Тема 15. Методы сбора данных

1. Фокус-группы.

2. Опросы и анкеты.

· Интервью: опросные методы; совместные опросы; структурированное интервью.

3. Delphi и номинальные группы методов. Номинальная группа Техника 3, Брайтон

4. Прямое наблюдение включает в себя наблюдение для описания процессов и рекомендации улучшения процессов / продуктов там, где они менее эффективны.

Определение оценки.Есть много видов оценок,которые необязательноприводят коценке стоимости или достижений - описательные исследования, осуществление анализа и формирующей оценки. По сути же, оценка представляет собой систематический сбор и оценка информации для обеспечения полезной обратной связи

о некоторых объектах. Оба определения сходятся на том, что оценка является систематическими усилиями и использует в качестве«объект»намереннодвойственный термин, которые могут относиться к программам, политика, технологии, человек, потребность, деятельность, и так далее. Последнее определение подчеркивает роль оценки информации, а не оценки результатов, потому что все работы по оценкевключает в себя сбор и обобщение данных.

Цели оценки.Общая цель большинства оценок заключается в обеспечении«полезной обратной связи» с различными аудиториями, включая спонсоров, доноров, клиент-групп, администраторов, сотрудников и др. Чаще всего, обратная связь воспринимается как «полезная», если она помогает в принятии решений.

Оценка стратегий.«Оценка стратегий»означает широкий,всеобъемлющийвзгляд на оценку. Они охватывают наиболее общие группы экспертизы.

Научно-экспериментальные модели–исторически доминирующая стратегияоценки. Принимая их значения и методы в социальных науках, они приоритетны по целесообразности, беспристрастности, точности, объективности и достоверности информации.

Второй класс стратегий – управления-ориентированных систем моделей. Два наиболее распространенными из них являются PERT (Program, E, оценку и Review и Technique), и CPM (Critical, Pате, Method). Оба метода широко используются. Две управление-ориентированных системы модели были разработаны экспертами: модель UTOS (U - единицы, T - улучшение, O - наблюдение и S - корректировка модели) и CIPP (C - контекст, I - ввод, Р - процесс, P – продукт). Эти управления-ориентированные системы модели подчеркивают комплексность в оценке в более широких рамках социально-культурной деятельности.

Третий класс стратегии – качественно-антропологическая модель. Они подчеркивают важность наблюдения, необходимость сохранения качества оценки и значение субъективной человеческой интерпретации в процессе оценки. В эту категорию входят известные подходы к оценке, оценка натуралистического или «четвертого поколения»; качественных школ, критической теории и подходы художественной критики, и подход «обоснованной теории».

Наконец, четвертый класс стратегий называется участнико-ориентированная модель.Как следует из названия,они подчеркивают центральное значение оценкиучастников, особенно клиенты и пользователи программы или технологии.

Виды оценки.Есть много различных видов оценок,в зависимости от объектаоценки и целей оценки. Возможно, наиболее важным принципиальным различием в оценке является то, что отличает формирующую от итоговой. Формирующие оценки укрепления или улучшения объекта оценки позволяют гарантировать выполнение программы или технологии, качество ее реализации и оценки организационного контекста, персонал, процедуры входа и т. д. Суммарная оценка, напротив, определяет последствия или результаты. Подводя итог, они описывают то, что происходит после выполнения программы или реализации технологии; к каким результатам привела их реализация; определения общего воздействия и пределы только непосредственных результатов целевых и, оценки относительных издержек.

Формирующая оценка включает в себя несколько видов оценки:

ü оценка потребностей определяет,кто нуждается в программе,как великапотребность, а что может работать для удовлетворения потребностей;

ü возможность оценки определяет,является ли оценка возможной и какзаинтересованные стороны могут получить свою полезность;

ü структурированного осмысления помогает заинтересованным сторонамопределить программу или технологии, целевых групп населения, а также возможные результаты;

ü осуществления оценки определяет адекватность программы илитехнологии.

Суммарная оценка также может быть подразделена:

- оценку результатов реализации программы или технологии,их очевидныйэффект по четко определенным результатам;

- оценка воздействия является более широким и оценивает общий или чистыйэффект программы или технологии в целом;

- экономической эффективности и анализа затрат и результатов в решениивопросов эффективности за счет стандартизации результатов с точки зрения их затрат и ценности.

План-цикл оценки.Часто оценка трактуется как часть большого процесса.Иногда это называют планированием оценки. Различия между планированием и оценкой не всегда ясны; этот цикл описывается по-разному с различными фазами, обе из которых относятся к планированию и оценке (рис. 6). Как правило, на первом этапе такого цикла – на этапе планирования (на рисунке изображено белыми блоками) – происходит разработка набора возможных действий, программ или технологий, и выбор лучшего варианта для реализации. В зависимости от организации, процесс планирования может включать в себя любое или все из этих этапов: постановка задачи, проблемы; широкое осмысление основных альтернатив, которые могут быть рассмотрены; детализация этих альтернатив и их потенциальные последствия, оценка альтернатив, выбор лучшей и реализация выбранной альтернативы. Хотя эти этапы традиционно считаются планированием, есть много вариантов оценки проделанной работы. Эксперты осваивают методы оценки потребностей, они используют методики концепции отображения, представленного позже через концептуализацию и детализацию; и у них есть навыки, чтобы помочь оценить альтернативные варианты и сделать лучший выбор.

Этап оценки (на рисунке изображен темными блоками) также включает в себя последовательность этапов: разработку основных целей, задач и гипотез программы или технологии; концептуализации и операционализации основных компонентов оценки – программа, участники, установка, и измерение; дизайн оценки, подробное согласование компонентов, анализ информации, как качественный, так и количественный, и использование результатов оценки.

Тема 15. Методы сбора данных - student2.ru

Рисунок 6. План-цикл оценки

Постоянное увеличение потоков информации и быстрое изменение внешнего окружения вызывает усложнение проблем, возникающих при управлении современной организацией, приводит к все большему востребованию консалтинга и дальнейшего его развития, самостоятельного вида профессиональной деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите методы сбора данных.

2. Опишите процесс определение оценки. Каковы цели оценки?

3. Как осуществляется оценка научно-экспериментальная модели стратегии?

4. Охарактеризуйте управлениея-ориентированные модели стратегии.

5. Что подлежит оценке стратегии при качественно-антропологической модели?

6. На что обращается внимание при участнико-ориентированной модели?


Наши рекомендации