Декоративно-прикладное искусство
Возможные темы выпускных квалификационных работ
Архитектура
1.«Paradisus Claustralis»: проблема стилистической и иконографической эволюции декора клуатра.
2. Роль и место античного наследия в западноевропейском искусстве VIII-XII вв.
3. Проблематика стилистического единства ансамблей готических витражей французских храмов XII-XV вв.
4. Эволюция средневековых донжонов Западной Европы.
5. Теория и практика планировки европейских городов средних веков и Ренессанса.
6. Образ города в итальянской живописи XIV–XV веков: от универсального символа к ведуте.
7.
8. Эпоха историзма в архитектуре Петербурга
Скульптура
1. . Синтез традиций разных культур ( стран) в произведениях скульптуры (по материалам коллекций отечественных музеев).
2. Исторические\бытовые\литературные\мифологические сюжеты\ история развития азиатского костюма в произведениях пластики Юго-Восточной Азии (уточнить регион и сами памятники).
3. Специфика веризма в скульптурном портрете Древнего Рима.
4. Литературные сюжеты в античной погребальной пластике
(по материалам коллекций ГМИИ и Эрмитажа).
5. Вопросы реконструкции и художественного анализа археологических памятников античности в Причерноморье.
6. Властитель и герой: конный монумент в европейском искусстве XV–XVIII веков.
7. "Цитаты" из античной пластики в творчестве русских живописцев XVIII-XIX вв.
8. Творчество скульпторов ХХ века (Иван Шадр, Сарра Лебедева, Сергей Коненков, Сергей Меркуров, etc.).
9. Городская уличная скульптура ХХ века.
10. Мотивы скульптурного оформления архитектуры 1930-1950-х гг.
Изобразительное искусство
1. «Открытие мира и человека»: проблема воплощения ренессансной концепции личности в искусстве XV–XVI вв.
2. Образ Святого Франциска Ассизского в итальянском искусстве Ренессанса.
3. Автопортрет в искусстве Возрождения: проблема сложения и эволюции жанра.
4. Образ ребенка в живописи эпохи Возрождения.
5. Формирование иконографического извода "Богоматерь Тихвинская с Акафистом".
6. Антиномия молодости и старости в западноевропейском изобразительном искусстве барокко.
7. Символика жемчуга и коралла в западноевропейской живописи XVII столетия.
8. Эволюция идиллии и пасторали в западноевропейском изобразительном искусстве первой половины XVII-XVIII вв.
9. «Picturesque» в теории и художественной практике Британии XVIII века.
10. Французское искусство XVIII века сквозь призму художественной критики «Салонов».
11. Истоки и эволюция жанра галантного празднества во французской живописи XVIII века.
12. Акварель в творчестве Артур Фонвизина.
13. Акварель в творчестве Павла Басманова.
14. Тема труда в отечественном искусстве 1930-1950-х гг.
15. Тема детства в отечественном искусстве 1930-1950-х гг.
16. Образ женщины в отечественном искусстве (по периодам ХХ века).
17. Натюрморт в отечественном искусстве первых десятилетий ХХ века.
18. Монументальная живопись ХХ века (оформление отдельного памятника: ДК; Дома пионеров, театра, кафе и пр.).
19. Пейзаж в искусстве ХХ века (по десятилетиям).
20. Метаморфозы «социалистического» реализма 1970-1980-х гг.
21. Творчество значительного художника ХХ века (официальное и неофициальное искусство).
22. Творчество театральных художников и художников кино (персоналии).
23. Образ известного литературного героя в отечественной (зарубежной) живописи ХХ века.
24. История развития и эстетика комиксов ХХ в. в контексте эволюции современной графики.
25. Творчество отечественного художника-графика XX-XXI вв. (по выбору) в контексте эпохи/исторического периода.
26. Малоформатная печатная графика: этикетка, открытка и др.
27. Отечественные иллюстрации моды XX века.
28. Рекламный или модный женский образ в контекстерелигиозности культуры.
29. Современная иконопись Пскова (на примере двух-трех мастеров).
30. Традиции Ренессанса в одном из видов отечественного искусства- время «сурового стиля».
31. Интерпретации "исторических" образов в графике комиксов (уточнить период и издательство\художников).
32. Иконография "положительных" и "отрицательных" персонажей в комиксах ХХ в.
Декоративно-прикладное искусство
1. Литературные сюжеты в античной вазописи (по материалам коллекций ГМИИ и Эрмитажа).
2. История развития римской моды\текстиля\причесок периода (уточнить период с НР) по материалам коллекции Гос. Эрмитажа (возможен выбор музея).
3. Синтез светского и духовного в ювелирном искусстве Византии.
4. Символика образа единорога в западноевропейском прикладном искусстве средних веков и Возрождения.
5. История зарождения и развития шелкоткачества итальянского Ренессанса.
6. Отражение эстетических воззрений Ренессанса в ювелирном искусстве XV-XVI вв.
7. Ювелирные украшения memento mori в западноевропейском костюме барокко.
8. Творчество Филиппа де Лассаля при дворе Екатерины II.
9. Эволюция веера в истории европейской моды XVIII века.
10. Ювелирные украшения «любимые очи» второй половины XVIII – начала XIX вв.
11. Творчество Бенедетто Пиструччи.
12. Театральный костюм рубежа XIX – XX вв. в контексте изобразительного искусства этого времени (на конкретных примерах).
13. Художественное стекло Рене Лалика как отражение стиля ар нуво.
14. Эволюция творчества Фортуни: от эклектики к модерну.
15. Идея «Streamline moderne» в текстиле ар деко.
16. Стиль ар деко в художественном текстиле Льва Бакста.
17. Принципы формообразования декора агитационного текстиля 1920-1930-х годов.
18. Этапы становления и развития русского дизайна.
19. Эволюция орнаментального корпуса в русском дизайне.
20. Влияние западноевропейского дизайна на формотворчество в России.
21. Формирование орнаментального регистра в стиле (выбор стилевого направления обсуждается с НР) в прикладном искусстве.
22. Русский дизайн, его трансформация.
23. Проблемы стилевого взаимовлияния в прикладном искусстве.
24. Орнамент как характеристика стиля (выбор стилевого направления обсуждается с НР).
25. Русская орнаментика и ее эволюция.
26. Проблемы взаимодействия орнамента и формы дизайн-объекта.
27. История и основные тенденции развития искусства бижутерии.
28. Эволюция авангардных идей в ювелирном искусстве XX– XXI вв.
29. Мозаичное оформление станций метрополитена (Петербург или Москва).
30. Исследование и анализ развития опыта художественного оформления и дизайна музейных экспозиций в Европе XIX-XX вв. (на примере музеев Санкт-Петербурга или нескольких европейских тематических музейных собраний).