Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л.

Культура средневековья

Н.В. Якушкина

6.1.

Общая часть

Понятие «средние века» возникло в XV в. в среде итальянских гуманистов для обозначения периода, отделявшего их время от античности. Античная ученость и античное искусство воспринимались гуманистами как идеал и образец для подражания. С этой точки зрения время, разделявшее эпоху Возрождения и античный мир, виделось как перерыв в традициях книжности, как упадок искусств.

Такаяоценочность по отношению к средневековью, отразившаяся в самом термине, сохранялась на протяжении нескольких веков. Известны отрицательные и даже пренебрежительные высказывания просветителей в отношении этого периода.

Эта ситуация изменилась лишь в XIX в. Сначала романтики создали свой образ средневековья. Благородные рыцари, воспевающие прекрасных дам и совершающие подвиги в их честь, таинственные замки и далекие от обыденности чувства - все это романизм противопоставлял современной ему действительности.

С середины XIX в. формируются новые подходы к средним векам в рамках исторической науки. Возникновение понятий Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru «цивилизация» и Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru «формация» позволило рассмотреть средневековье системно. Цивилизационный подход дал возможность увидеть средневековую Европу как общность людей, проживавших на определенной территории, связанных единством религии, обычаев, нравов, быта и т.д. Формационный подход представил средневековье в качестве определенной ступени в развитии общества, в основе которой - феодальный способ производства и соответствующие производственные отношения.

Взгляд на средние века как на одну из ступеней в общественном развитии позволил в дальнейшем перенести понятие средневековья на внеевропейские культуры. Для сторонников этого подхода средневековая Европа и Русь, средневековый арабо-мусульманский мир и средневековый Дальний Восток в своем многообразии типологически едины.

В качестве наиболее важных типологических признаков средневековья называют следующее. С точки зрения социально-экономической средние века - это время становления, утверждения и расцвета феодализма, хотя его конкретно-исторические варианты существенно различались. Этнокультурные основания этого исторического этапа можно представить как синтез культур народов, имевших многовековые традиции государственности и народов, находившихся на стадии разложения родового строя.

В качестве чрезвычайно важной особенности средневековых культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом.

В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт - церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества.

Как характеристику средневековья можно назвать и то, что с этого времени стало возможным говорить о мировых религиях, чего древний мир не знал. Буддизм и христианство, возникшие еще в рамках культур древности, в средние века превращаются в религии мирового масштаба. Ислам возникает и распространяется в период средневековья.

Типологически сходные особенности средневековых культур реализовались в различных формах, каждая из этих культур прошла свой путь, индивидуальный и неповторимый.

6.2.

Культура Византии

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии.

В 330 г. император Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru Константин основал новую столицу Римской империи и назвал ее в свою честь Константинополем. Место для нее он выбрал на Востоке, там, где находился греческий город Византии. В 395 г. в результате окончательного разделения Римской империи на две части Восточная Римская империя стала самостоятельным государственным образованием. Люди, населявшие это государство, называли его Римской империей, а себя - римлянами, «ромеями». Привычное нам наименование «Византия» относится к более позднему времени. Впервые оно появилось в XIV в., а укрепилось в западноевропейской литературе в XVI-XVII вв.

В то время как Западная Римская империя приходила в упадок, Восточная набирала силу. Ряд обстоятельств этому благоприятствовал.

В первую очередь следует назвать удачное расположение. Византия занимала обширные территории: Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, часть грузинских земель и южное побережье Крыма. Таким образом, в состав Восточной римской империи вошли более плодородные земли, находящиеся в более благоприятной по сравнению с Западной Римской империей климатической зоне. На территории Византии было больше полезных ископаемых, находились месторождения нефти и, что очень важно, здесь проходили разнообразные торговые пути. Благодаря своему расположению Византия стала областью интенсивных культурных контактов и культурного обмена, что всегда ведет к быстрому культурному движению.

