Определите, в каком функциональном стиле написан текст. Дайте анализ языковых средств, используемых в тексте (по уровням языка)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык и культура речи»

Вариант 8

1. Перепишите, поставив ударение. Если есть варианты, укажите.

Атлас ( атлАс), диалОг, докумЕнт, еретИк, бензопровОд, сабО, сковородА, каталОг, щавЕль, квартАл, тОрты, оптОвый, избалОванный, маркЕтинг и мАркетинг, бАрмен, йОгурт, джинсОвый, жалюзИ.

2. Распределите слова по произношению, поставьте ударение.

Твердый согласный перед Е: полонЕз, адеквАтный, тЕзис, детектИв, тендЕнция, сЕпсис, тЕст, бижутЕрия.

Мягкий согласный перед Е: сЕрвис, дефилЕ, крЕм, свИтер, сЕссия, кОфе.

Произношение ЧН: горЯчечный, яИчный, трЯпочный.

Произношение ШН: ИльИнична, скворЕчник.

3. Укажите род имен существительных:

Бренди ( ср.р) , протеже (м.р.), салями (ж.р.), авеню ( ж.р.), сирокко (м.р.), бенгали (м.р.), канапе (ср.р), канотье (ж.р.), Онтарио (ср.р.), шимпанзе (м.р.), гризли (м.р.) , Чили (ж.р.), салями (ж.р.), тюль (м.р.), рояль (м.р.), кофе (м.р.).

4. Просклоняйте числительное, запишите словами: 8091.

И.п восемь тысяч девяносто один

Р.п. восьми тысяч девяносто одного

Д.п. восьми тысячам девяносто одному

В.п. восемь тысяч девяносто один

Т.п. восьмью тысячами девяносто одним

П.п. о восьми тысячах девяносто одном

5. Объясните различие в значении слов:

Гордость – гордыня

ГО́РДОСТЬ, -и, ж.
1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.
2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой.
3. Кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.
4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

ГОРДЫ́НЯ, гордыни, мн. нет, ·жен. (·книж. ·устар. ). Непомерная гордость (см. гордый в 4 ·знач.), высокомерие.

штамп – штемпель

Штамп -ручной инструмент, изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные материалы.

Штемпель- термин, означающий металлический инструмент для чеканки монет или медалей.

диалекты – диалектика

Диалект- (от греческий dialektos - говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью.

Диалектика-- от греческий dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

электрический – эклектичный,

Электри́ческий— направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.

Электичный –сборный, разностильный,

косный – костный

Костный — состоящий из костей, имеющий костную основу.

Косный — застойный, неразвивающийся.

ящер – ящур – ящерица

Ящер- суперзлодей, персонаж комиксов.

Ящур - млечное животное жарких стран, все тело в крупной чешуе.

Ящерицы-подотряд пресмыкающихся отряда отряда чешуйчатых

поглотить – проглотить.

Поглотить

1.Съесть,проглотить.

2.перен.Принять в себя, в свои недра.

3. Пропитавшись чем-нибудь, вобрать в себя. Поглотить влагу.

Проглотить

1. Пропустить через глотку в пищевод.

2. Выслушать что-н. обидное, неприятное, оскорбительное без всякого протеста

3. Быстро прочитать

6. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, выражение. Назовите тип ошибки, объясните, в чем она заключается. Дайте исправленный вариант.

А) Неоднократно отмечалось в печати об ограниченном ассортименте товаров..

Неоднократно в печати говорилось об ограниченном ассортименте товаров. Отмечаться может только ЧТО-ТО

Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.

Дебют — это первое выступление, второй раз дебютировать нельзя

В) Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются.

Не пассажиры, а животные.

Г) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.

Пялили (разговорная форма) и очи (архаизм, возвышенный стиль) не сочетаются. Просто "безмолвно смотрели/взирали на него".

Д) Я сломала каблук у правого туфля.

У правой туфли, тУфля — ж.р.

Е) Он занимал выборочную должность.

Выбранную должность. Ту, что он выбрал, а не выборочную, т.е. частичную.

Ж) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

Уровень повысился

З) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.

Более сильнее — грубая ошибка, т.к. это сочетание соединяет простую и сложную степени сравнения. Либо "более сильно", либо "сильнее".

И) Следует различать различные подходы к данной проблеме.

Различать различные — однокоренные слова, создающие ощущение тавтологии.

Следует разграничивать различные подходы к данной проблеме.

К) Интересующих вас лиц вышлем почтой.

Лиц почтой выслать нельзя. Здесь не хватает первого слова, обозначающего то, что же высылают. Это или фамилии, или фотографии, или списки и т. п.

Определите, в каком функциональном стиле написан текст. Дайте анализ языковых средств, используемых в тексте (по уровням языка).

...В случае сохранения указанном тенденции бюджет в октябре т. г. недополучитсредств от налогов и платежей, контролируемых Государственной налоговой службой, в сумме 7,3 трлн. рублей или 52% от утвержденного задания и от ресурсов, поступление которых контролируется Государственным таможенным комитетом около 0,5 трлн. рублей, соответственно - 20%.

Ухудшение динамики собираемости налоговых платежей предопределяется рядом факторов. (...)

В части внешнего финансирования дефицита получить средствасверх сумм очередного транша МВФ и связанных кредитов зарубежных государств не представляется возможным.

Возможности внутреннего финансирования бюджетного дефицита также находятся у предельной отметки: уже получены средства в сумме около 1 трлн. рублей от размещения восьмого транша ОГСЗ, существенные дополнительные поступления от размещения на рынке ГКО-ОФЗ до конца октября маловероятны.

На сегодня обслуживание государственного внутреннего долга достигло 7% ВВП, дефицит федерального бюджета с учетом этих затрат превысил 10% ВВП.Финансирование дефицита бюджета за счет роста внутреннего долга в этих условиях исключено. (...)

Текст написан в официально–деловом стиле для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). Данный текс, скорее всего, является частью аналитического отчета.

В тексте информация указана точно, отсутствуют слова эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом тексте используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные. Отбираемые в тексте языковые единицы призваны к тому, чтобы максимально точно, однозначно передать соответствующие понятия, факты

Наши рекомендации