Теория, методика и проблемы научных исследований
Методические рекомендации для самостоятельной работы
студентов заочной формы обучения
Специальности– «физическая культура»
Симферополь - 2014
Содержание
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Основные понятия и термины.. 2
2. Планирование научно-исследовательской работы.. 2
3.Выбор темы исследования. 2
4. Определение объекта и предмета исследования. 2
5. Определение цели и задач исследования. 2
6. Выдвижение рабочей гипотезы. 2
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
7. Выбор методов исследования. 2
8. Характеристика методов исследования. 2
9. Анализ документальных и архивных материалов. 2
10. Педагогическое наблюдение. 2
11. Беседа, интервью и анкетирование. 2
12. Контрольные испытания. 2
13. Педагогический эксперимент. 2
РАЗДЕЛ 3 СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1. Основные понятия и термины
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; она включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Теория - логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.
Методика – совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдельного учебного предмета.
Планирование научно-исследовательской работы
Весь процесс подготовки научного исследования условно можно представить в следующем виде:
• выбор темы исследования;
• изучение научно-методической литературы;
• определение объекта и предмета исследования;
• определение цели и задач;
• разработка рабочей гипотезы;
• выбор соответствующих методов исследования;
• формулировка названия работы;
•'подготовка и проведение исследовательской части работы;
• математико-статистическая обработка результатов исследований;
• обобщение и интерпретация полученных данных;
• формулирование выводов и практических рекомендаций;
• оформление работы;
• презентация научного исследования (конференция, публикация), защита (курсовая, дипломная, диссертация)
Рассмотрим в этой связи некоторые положения, касающиеся указанных пунктов.
Выбор темы исследования.
Выбор темы научного исследования - одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом.
Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить выбор соответствующей темы. Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность (теоретическая и практическая значимость). Судить об актуальности в каждом конкретном случае можно тому приложению, какое ее разработка может найти применение в практике физической культуры и спорта. Признаками актуальности темы могут быть следующие:
• общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме;
• наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;
• необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями .
На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся. Так, например, в исследовании оздоровительной направленности физических упражнений и видов спорта важное значение имеют: совершенствование методики стимулирования естественного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повышение общей физической подготовленности, неспецифической устойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности физических упражнений при различных видах заболеваний, продление жизни.
В образовательной направленности средств и методов физического воспитания и спорта большой интерес вызывает методика обогащения занимающихся теоретическими знаниями; обогащение их двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным опытом, опытом общения; научение занимающихся познавать самих себя, свои способности, достоинства и недостатки; стимулирование глубоко осознанного и активного отношения к занятиям физическими упражнениями и спортом, к учебе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеет изучение физической культуры народов России, Украины, ближнего и дальнего зарубежья.
При исследовании воспитательных возможностей средств и методов физической культуры и спорта в научной разработке нуждается методика воспитания личности занимающегося: направленности, положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, к учебе, труду, чувства собственного достоинства, скромности, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости, привычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигательных действий, приучение к коллективным действиям, взаимовыручке, к ответственности не только за свои действия, но и действия товарищей по команде, группе, к опрятности во внешнем виде, к организованности и дисциплине и т. д. Особое значение имеет исследование прикладной направленности средств и методов физической культуры и спорта. В научной разработке нуждается методика применения физических упражнений при изучении (оценке) и развитии у занимающихся способностей и тем самым оказание им помощи в овладении школьной учебной программой, спортивным, профессиональным мастерством и боевой подготовкой в процессе службы в армии. В научной разработке нуждается методика применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, восстановления работоспособности после умственных, физических и эмоциональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортивной и профессиональной деятельности.
Слабо исследованы возможности средств и методов физического воспитания и спорта при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчинами и женщинами. Знания и практический опыт, накопленные по этим вопросам, еще очень мало изучены специалистами, а следовательно, это наследие еще не в полной мере служит людям. Существует большая необходимость в разработке вопросов, касающихся техники выполнения различных видов упражнений. В перспективе большую помощь здесь могут оказать современные информационные технологии.
В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока, а именно:
- содержание урока и его отдельных частей, планирование последовательности изучения упражнений с учетом возможностей переноса эффекта (положительного, отрицательного) от овладения одним упражнением на другое - последующее;
- регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом индивидуального предела допустимых нагрузок;
- управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока;
- способы управления занимающимися в ходе урока (команды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощрение, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их применения в различных ситуациях на уроке с различными категориями занимающихся;
- возможности введения в урок физической культуры теоретического раздела;
- взаимоотношения между учителем и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подходы учителя к занимающимся;
- система домашних заданий и их эффективность.
Определенный интерес вызывает тематика, связанная с физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Правильному выбору темы научной работы, ее успешному выполнению способствует наличие соответствующей материально-технической и экспериментальной базы для проведения исследований. Основу такой базы составляет, прежде всего, необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, компьютеры, место проведения исследования и соответствующий контингент испытуемых.
При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина разработки. Более обширная тема для исследований может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени. В последние годы большое внимание уделяется комплексности разрабатываемых тематик, коллективности в решении актуальных научных проблем. Такой подход окажется полезным.