Заочная (группа выходного дня) форма обучения

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
Невербальные средства общения   Деловая игра, тренинг  
Устная и письменная речевая культура делового общения Тренинги, решение тестовых заданий
Этика и этикет в деловом общении, предотвращение конфликтов в деловой сфере Лекция-презентация, тренинг, мозговой штурм
Активные формы делового общения Тренинг, презентации, обсуждение основных проблем
Психологические аспекты делового общения при переговорах Лекции-презентации, тренинг
Использование современных информационных технологий в деловых отношениях Лекция-презентация, работа с интернет-сервисами
Итого: 8 часов  

Самостоятельная работа

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

Таблица 5

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Тема 1. Теоретические основы делового общения Стили общения: ритуальное общение; манипулятивное общение; гуманистическое общение. Механизмы воздействия на партнера. Правила общения (правила Грайса): количества, качества, релевантности, стиля. Этика делового общения «сверху-вниз», «по горизонтали». Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Деловая этика и ее специфика: соревнование интеллектов, допускающее умолчание, хитрости, неожиданные ходы и т.д. Обязательность, ответственность и компетентность как главные составляющие деловой этики.
Тема 2. Невербальные средства общения Кинесические особенности общения: мимика, взгляд, поза, жесты, походка. Классификация и особенности основных жестов. Характеристика жестов и поз. Межнациональные различия жестов. Проксемические особенности общения. Пространственное расположение собеседников и дистанция между ними. Взаимоотношения партнеров во времени. Стол переговоров. Национальные особенности пространственного расположения собеседников. Особенности визуального контакта. Характеристика взглядов человека. Виды взглядов и их трактовка. Национальные особенности визуального контакта. Распознавание лжи и искренности, позитивных и негативных чувств партнера в невербальном общении. Паралингвистические особенности общения. Эмоциональная выразительность речи. Характеристика «удачного» и «неудачного» голоса. Признаки недостатков речи. Просодические и экстралингвистические средства: интонационный строй речи, сила, громкость, тембр голоса, скорость речи, паузы.
Тема 3. Устная и письменная речевая культура делового общения Культура делового спора. Принципы честного спора. Позволительные и непозволительные уловки. Психологические механизмы влияния на партнера. Характеристика механизмов психологического воздействия. Знаки внимания в общении. Приемы формирования аттракции. Культура слушания партнера. Стили и виды слушания. Методы эффективного слушания. Типичные ошибки в процессе слушания. Развитие техники слушания. Культура деловой переписки. Стандарты деловой переписки. Информативность и убедительность делового письма. Резолюции и визы. Барьеры в общении и их преодоление.
Тема 4. Этика и этикет в деловом общении, предотвращение конфликтов в деловой сфере Особенности служебного этикета. Нормы этикета. Приветствия, представления, знакомства. Визитные карточки. Этикет телефонных разговоров. Особенности телефонного общения. Рекомендации по ведению телефонных разговоров. Завершение телефонного разговора. Прием и общение с посетителями. Подарки и сувениры в деловой сфере. Цветочный этикет. Официальные приемы. Виды официальных приемов. Организация приемов и правила поведения на них. Имидж делового человека.
Тема 5. Активные формы делового общения Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. Деловые беседы. Понятие деловой беседы. Структура и характеристика основных этапов деловой беседы. Методы и приемы. Типы собеседников в деловом общении. Культура организации деловых бесед. Культура деловых совещаний. Общая характеристика совещаний и собраний. Виды и типы совещаний. Подготовка, организация и проведение совещаний. Структура совещания. Культура поведения сотрудников на совещании. Уровень работы ведущего и успех совещания. Типы ведущих и результативность совещания. Особенности общения с иностранными партнерами. Подготовка и проведение брифингов и пресс-конференций. Технология моделирования брифинга, пресс-конференции: определение контингента, социального статуса аудитории, предполагаемые вопросы, прогнозирование линии поведения аудитории, наиболее типичные и неординарные ситуации. Требования к выступающему: краткость и содержательность, обоснованность суждений, исключение двусмысленностей и слов с двойным значением, предельная ясность и точность. Независимость ответов от внутреннего эмоционального состояния выступающего, его настроения, предубеждений.
Тема 6. Психологические аспекты делового общения при переговорах Национальные особенности делового общения. Международная субкультура переговоров – их специфика в странах Запада и Востока. Кросс-культурный анализ и национальные подходы в вопросах: формирования делегаций и механизма принятия решений; ценностных ориентаций, особенностей восприятия и мышления; особенностях поведения и характерных тактических приемов. Эмоции в жизни делового человека. Характеристика эмоций. Причины отрицательных эмоций. Формирование позитивного эмоционального состояния. Стрессы и стрессовые состояния. Причины возникновения стрессов. Признаки стрессового напряжения. Профилактика и преодоление стресса. Профессиональное выгорание и его профилактика. Характеристика синдрома профессионального выгорания и условия его появления. Стадии профессионального выгорания и группы риска. Факторы и симптомы профессионального выгорания. Профилактика профессионального выгорания. Способы и приемы эмоциональнойсаморегуляции. Характеристика эмоциональных состояний. Аутогенная тренировка, медитация, массаж, сон.
Тема 7. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях Современные информационные технологии как средство повышения эффективности деловой коммуникации. Использование электронной почты в деловых отношениях. Этикет электронной переписки. Способы проведения групповых совещаний при помощи информационных технологий: видео-, аудио- и компьютерные конференции. Применение в бизнесе сервисов мгновенного обмена сообщениями (InstantMessengers). Этические аспекты использования Интернет в деловых отношениях.

5.4.2 Формы самостоятельной работы





Таблица 6

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Очная/заочная
Тема 1. Теоретические основы делового общения Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций.
Тема 2. Невербальные средства общения Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка к семинару, подготовка докладов, презентаций.
Тема 3. Устная и письменная речевая культура делового общения Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, справочными материалами, подготовка докладов, презентаций.
Тема 4. Этика и этикет в деловом общении, предотвращение конфликтов в деловой сфере Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций.
Тема 5. Активные формы делового общения Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций.
Тема 6. Психологические аспекты делового общения при переговорах Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций.
Тема 7. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций.
Итого:   56/60 часа

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации