Теоретические основы делового общения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс 2
Семестры 3, 4
Срок освоения ООП по форме обучения -2 года
Квалификация выпускника - Магистр
Для набора 2016 г.
Москва, 2015
Составитель: Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент
_______________ «__» ________ 201__г.
подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВОпо направлению подготовки (специальности) 40.04.01 юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи
протокол № от «__» _______ 2015г.
Зав. кафедрой Новикова Лариса Ивановна
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП.
© Российский государственный университет правосудия, 2015 г.
© Новикова Л.И.¸ 2015 г.
Оглавление
1.Цели освоения дисциплины | |
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) | |
3.Требования к результатам освоения дисциплины | |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы | |
5. Содержание дисциплины | |
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины |
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теория и практика делового общения» являетсяформирование у студентов системы знаний теории деловых коммуникаций, развитие практических навыков эффективных коммуникаций: деловая беседа, телефонные переговоры, публичные выступления, переговоры, работа с документами.
Основная цель достигается в процессе решения ряда задач:
1) понимание социально-психологических основ делового общения;
2) овладение принципами построения деловых отношений с людьми;
3) развитие навыков организации делового общения (деловой беседы, публичных выступлений, переговоров, работы с деловыми документами);
4) овладение умением убеждать;
5) профессиональное отстаивание взглядов в спорах, дискуссиях;
6) овладение методами бесконфликтного общения;
7) создание собственного имиджа;
8) обучение магистрантов рациональной и эффективной технологии подготовки и произнесения публичных речей;
9) выявление роли различных факторов, снижающих эффективность процессов делового общения, и коррекция этих факторов;
10) формирование основ этики и этикета делового общения.
11) формирование у студентов психологических, нравственных, речевых качеств, необходимых в повседневной деятельности специалиста.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Теория и практика делового общения»входит в общенаучный цикл дисциплин ООП (базовая часть).Дисциплина тесно связана и опирается на ранее изученные дисциплины – «Социология», «Русский язык и культура речи», «Риторика» «Основы культурологии», «Философия», «Психология».
Особенностью дисциплины является то, что данная дисциплина носит во многом прикладной характер. Реализация программы должна способствовать формированию психологических, речевых, нравственных качеств, реализуемых в повседневной и профессиональной деятельности.
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться практической профессиональной деятельности.
Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен знать:
- основные речевые и грамматические нормы культуры речи;
- основы теории коммуникации;
- основы риторического мастерства;
- основы взаимодействия людей в обществе;
- культурные традиции (исторические и современные), характерные для социума;
- профессиональные обязанности юриста, принципы этики юриста;
-основные сведения по дисциплинам, развивающим кругозор и повышающим интеллектуальный уровень;
-основные сведения по русскому языку и культуре речи, позволяющие свободно пользоваться русским языком как средством делового общения;
-законы построения и толкования нормативных правовых актов;
уметь:
- грамотно и правильно говорить, писать, составлять деловые документы;
- добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям, соблюдать принципы этики юриста;
-расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень;
-применять основные сведения по русскому языку и культуре речи, позволяющие свободно пользоваться русским языком как средством делового общения;
- применять законы построения и толкования нормативных правовых актов;
владеть:
- основами культуры речи, риторики, социологии, психологии;
-принципами этики юриста;
- способами расширения кругозора и повышения интеллектуального уровня;
- основными способами использования русского языка как средства делового общения;
-способами применения законов построения и толкования нормативных правовых актов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Теория и практика делового общения» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения. ПК-7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста в деловом общении. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания основ делового общения. Владеет навыками самостоятельного повышения своего интеллектуального и культурного уровней. Владеет навыками делового общения на русском языке. Свободно пользуется русским языком как средством делового общения. Владеет способами построения, толкования, правильного оформления деловых документов. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Ролевые игры Работа с информационными источниками Тренинги, дискуссии Работа с учебной литературой, словаря, справочниками, интернет-источниками |
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:
знать:
- правила вербального и невербального этикета;
- психологию и этику ведения деловых переговоров;
- стратегии разрешения конфликтов;
- особенности этичного ведения деловых переговоров;
- основные сведения по русскому языку и культуре речи, позволяющие расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень;
- законы построения, толкования, правильного оформления деловых документов;
уметь:
- логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь;
- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
- использовать знания по этике и этикету деловых отношений в межличностном общении и профессиональной деятельности;
- соблюдать этичное ведения деловых переговоров;
- расширять кругозор и повышать интеллектуальный уровень через организацию речевой деятельности в устной и письменной форме;
- соблюдать законы построения, толкования, правильного оформления деловых документов;
владеть:
- навыками ясного выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении;
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
- навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке;
- навыками этичного ведения деловых переговоров;
- способами расширения кругозора и повышения интеллектуального уровнячерез организацию речевой деятельности в устной и письменной форме;
- способами построения, толкования, правильного оформления деловых документов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Заочная форма Таблица 2.1
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | - | |||
Семинары или практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Заочная (ГВД) форма Таблица 2.2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 6.