Существенными следует считать и социально-экономические факторы, приведшие к укреплению государственности, к созданию более эффективной, чем в Западной Римской империи, экономической системы. Во-первых, труд свободных ремесленников в городах успешно конкурировал с рабским, византийские города в отличие от западноевропейских были крупными экономическими и культурными центрами на протяжении практически всего периода средних веков. Во-вторых, на начальных этапах существования византийского государства большую роль играло общинное крестьянство, что делало сельское хозяйство Византии более эффективным по сравнению с западными землями.

Немаловажен и тот факт, что Константинополь создавался как христианский центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Христианская церковь и светская власть укрепляли и поддерживали друг друга. Это определило силу верховной власти на протяжении большей части истории Византии.

Историки, культурологи и искусствоведы выделяют различные периоды в истории культуры и искусства Византии. Наиболее распространенная классификация выглядит следующим образом.

Время с IV по VII в. определяют как ранний период, иногда внутри этого периода ГV и V вв. называют временем формирования византийской культуры, а VI и VII вв. - первым ее расцветом. Отмечают также, что до VI в. в общественной и политической жизни преобладали позднеантичные формы, а с конца VI в. формируются собственно средневековые.

Второй этап существования культуры Византии принято называть средним, он продолжался со второй половины VII в. до XII в. Внутри этого этапа тоже можно выделить несколько более мелких периодов. В первую очередь это период иконоборчества - VII в. - первая половина IX в. IХ-Х вв. иногда предлагают называть по правящей Македонской династии, аХI-ХII вв. - по Комнинской династии.

Последний - поздний - этап в истории культуры Византии продолжался с XII по XV вв. Начался он с разрушительного нашествия крестоносцев, а завершился падением Константинополя. На этом история Византийского государства закончилась, хотя импульсы, которые дала Византия культурам других народов, предоставили возможность византийской культуре, так сказать, пережить византийскую государственность.

Культура Восточной Римской империи сформировалась как сплав различных древних культур: греко-римской, эллинистической культуры Средиземноморья, восточных культур. Доминирующей в этом культурном сплаве можно считать культуру греческую, которая гак или иначе оказала существенное влияние практически на все культуры Средиземноморья.

Основой, на которую опирался этот сложный культурный сплав, выступила христианская религия. Не замыкаясь внутри каких-либо этнических границ, христианство объединило людей разных культурных традиций и стало стержнем средневековой культуры Византии.

Средневековая культура вообще, и византийская культура в частности, не порывала с традиционализмом, присущим древнему миру. По-прежнему верность традиции и следование канону оставались важнейшей характеристикой культуры, по-прежнему традиции и каноны определялись главным образом религиозными идеями и религиозной практикой. Существенную разницу можно увидеть только в самих религиозных системах. На смену древним политеистическим религиям, весьма прагматичным и даже утилитарным по своей сути, пришла более сложная и совершенная монотеистическая религиозная система, в основе которой лежали этические представления, которая объединила людей вне зависимости от их этнической и культурной принадлежности.

IV и V вв. можно считать своеобразным мостиком от античности к средним векам, временем, когда формировались основы новой культуры. Она была проникнута христианским миросозерцанием, которое определило все стороны культуры. Тем не менее дохристианская традиция, точнее - языческая эллинистическая традиция в Византии, не прекратила свое существование. Она стала, так сказать, опорой и формой существования новой христианской культуры.

Христианское богословие, в рамках которого существовала и философская мысль, многое заимствовало из религиозных и философских идей древности.

В образовании сохранялись античные формы: организация обучения в школах, состав дисциплин воспроизводил основные принципы античного образования. На практике учебные предметы в разных школах были различны, но за образец бралась школа античности, имевшая два уровня образования. Первая ступень заключалась в изучении «тривиума» - грамматики, риторики и диалектики. Вторая ступень предполагала постижение арифметики, геометрии, музыки и астрономии - так называемого «квадриума». Продолжали существовать крупнейшие центры образования - в Александрии, Афинах, Антиохии.

Античная традиция преобладала и в искусстве раннего периода византийской культуры, христианство еще только начинало вырабатывать свою символику и иконографию, формировать собственно христианские каноны.

Римская базилика стала архитектурной формой храмового строительства в Византии. Живопись ранней Византии основывалась на античной изобразительности, христианские идеи были воплощены в прежних, дохристианских формах. Христианские сюжеты поэтому подчас можно было принять за сюжеты античные.

