I. Понятие о функциональном стиле как разновидности литературного языка
В зависимости от ситуации общения, назначения, функции и целей речи формируется стиль.
Функциональные стили речи– разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и различаются отбором языковых средств.
В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, которые выступают преимущественно в письменной форме, и разговорный. Некоторые ученые в качестве функционального стиля выделяют также художественный, который функционирует в сфере искусства слова.
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это определяет отбор языковых средств.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те, в свою очередь, определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Стилеобразующие факторы, влияющие на языковые особенности конкретного текста:
1. Сфера общения (общественно-политическая, научная, правовая, бытовая).
2. Цель общения (передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие).
3. Функция языка и речи (коммуникативная, этикетная, эстетическая, функция воздействия).
4. Способ общения (массовый, личный; контактный, неконтактный, косвенно контактный).
5. Вид речи (монолог, диалог, полилог).
6. Форма речи (письменная, устная).
7. Способ изложения (констатация или утверждение, произвольный, художественно-образная конкретизация).
8. Объективность (есть или нет).
9. Точность (есть или нет).
10. Ясность (есть или нет).
11. Экспрессивность (есть или нет).
12. Стандартизированность (есть или нет).
13. Полнота изложения (есть или нет).
Функциональные стили неоднородны: каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее коммуникативной направленности. Именно они диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая.
Выбор жанров устной речи зависит от того, является ли коммуникация официальной / неофициальной, публичной / непубличной. Отчет, информация, ораторское выступление, доклад, лекция, рассказ на бытовую тему – жанры устной речи. Выбор жанров письменной речи определяется, кроме стилевых различий, темой и содержанием речи. Статья, реферат, аннотация, рецензия, отзыв – жанры научного стиля; заявление, объяснительная записка, приказ, протокол, справка, деловое письмо – жанры официально-делового стиля; интервью, очерк, заметка, репортаж – это жанры публицистического стиля; стихотворение, басня, рассказ, повесть, очерк, роман, эссе и др. – жанры стиля художественной литературы.
В соответствии с функционированием речи в определенной социально значимой сфере общественной деятельности выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорный.
II. Научный стиль речи
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности.
Признаки научного стиля речи: объективность, логичность, доказательность, лаконичность, убедительность, точность, безличность.
Подстили: собственно-научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.
Основная функция научного стиля – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.
Жанры научного стиля:
Функционально-стилевая классификация | Жанровая классификация |
Собственно научный стиль | Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-информативный подстиль | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный подстиль | Словарь, справочник, каталог |
Учебно-научный подстиль | Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный подстиль | Очерк, книга, лекция, статья |
Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.
Адресатами произведений научного стиля, как правило, являются специалисты – читатели и слушатели, подготовленные к восприятию научной информации.
Языковые особенности научного стиля.
Научный стиль представляет собой разновидность литературного языка, его функционально-стилевую подсистему, которая состоит из единиц различных языковых уровней: лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Научный стиль имеет свои особенности в использовании элементов этих уровней, в выборе языковых средств.
Языковые средства, характерные для научного текста:
1. Термины (адаптация, фактор, штуцер, газлифт и т.п.).
2. Номинативные конструкции (принятие решения, необходимость создания, плотность смеси и т.п.).
3. Глагольно-именные словосочетания (происходит рост, произвести вычисления, провести реконструкцию и т.п.).
4. Сложносоставные существительные (станок-качалка, блок-схема, седло-шарик и т.п.).
5. Причастные и деепричастные обороты (кроме работ, перечисленных при текущем ремонте; находясь на оси седла; затрудняя ремонтные работы; попадая в атмосферу и т.п.).
6. Сложные предлоги(в отличие от...).
7. Сложные союзы (в силу того что, в то время как, несмотря на то что, между тем как и т.п.).
8. Вводные слова и вводные конструкции (во-первых, с одной стороны, с другой стороны и т.п.).
9. Определенно-личные предложения (рассмотрим описание этого метода…).
10. Неопределенно-личные предложения (регулирование процесса разработки сводят к …, для расчета используют…).
11. Безличные предложения (можно сделать следующие выводы…).
12. Страдательные конструкции (смазка зубчатых колес осуществляется…, станки комплектуются…).
13. Сложноподчиненные предложения (необходимо подчеркнуть, что…, …зависит от ряда факторов, основными из которых являются…).
14. Бессоюзные сложные предложения (Принцип работы элементов системы на всех месторождениях одинаковый: на АГЗУ (автоматизированные групповые замерные установки) фазы не разделяются).