оппонент вынужден согласиться с доводами без каких-либо уточнений, значит, был применён сильный довод. Применение доводов определяется поставленными целями. Кроме того, оратор должен понимать, что доводы, убедительные для одной аудитории, могут оказаться неубедительными для другой. Поэтому оратор должен продумать систему логических и коммуникативных доводов с учетом особенностей аудитории.
ПОВТОРЯЕМ ПУНКТУАЦИЮ!