Уже в самый ранний период в Византийском искусстве устанавливается преобладание живописи над скульптурой, воспринимаемой как искусство языческое. И тем не менее античное скульптурное искусство продолжало жить - улицы Константинополя украсили многочисленные античные статуи, вывезенные из разных частей древнего мира.

На протяжении первых двух столетий существования Византии античная традиция преобладала и в словесном творчестве. Наряду с собственно христианской литературой многие жанры продолжали развивать те принципы, которые сложились в античной литературе. Это касается в первую очередь исторических хроник, это справедливо и в отношении лирики, эпистолографии, эпиграмм. Продолжали существовать и развиваться традиции античного ораторского искусства. Кроме того, сохранялось идущее из античности представление о том, что литературным языком следует считать аттический диалект: его должно использовать в сочинениях и речах образованных людей.

С VI в. начался постепенный отход от позднеантичных форм в искусстве и общественной жизни, возникала культура собственно средневековая, которая, хотя и опиралась на переработанное наследие древнего мира, исходила из принципиально новой картины мира.

Формирование самобытной, вобравшей в себя многое, но ни на что не похожей, византийской культуры пришлось на VI - начало VII вв. Расцвет византийской культуры, наступивший в VI в. - иногда его называют первым расцветом - во многом связан с политическим и экономическим подъемом и культурным взлетом, который произошел в годы правления императора Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru Юстиниана.

Государственная деятельность этого правителя была неоднозначна. С одной стороны, при нем Византийская империя достигла небывалой мощи. В результате успешных военных действий к ней были присоединены многие земли. Было централизовано административное управление государством, проведены аграрные реформы, давшие импульс развитию земледельческого хозяйства. Была систематизирована и законодательная основа. С другой стороны, решительность во внешнеполитических действиях и непоследовательность в политике внутренней уже в конце правления Юстиниана привели к усложнению внутренней и внешней ситуации Византийского государства.

Тем не менее формирование важнейших основ средневековой культуры Византии обычно связывают именно с этим правителем.

Решающим фактором стала окончательная христианизация культуры, произошедшая в это время. Юстиниан закрыл прославленную Афинскую школу, подведя тем самым черту под многовековой традицией античного образования, хотя неоплатонизм к тому времени успел повлиять на христианскую догматику и богословие.

Важнейшие особенности размышлений о человеке и мире вокруг него связаны с оживленными богословскими дискуссиями, расцветом словесного творчества. Особенно популярны были жанры историографии и эпиграммографии. В это время возникают и новые темы, сюжеты и жанры - формируется христианская литература. Возникает новый жанр поэзии - гимнический. Известный гимнограф Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru Роман Сладкопевцев создает знаменитый Акафист - 24 гимна в честь Богоматери по случаю чудесного избавления Константинополя от осадившего его вражеского флота.

Византия этого периода интенсивно застраивается. Появляются новые храмы, дворцы, оборонительные сооружения, интенсивная торговля потребовала строительства портов и укрепления прибрежных дамб.

Возникают новые архитектурные идеи в храмовом строительстве. Прежде всего это соединение базилики - прямоугольного в плане здания - с центрической постройкой. Синтез этих двух архитектурных типов дал прямоугольное в плане здание, увенчанное куполом. Первая постройка такого типа - церковь святой Ирины. Но более известен построенный несколько позднее величественный собор святой Софии - самый значительный памятник архитектуры не только времени правления Юстиниана, но, пожалуй, и всего периода существования Византии.

Параллельно развивается и идея многоглавия. Первый пятикупольный византийский храм - это не сохранившаяся до наших дней церковь святых Апостолов,

Большого размаха достигает дворцовое строительство. Юстиниан продолжил строительство дворцов, начавшееся еще при Константине. Они представляли собой целые комплексы, занимавшие огромные площади, и состояли из множества разнообразных помещений и сооружений. Здесь были комнаты для семьи императора и приближенных, для людей, обслуживающих дворец, помещения для ремесленных работ, подсобные помещения, залы для приемов, церкви, внутренние дворы, сады, лестницы и даже улицы между различными частями комплекса.