Тема 7.
В деловых отношениях
Современные информационные технологии как средство повышения эффективности деловой коммуникации. Использование электронной почты в деловых отношениях. Этикет электронной переписки.
Способы проведения групповых совещаний при помощи информационных технологий: видео-, аудио- и компьютерные конференции. Применение в бизнесе сервисов мгновенного обмена сообщениями (InstantMessengers). Этические аспекты использования Интернет в деловых отношениях.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3
Тематический план
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
Теоретические основы делового общения | Лекция-презентация, обсуждение основных проблем | |||||
Невербальные средства общения | Деловая игра, тренинг | |||||
Устная и письменная речевая культура делового общения | Тренинги, решение тестовых заданий | |||||
Этика и этикет в деловом общении, предотвращение конфликтов в деловой сфере | лекция-презентация, тренинг, мозговой штурм | |||||
Активные формы делового общения | Тренинг, презентации, обсуждение основных проблем | |||||
Психологические аспекты делового общения при переговорах | Лекции-презентации, тренинг | |||||
Использование современных информационных технологий в деловых отношениях | Лекция-презентация, работа с интернет-сервисами | |||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 60 %.
Таблица 4
Очная форма обучения
№ темы дисциплины. | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Невербальные средства общения | Деловая игра, тренинг | ||
Устная и письменная речевая культура делового общения | Тренинги, решение тестовых заданий | ||
Этика и этикет в деловом общении, предотвращение конфликтов в деловой сфере | Лекция-презентация, тренинг, мозговой штурм | ||
Активные формы делового общения | Тренинг, презентации, обсуждение основных проблем | ||
Психологические аспекты делового общения при переговорах | Лекции-презентации, тренинг | ||
Использование современных информационных технологий в деловых отношениях | Лекция-презентация, работа с интернет-сервисами | ||
Итого: 12 часов |
Самостоятельная работа
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 5
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Тема 1. Теоретические основы делового общения | Стили общения: ритуальное общение; манипулятивное общение; гуманистическое общение. Механизмы воздействия на партнера. Правила общения (правила Грайса): количества, качества, релевантности, стиля. Этика делового общения «сверху-вниз», «по горизонтали». Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Деловая этика и ее специфика: соревнование интеллектов, допускающее умолчание, хитрости, неожиданные ходы и т.д. Обязательность, ответственность и компетентность как главные составляющие деловой этики. | |
Тема 2. Невербальные средства общения | Кинесические особенности общения: мимика, взгляд, поза, жесты, походка. Классификация и особенности основных жестов. Характеристика жестов и поз. Межнациональные различия жестов. Проксемические особенности общения. Пространственное расположение собеседников и дистанция между ними. Взаимоотношения партнеров во времени. Стол переговоров. Национальные особенности пространственного расположения собеседников. Особенности визуального контакта. Характеристика взглядов человека. Виды взглядов и их трактовка. Национальные особенности визуального контакта. Распознавание лжи и искренности, позитивных и негативных чувств партнера в невербальном общении. Паралингвистические особенности общения. Эмоциональная выразительность речи. Характеристика «удачного» и «неудачного» голоса. Признаки недостатков речи. Просодические и экстралингвистические средства: интонационный строй речи, сила, громкость, тембр голоса, скорость речи, паузы. | |
Тема 3. Устная и письменная речевая культура делового общения | Культура делового спора. Принципы честного спора. Позволительные и непозволительные уловки. Психологические механизмы влияния на партнера. Характеристика механизмов психологического воздействия. Знаки внимания в общении. Приемы формирования аттракции. Культура слушания партнера. Стили и виды слушания. Методы эффективного слушания. Типичные ошибки в процессе слушания. Развитие техники слушания. Культура деловой переписки. Стандарты деловой переписки. Информативность и убедительность делового письма. Резолюции и визы. Барьеры в общении и их преодоление. | |
Тема 4. Этика и этикет в деловом общении, предотвращение конфликтов в деловой сфере | Особенности служебного этикета. Нормы этикета. Приветствия, представления, знакомства. Визитные карточки. Этикет телефонных разговоров. Особенности телефонного общения. Рекомендации по ведению телефонных разговоров. Завершение телефонного разговора. Прием и общение с посетителями. Подарки и сувениры в деловой сфере. Цветочный этикет. Официальные приемы. Виды официальных приемов. Организация приемов и правила поведения на них. Имидж делового человека. | |
