Cultural identity of modern russia under conditions of global transformations

Т.Л. Прокопчук

Tatyana L. Prokopchuk

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

В статье рассматривается проблема культурного самоопределения российского общества в рамках глобальных преобразований. Дается общая характеристика понятию «культурная идентичность». Приводятся данные всероссийских и региональных опросов по проблеме идентичности россиян. Прослежена динамика изменения самоопределения жителей России с 2005 по 2016 год. Дана сравнительная характеристика проявления идентификационных особенностей по территориальному признаку.

Ключевые слова: культура, идентичность, глобализация, ценности, трансформации

The problem of cultural identity of Russian society under conditions of global transformations is considered in the article. The general characteristic to the concept "cultural identity" is given. Data of the All-Russian and regional polls on a problem of identity of Russians residents are provided. Dynamics of changes of self-determination in Russia from 2005 to 2016 is tracked. The comparative characteristic of identification specific according to the territory indication is given.

Key words: culture, identity, globalization, values, transformations

Работа выполнена при поддержке РФФИ в рамках проекта

«Социокультурный потенциал модернизационных преобразований

регионов Центрального Черноземья» (№ 15-03-00506).

Современное общество сегодня охвачено волной глобальных преобразований, которые коренным образом меняют нашу жизнь. Все эти изменения обусловлены, в первую очередь, имеющимися социально-политическими, социально-экономическими, социокультурными проблемами. Для России уже не одно десятилетие сохраняется проблема поиска культурной идентичности, что вызвано спецификой геополитического положения, этнического и конфессионального состава страны. Многие исследователи пытались и пытаются предложить свое решение данного вопроса, но до сих пор он является актуальным и дискуссионным, так как нарастающая глобализация влечет за собой размывание культурных границ.

Сам феномен культурной идентичности появился давно, тогда, когда произошло осознание дихотомии «свой – чужой». Однако понятие «культурная идентичность» введено в научный оборот гораздо позже. Сегодня проблеме идентичности уделяется особое внимание на различных уровнях, так например, международная организация ЮНЕСКО указывает, что идентичность – «… жизненное ядро культуры, тот динамический принцип, через который общество, опираясь на свое прошлое, черпая силу в своих внутренних возможностях и осваивая внешние достижения… осуществляет процесс постоянного развития» [3].

В современном научном знании выделяют ряд подходов к определению культурной идентичности, часто можно встретить понятия «этнокультурная идентичность», «социокультурная идентичность». Надо сказать, что некоторые исследователи считают культурную и этническую идентичность синонимами, но чаще всего можно встретить следующее определение данному понятию: тождество культурного мира человека с определенной культурой, традицией, системой, характеризующееся усвоением и принятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения [2]. Данное определение предназначено, скорее, для отдельного индивида, нежели для целостной характеристики общества, поэтому его необходимо дополнить тем, что в ходе самоопределения индивид должен соотносить собственную позицию с обществом в целом, ведь культурная идентичность не имеет смысла вне общества.

Проблема культурной идентичности в условиях глобализации обусловлена тем, что индивид, приобщаясь к глобальному миру, начинает терять свои культурные корни, поэтому в таких условиях нарастает значимость сохранения национальной культуры.

Поиск культурной идентичности в России актуализировался, начиная со времен правления Петра I, когда в существующий многовековой самобытный уклад страны, стали врываться новшества, которые русскому народу казались дикими и неприемлемыми для жизни. В такой ситуации сам собой возникал вопросы о том, как должна развиваться Россия, нужно ли ей ориентироваться на западные ценности, которые так активно пытается внедрить правитель. Именно на фоне этого в 40-х гг. XIX века складываются течения западников, славянофилов и евразийцев. Каждое из этих течений предлагало свой особенный путь развития России: одни выступали за сохранение многовекового уклада (славянофилы), другие считали, что страна должна обрести новые ценности и идеалы, которые популярны на Западе, а третьи и вовсе предложили объединить европейские и азиатские ценности.

Следующим переломным моментом в поиске культурной идентичности стало создание Советского Союза: понимание «русский человек» постепенно исчезло и появилось новое – «советский человек». Затем, еще более критичным стал распад СССР, когда не только утратилось само понятие «советский человек», но и потерялось полностью его содержание. Если посмотреть на исторические рамки существования СССР, то они, конечно, ничтожно малы, но, несмотря на это идентификация «советский человек» плотно укоренилась в умах людей, так как именно на период существования СССР пришлось самое масштабное и трагическое событие – Вторая мировая война, откуда именно «советский человек» вышел победителем, поэтому до сих пор в России с ностальгией вспоминают о СССР.

Сегодня в российском обществе фиксируется кризис культурного самоопределения, его детерминантой стала утрата «советской» идентичности и отсутствие идентичности новой, на фоне чего происходит размывание границ идентичности как таковой.

В августе 2013 года Всероссийским центром изучения общественного мнения было проведено исследование «Современная идентичность: измерения, вызовы, ответы». Данные исследования представили эмпирические подтверждения кризису идентичности современного российского общества. Например, для выявления самоидентификации участникам опроса было предложено «представить себя частью одной или нескольких групп, наиболее близких по духу». При этом выяснилось, что треть опрошенных вообще не причисляют себя к какой-либо группе, они просто отвечают: «Я сам по себе». В связи с тем, что данный вопрос носил открытый характер, многие люди затруднялись с ответом и спонтанно относили себя к следующим группам: пенсионеры – 6%, бедные – 5%, русские – 4%. Подобная ситуация свидетельствует о том, что спонтанный вопрос, без заготовленных заранее ответов, ставит многих людей в тупик, они не могут себя четко причислить к той или иной группе [5].

В июне 2016 года ВЦИОМ также проводил исследование по изучению идентификации россиян, в котором приняло участие 130 населенных пунктов, 46 областей, краев, республик и 9 ФО России. Общий объем выборки составил 1600 человек. Для респондентов был поставлен вопрос: «Как бы Вы ответили сами себе на вопрос «Кто я такой?» Более половины респондентов (59%) идентифицировали себя через принадлежность к стране: они назвали себя гражданами России. Треть опрошенных не идентифицировали себя по какому-либо определенному источнику, для них самоопределение – это просто осознание того, что они люди. 19 % участников опроса назвали свою семейную роль (отец, жена, бабушка и т.д.). В таблице 1 приведена динамика распределения ответов на данный вопрос с 2005 года [6].

Таблица 1

Наши рекомендации