Искусство изобразительное было представлено тремя его видами - Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru мозаикой, Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru фреской и Религиозная культура средневековья - Доброхотов А.Л. - student2.ru иконой. В искусстве мозаики византийские мастера достигли поразительного мастерства. За счет умелого соединения кусочков натурального камня со смальтой - окрашенным стеклом - они добились удивительных художественных эффектов: особой выразительности, объемности, динамики.

Константинополь этого периода был еще и центром декоративно-прикладного искусства. Расцвета достигло текстильное производство, качество византийских тканей было довольно высоким, некоторые образцы константинопольских тканей VI в. хранятся в музеях мира и в наше дни.

Византийская средневековая культура, основы которой были заложены в VI в., продолжала формироваться и развиваться и в VII столетии, хотя внешнеполитические и внутригосударственные обстоятельства были менее благоприятны. Перелом и поворот в культуре Византии произошел в VIII в. Связан он с периодом иконоборчества.

В отношении к изображению бога в христианском искусстве существовала некоторая двойственность. С одной стороны, изображение новозаветных сюжетов на фресках и мозаиках, почитание икон напоминали языческое идолопоклонничество. Именно поэтому христианство широко использовало символы и аллегории, что особенно ярко проявилось в искусстве раннего христианства. С другой стороны, христианское изобразительное искусство, делая зримыми и более доступными образы и идеи, становилось все более распространенным. Используя язык античной изобразительности, христианское искусство постепенно вырабатывало свою иконографию, свои принципы построения композиции, а в целом - свой язык.

В противостоянии иконопочитателей и иконоборцев решающую роль сыграла императорская власть. Она поддержала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций, которые становились все более шаткими в сравнении с крепнущими позициями церкви. Подвергнув гонениям иконопочитателей, которые составляли подавляющее большинство среди церковных деятелей, светская власть по существу устранила сильного и опасного конкурента.

Началом иконоборческого периода принято считать 726 год, когда группа людей, связанных со двором, уничтожила особенно чтимое изображение Христа над одним из врат - основным входом во дворец. Его заменили крестом и надписью, укреплявшей значение императора как противника икон. В 730 г. был издан эдикт, запрещавший иконы.

В период иконоборчества огромный урон был нанесен изобразительному искусству - подавляющее большинство произведений было уничтожено.

Коснулись эти события и традиций образованности и книжности, сложившихся в ранний период. Гонения на монастыри - духовные центры византийской культуры - определили широкое значение иконоборчества, выходящее далеко за рамки проблемы христианской изобразительности.

В 843 г. иконопочитание было восстановлено. Упрочились позиции церкви, была восстановлена тесная взаимосвязь власти светской и религиозной. Византийская культура продолжила свое развитие в опоре на многовековое культурное наследие.

Возвращение к традиции, прерванной на некоторое время, и последующий расцвет культуры дают возможность исследователям называть IХ-Х вв. Македонским Возрождением. С правлением Македонской династии связывают усовершенствование государственного аппарата, упрочение политического авторитета Византии.

Возрастает значение международных контактов, усиливается влияние византийской культуры на культуру других народов. Трудно переоценить роль Византии в становлении древнерусской культуры. Выбор в качестве государственной религии византийского христианства определил последующий путь древнерусской культуры.

В византийской архитектуре этого периода окончательно складывается тип крестово-купольного храма. А изобразительное искусство, отброшенное назад иконоборчеством, опять начинает вырабатывать свою иконографию.

Среди декоративно-прикладных искусств наибольшего совершенства достигла техника эмали. Она была известна в Византии еще с VI в., но именно в X в. исполнение изделий в этой технике отличается необыкновенным мастерством.

Византию периода правления Комнинской династии - Х-ХI вв. - характеризует некоторая двойственность. С одной стороны, это время расцвета культуры, широких культурных связей с другими странами, успешных военных действий в Сирии, Египте, на севере Балкан. С другой стороны, происходит медленное, но неуклонное ослабление государственности, падение международного авторитета, в результате успешных военных действий противников Византия теряет большую часть своей территории.