Тема 5. Активные формы делового общения | Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. Деловые беседы. Понятие деловой беседы. Структура и характеристика основных этапов деловой беседы. Методы и приемы. Типы собеседников в деловом общении. Культура организации деловых бесед. Культура деловых совещаний. Общая характеристика совещаний и собраний. Виды и типы совещаний. Подготовка, организация и проведение совещаний. Структура совещания. Культура поведения сотрудников на совещании. Уровень работы ведущего и успех совещания. Типы ведущих и результативность совещания. Особенности общения с иностранными партнерами. Подготовка и проведение брифингов и пресс-конференций. Технология моделирования брифинга, пресс-конференции: определение контингента, социального статуса аудитории, предполагаемые вопросы, прогнозирование линии поведения аудитории, наиболее типичные и неординарные ситуации. Требования к выступающему: краткость и содержательность, обоснованность суждений, исключение двусмысленностей и слов с двойным значением, предельная ясность и точность. Независимость ответов от внутреннего эмоционального состояния выступающего, его настроения, предубеждений. | |
Тема 6. Психологические аспекты делового общения при переговорах | Национальные особенности делового общения. Международная субкультура переговоров – их специфика в странах Запада и Востока. Кросс-культурный анализ и национальные подходы в вопросах: формирования делегаций и механизма принятия решений; ценностных ориентаций, особенностей восприятия и мышления; особенностях поведения и характерных тактических приемов. Эмоции в жизни делового человека. Характеристика эмоций. Причины отрицательных эмоций. Формирование позитивного эмоционального состояния. Стрессы и стрессовые состояния. Причины возникновения стрессов. Признаки стрессового напряжения. Профилактика и преодоление стресса. Профессиональное выгорание и его профилактика. Характеристика синдрома профессионального выгорания и условия его появления. Стадии профессионального выгорания и группы риска. Факторы и симптомы профессионального выгорания. Профилактика профессионального выгорания. Способы и приемы эмоциональнойсаморегуляции. Характеристика эмоциональных состояний. Аутогенная тренировка, медитация, массаж, сон. | |
Тема 7. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях | Современные информационные технологии как средство повышения эффективности деловой коммуникации. Использование электронной почты в деловых отношениях. Этикет электронной переписки. Способы проведения групповых совещаний при помощи информационных технологий: видео-, аудио- и компьютерные конференции. Применение в бизнесе сервисов мгновенного обмена сообщениями (InstantMessengers). Этические аспекты использования Интернет в деловых отношениях. |
5.4.2 Формы самостоятельной работы
Таблица 6
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах Очная/заочная |
Тема 1. Теоретические основы делового общения | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций. | |
Тема 2. Невербальные средства общения | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка к семинару, подготовка докладов, презентаций. | |
Тема 3. Устная и письменная речевая культура делового общения | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, справочными материалами, подготовка докладов, презентаций. | |
Тема 4. Этика и этикет в деловом общении, предотвращение конфликтов в деловой сфере | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций. | |
Тема 5. Активные формы делового общения | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций. | |
Тема 6. Психологические аспекты делового общения при переговорах | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций. | |
Тема 7. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, подготовка докладов, презентаций. | |
Итого: | 56/60 часа |
Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
5.4.5.
Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Общие положения
При организации обучения дисциплины «Теория и практика делового общения» особое внимание следует обратить внимание на психологический, языковой аспекты. Полученные знания по дисциплине помогут студентам в их межличностном и деловом общении; помогут им учиться; будут способствовать их личностному и профессиональному саморазвитию и более эффективному принятию решений. Каждая тема строится как самостоятельный модуль. Теоретический материал позволяет более глубоко осмыслить темы, которые рассматриваются на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Задание 1.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава I.О слоге).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 2.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава II.Цветы красноречия).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 3.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава III.MEDITATIO).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 4.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава VI.О психологии речи).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 5.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава V.Предварительная обработка речи).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 6.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава IV.Судебное следствие).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 7.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава IIV.Искусство спора на суде).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 8.