Этот период важен для судеб христианства тем, что в 1054 г. происходит окончательное разделение на православие и католицизм, или, можно сказать несколько шире, на восточное и западное христианство. Различия этих двух ветвей христианской веры начали формироваться еще с IV в., со времени разделения Римской империи на западную и восточную части. К XI в. окончательно оформились противоречия этих двух направлений по всем важнейшим аспектам религиозной системы - догматические разногласия, различные особенности обрядности, разные принципы построения института церкви и его взаимоотношений с миром.

С этими событиями было связано и оживление богословских дискуссий, бурное развитие христианской литературы в разных ее жанрах.

К оформлению восточного христианства имели отношение и наиболее яркие стороны развития архитектуры.

В IX в. на Афоне возникает знаменитый монастырь. И уже в XI в. были выработаны основные принципы монастырского строительства. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенный крепостными стенами. В центре монастырского комплекса обычно находился храм, вокруг располагались кельи и постройки разного назначения - трапезная, библиотека и т.д.

Храмовая архитектура ХI-ХII вв. развивала возникшие прежде принципы организации внутреннего пространства храма. Все большее символическое и обрядовое значение приобретала центральная часть храма, увенчанная куполом на высоком барабане. В связи с этим несколько изменяются и пропорции храмов - они становятся в большей степени вытянуты вверх, чем раскинуты по земле, усиливается акцент на вертикальную ось храма.

В изобразительном искусстве окончательно складываются иконографические каноны - сюжетные и изобразительные. Формируется тесная связь изобразительного искусства и архитектуры. Каждая часть храма предполагала особые, определенные сюжеты и образы, а сам храм становился моделью универсума, символом неба и земли в их единении.

Среди прикладных искусств этого периода следует особо отметить искусство рукописной книги. К XI в. определились все основные особенности ее оформления. Они исходили из идеи о том, что рукопись - это единый организм, все части которого взаимосвязаны.

Достаточно часто IХ-ХII вв. называют классической эпохой или вторым, наиболее ярким, расцветом византийской культуры. В это время все важнейшие особенности этой культуры сформировались в законченном виде. Влияние культуры Византии в этот период вышло далеко за ее пределы. Причем ценность византийской культуры определялась не столько тем фактом, что она была преемницей культуры античной, сколько ее собственным авторитетом.

Год 1204 был ознаменован трагическими для Византийского государства событиями - Константинополь был захвачен участниками IV крестового похода. Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 г.

Грабежи и пожары привели к разорению и опустошению некогда блестящей столицы. Пришли в упадок ремесла, а некоторые из них даже прекратили свое существование. Были осквернены могилы и разрушены православные храмы, вывезены или уничтожены произведения искусства. Тем не менее византийская культура не умерла, традиции продолжали сохраняться в провинциальных центрах культуры.

В 1261 г. византийские правители вернулись в Константинополь. Началось восстановление столицы.

Последний период существования Византийского государства и византийской культуры - с 1261 по 1453 г. - часто называют по имени правящей династии Палеологов. Иногда, характеризуя этот период, употребляют слово «возрождение», прежде всего имея в виду некоторые аналогии с итальянским Возрождением, но, кроме того, можно подразумевать и собственное, византийское, возрождение.

Византия этого времени уже не походила на прежнюю великую державу: многие земли были потеряны, осложнены отношения с католическим Западом, нависла угроза нового крестового похода. Но несмотря на сложное внешнеполитическое и внутреннее социально-экономическое положения, можно говорить о новом подъеме византийской культуры.

Возрождается интерес к античному наследию. В искусстве усиливается личностное начало. В отличие от прежней, традиционной для средневековья, анонимности появляется авторство - многие художники начинают подписывать свои работы. В художественном творчестве постепенно появляется индивидуальный стиль.

Оживляются философско-богословские споры, существенные для всего восточного христианства. Как это часто бывает в кризисные, переломные времена, все более популярными в Византии этого времени становились идеи судьбы, божественного промысла, усиливались мистические настроения. В этой атмосфере возрождается исихазм, оказавший огромное влияние на византийскую духовную культуру этого периода и оставивший свой след в культуре художественной.