Познакомьтесь с книгой П. Сергеича «Искусство речи на суде» (Глава IIIV.О пафосе).Выскажите свое отношение к рассуждениям и позиции автора по проблемам, поднятым в данной главе.
Задание 9.
Побеседуйте с судьями, преподаватели РГУП, родителями. Выясните, какое место в их деятельности занимают публичные выступления, деловые беседы, переговоры и др. Как они готовится к ним? Попросите их рассказать какой-нибудь занимательный эпизод из практики делового общения.
Задание 10.
Опишите ситуацию, когда вы испытывали трудности в общении с собеседником. Каковы были причины этих трудностей? Удалось ли их преодолеть? Какими приемами пользовались вы и ваш собеседник?
Задание 11.
Познакомьтесь с классификацией типов собеседников, которая приводится П. Мицичем в книге «Как проводить деловые беседы». Расскажите, какие типы собеседников он выделяет, какие советы дает по деловому общению с партнером определенного типа.
Задание 12.
Познакомьтесь с основными приемами правильного слушания, описанными английским психологом И. Атватером в книге « Я Вас слушаю…» и расскажите о них.
Задание 13.
Познакомьтесь с основными случаями употребления «вы» и «ты» в общении. Приведите примеры правильного и неправильного использования их в различных видах общения.
Задание 14.
Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться
1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
2) к полицейскому, чтобы уточнить, как проехать на выставку;
3) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника;
4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник;
6) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.
Задание 15.
Познакомьтесь с характеристиками разных видов ораторской речи в зависимости от общей целевой установки, данными П. Сопером в книге «Основы искусства речи». Расскажите, в чем специфика каждого вида речи?
Задание 16.
Составьте приветственную (воодушевляющую) речь (3-4 мин.). Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь (юбилей лица, организации; встреча делегации; вручение награды; открытие памятника, мемориальной доски; начало работы съезда, конференции, симпозиума; памятная дата и т.п.). Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Так как главная задача приветственной речи – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей, обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.
Задание 17.
Вам поручено провести совещание (тему совещания определите сами). Подготовьте его и проведите в аудитории в форме деловой игры.
Задание 18.
Сравните столбцы в таблице и подберите правильное продолжение определений к представленным терминам.
Термин | Определение |
Деловая коммуникация - | правила, формы и методы общения |
Монолог - | самый массовый вид взаимодействия людей |
Коммуникация - | продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений |
Диалог - | продолжительное высказывание одного лица |
Полилог - | взаимодействия между двумя или несколькими собеседниками |
Деловой разговор - | как форма делового общения может включать элементы монолога и диалога |
Деловая беседа - | разговор, предназначенный для печати, радио, телевидения |
Интервью - | кратковременный контакт, преимущественно на одну тему |
Задание 19.
Сравните столбцы в таблице и подберите правильное продолжение определений к представленным терминам.
Термин | Определение |
Акт - | документ, предоставляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов на них |
Бланк - | единица хранения письменных документов в архиве, помещенных в отдельную папку |
Дело - | согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в предложениях |
Акцепт - | белый лист с частично напечатанным текстом и пробелами, который заполняется актуальной информацией |
Анкета - | документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события |
Задание 20.
Сравните столбцы в таблице и подберите правильное продолжение определений к представленным терминам.
Термин | Определение |
1. Деловой этикет - | совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях |
2. Светский этикет - | искусство красноречия |
3. Деловая этика - | фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами |
4. Речевая этика - | знания приличий, умение держать себя в обществе |
5. Этикетная формула - | совокупность норм поведения предпринимателя |
6. Риторика - | установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов |
Задание 21.
Сравните столбцы в таблице и подберите правильное продолжение определений к представленным терминам.
Термин | Определение |
1. Ведомость - | документы, составленные учреждениям или должностным лицом и оформленные в установленном порядке |
2. Виза - | решение, принятое совещанием по обсуждаемому вопросу |
3. Официальные документы - | перечень видов работ, услуг, товаров с указанием цен и расценок |
4. Прейскурант - | перечень каких-либо сведений, расположенных в определенном порядке |
5. Повестка - | подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом |
6. Резолюция - | официальное сообщение частному лицу с предложением куда-либо прийти |
Задание 22.