Исихазм возник в Византии еще в IV-VП вв. как мистическое течение, основывающееся на учении об исихии, т.е. покое, безмолствии. Исихазм видел путь человека к богу через очищение сердца слезами и самососредоточении сознания. Для этой цели в рамках исихазма появилась система психофизического контроля, который имеет некоторое внешнее сходство с методами йоги.

В XIV в. исихазм по существу воссоздал и развил византийский богослов и церковный деятель Григорий Палама. Его учение в середине XIV в. было признано официальной доктриной византийской церкви.

Несмотря на то что победа сторонников исихазма над приверженцами логического, рационального познания может показаться торжеством реакции, в целом исихазм имел важное значение для культуры Византии. Была провозглашена исключительная ценность духовной жизни. Возрастает значение индивидуального и даже эмоционального начал в духовной и художественной культуре.

И все же, несмотря на интенсивную духовную жизнь, несмотря на то, что многие деятели византийской культуры несут философские, богословские и художественные идеи в другие страны, Византия так и не оправилась от тех потрясений, которые ей пришлось пережить.

Государственная казна была пуста. Византийские историки отмечали скромность быта дворцовой жизни Палеологов, когда во время даже самых значительных торжеств во дворце ели на глиняной и кожаной посуде. Чрезвычайно мало было в этот период произведений декоративно-прикладного искусства, особенно с использованием драгоценных металлов, украшений из эмалей и камней. Секреты многих техник были утрачены. Пожалуй, лишь расшитые ткани, множество которых хранится до сих пор в музеях разных стран, можно считать наиболее яркой страницей художественного ремесла поздней Византии.

В 1453 г. турки разгромили Константинополь, а затем и вся империя была покорена захватчиками. Византийское государство перестало существовать, но не умерла культура Византии. Повлияв на культуры других народов, она одухотворила их, дала им художественные идеи и формы и таким образом продолжала свою жизнь,

6.3.

6.4.

Заключение

Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М. К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов:

без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

http://www.km.ru/referats/9270E1F1284047D19696196D38462947

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

o Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры; М., 1984.

o Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

o Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

o Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999.

Читать полностью: http://www.km.ru/referats/9270E1F1284047D19696196D38462947

В средневековой скандинавской культуре отечественного читателя и исследователя традиционно привлекало ее неоспоримое своеобразие, сочетающееся со столь же несомненной близостью к культуре Древней Руси. Едва ли следует удивляться поэтому, что уже почти полвека в нашей стране столь охотно пишутся, переводятся и издаются популярные и узкопрофессиональные книги, посвященные рунам и сагам, викингам и скальдам, богам и героям северного пантеона, а скандинавистика оказывается одним из самых активных и живых направлений нашей медиевистики.

Чтó больше всего привлекает читателя или слушателя, впервые знакомящегося с этим миром, чтó сразу же бросается в глаза и запоминается надолго? Читая вводный курс лекций студентам, я обычно говорю о семи столпах средневековой скандинавской культуры, хотя цифра семь здесь, разумеется, довольно условна и отнюдь не всегда при чтении курса мы успеваем добраться до последнего из этих столпов.

Поэтическая традиция

Эддическая поэзия и стихи скальдов во многом противопоставлены друг другу и различаются как стихотворной техникой, так и кругом тем и сюжетов. Эддическая поэзия лишена авторского присутствия, ее занимает по преимуществу эпическое прошлое и, так сказать, эпическое будущее, она наполнена рассказами о судьбах мира, о божествах, великанах и предметах, обладающих собственным именем и собственным голосом. Далеко не каждое событие может быть рассказано языком эддического стиха.

пример эддической поэзии

А поэзия скальдов в куда большей степени сосредоточена на том, чтобы запечатлеть ускользающее настоящее, сковать его с помощью изощренной формы, не позволяющей произвольно менять что-либо в поэтической строфе (висе), и в нетронутом виде донести до потомков. Просуществовавшая несколько столетий, скальдическая поэзия — неоценимый исторический и лингвистический источник, но, на беду, очень часто она сохраняет вовсе не то, чего от нее хотел бы добиться современный историк. Дабы извлечь из скальдического текста нужную информацию, приходится не только раскрывать цепочки кеннингов (описательных поэтических выражений, состоящих по меньшей мере из двух слов, например: конь моря = корабль; вьюга мечей = битва и тому подобное), в которых зашифровано то или иное понятие, восстанавливать правильный, «прозаический», порядок слов, но и распутывать сложный клубок обстоятельств, в которых создавалось то или иное скальдическое стихотворение. Ведь стихотворение это зачастую возникало на глазах у участников событий, а им не требовалось пояснений, которые нужны нашему современнику, да и важность деталей, закодированных в скальдической песне, они могли оценивать совершенно иначе.

Самое удивительное, пожалуй, что у аудитории скальда не возникало, судя по всему, никаких технических трудностей с восприятием стиха. Правитель, его дружина, враги и случайные собеседники — все с легкостью умели на слух воспринять смысл и красоту сложенных скальдом панегирика, хулы или отдельной висы и немедленно оценить уровень его поэтического мастерства. В этом смысле средневековая Скандинавия была вся без исключения «обществом поэтов», где одни складывали изощренные и многочисленные стихи, а другие постоянно и весьма профессионально их обсуждали.

пример скальдической поэзии

Руническое письмо

Еще одним столпом, особенной чертой скандинавской культурной традиции, несомненно, следует признать руническое письмо. Хотя скандинавы и не были его изобретателями — руны существовали и у других германских народов, — но именно здесь, на полуострове, оно использовалось дольше всего и именно здесь превратилось в столь высокоразвитое и искусное ремесло. Подобно тому как скальд не страшился заключать свое сообщение в весьма сложную поэтическую форму, мастер рунического письма, сочетая узор и текст, передавал информацию, поневоле заботясь о ее краткости, но при этом нисколько не стремясь к простоте. Надпись рунами — при всей своей лаконичности и формульности — отнюдь не являлась тем, что в современном мире называется reader-friendly. Ее составители, по всей видимости, рассчитывали на читателя столь же искушенного, как они сами, тем более что читатель этот отнюдь не всегда и вовсе не обязательно принадлежал к миру земных существ. Подобная загадочность рунического текста не отменяет требования почти математической точности при его расшифровке и интерпретации, и это сочетание делает работу с рунами одной из самых заманчивых для исследователя-медиевиста.

В качестве примеров можно привести несколько надписей. Об одной из них рассказывается в моей книге. Это поминальная надпись, выполненная младшими рунами, которую поставили два сына по своему отцу. Я пытаюсь доказать в своей работе, что эта надпись создана от лица камня. Этот камень знает, что конкретные люди XI века, Хастейн и Хольмстейн, создали данный артефакт в память о своем отце, Фрейстейне.

пример рунической надписи

Второй пример — надпись на камне из Йеллинга короля Дании Харальда Синезубого, сына Горма — один из самых знаменитых текстов, записанных рунами.

пример рунической надписи

Есть также интересная надпись, связанная с Харальдом Синезубым, она принадлежит его жене. В ней интересно то, что а) надпись пишет женщина со славянским происхождением, но со скандинавским именем Това, б) в надписи не упомянуто имя того, по ком поставлена надпись, но тщательно указаны все родственные связи ее остальных протагонистов.

пример рунической надписи

Едва ли не самое важное, что призвана сохранить руническая формула, — это имена современников, их ближайших предков и сородичей. Перечень имен сам по себе нередко становился основой или даже единственным содержанием и для целого поэтического произведения. В прозаическом тексте саги подробный рассказ о характере какого-либо человека порой может заменяться простым указанием имен его прямых предков, чей нрав, хорошо известный слушателю / читателю, очевидным образом многое говорил и о потомке. Жизнь человека от рождения до смерти, а с точки зрения древних скандинавов, и после смерти протекала в этом родовом мире, связь же с ним обозначалась прежде всего с помощью совпадения имен у живых и умерших, варьирования имени и регулярных указаний на родство и свойствó всех, с кем приходится иметь дело в реальности и в пространстве текста. Поэтом

Наши рекомендации