Подготовьте сценарий игровой пресс-конференции с использованием различных ролей участников дискуссии. Тему выберите самостоятельно.
Задание 23.
Составьте стандартное резюме, которое Вы представили бы при поступлении на работу.
Задание 24.
Подготовьте сценарий ролевой игры «Дискуссия» на тему «Речь юриста - источник штампов и повторов». Сценарий дискуссии – убедить нейтральную сторону (преподавателя) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы ваших оппонентов.
Задание 25.
Составьте эссе на тему «Словом можно убить, словом можно спасти…».
Задание 26.
Напишите заявление по следующим темам:
- с просьбой уйти в академический отпуск;
- с просьбой принять на работу;
- с просьбой предоставить материал для составления договора;
- по иной теме.
Задание № 27.
Составьте эссе на тему «Развитие толерантности в современном обществе».
Задание 28.
Выберите в таблице один из документов и составьте их в соответствии с представленной структурой.
Наименование вида документа | Структура документа |
1. Положение о структурном подразделении | общие положения, задачи, функции, права, ответственность, взаимоотношения |
2. Должностная инструкция | общие положения, функции, права, ответственность взаимоотношения |
3. Приказ, распоряжение | констатирующая часть, приказная (распорядительная) часть |
4. Протокол | вводная часть, основная часть |
5. Акт | вводная часть, основная (констатирующая) часть |
6. Письмо | вводная (вступительная) часть, основная часть, заключительная часть |
7. Справка | служебная часть, основная часть |
Задание 29.
Проверьте правильность составленного документа (задание 28).
Задание 30.
Составьте по два примера к каждому из следующих видов вопросов:
- информационные вопросы (используются для сбора сведений);
- контрольные вопросы (необходимы для контроля за ходом деловой коммуникации);
- ориентационные вопросы (используются, чтобы знать придерживается ли партнер идей высказанных ранее);
- подтверждающие вопросы (необходимы, чтобы добиться взаимопонимания);
- ознакомительные вопросы (используются для ознакомления с мнением собеседника);
- однополюсные вопросы (повторение вопроса собеседника, в знак того, что понятно, о чем идет речь и для того чтобы выиграть время на обдумывание ответа);
- встречные вопросы (необходимы для сужения темы разговора);
- направляющие вопросы (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);
- альтернативные вопросы (предоставляют возможность выбора);
- провокационные вопросы (используются, чтобы установить правильно ли партнер понимает ситуацию);
- вступительные вопросы (необходимы для формирования у партнера заинтересованности в разговоре);
- заключающие вопросы (необходимы для подведения итогов разговора);
- закрытые вопросы (наводящие вопросы, на которые можно коротко ответить);
- открытые вопросы (выявляют ключевые моменты беседы).
6.1. Краткое описание контрольных мероприятий,
Написание текста
Студент не должен стремиться к простому переписыванию материала из научных источников. Этот этап работы включает обязательное выполнение следующих пунктов: разработку примерного плана изложения материала; написание черновика работы; окончательный вариант оглавления; написание чистового текста; оформление доклада.
Примерная структура доклада
Типовая структура доклада по выбранной теме предполагает наличие следующих разделов:
- титульный лист;
- оглавление (план);
- введение (предисловие);
- основная часть;
- заключение (вывод);
- список использованной литературы;
- приложения (при необходимости).
Титульный лист является первым листом работы, но номер страницы на нем не ставится. Нумерация указывается, начиная с третьей страницы. На титульном листе указываются следующие данные:
- наименование высшего учебного заведения;
- название темы доклада;
- курс, группа, Ф.И.О. студента;
- звание, должность, Ф.И.О. преподавателя;
- сведения о зачете (дата, оценка, подпись преподавателя);
- город, год выполнения работы.
Оглавление (план) представляет собой перечень основных разделов, составленных в той или иной последовательности, в какой они раскрывают тему. В оглавлении указывается номер страницы, на которой начинается тот или иной раздел. Заголовки глав и разделов должны быть краткими, четкими, точно и последовательно отражать внутреннюю логику работы.
Введение (предисловие). Во введении нужно изложить то, что выносится на рассмотрение, формируется суть проблемы. Студент, обосновыва<