Основы экспертно-консультационной деятельности

Академический

Основы экспертно-консультационной деятельности - student2.ru

Проект

С. В. Богдан

Е. В. Семёнова

Основы экспертно-консультационной деятельности

и социально-культурного консалтинга

Учебно-методическое пособие

Челябинск 2013

Основы экспертно-консультационной деятельности - student2.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Культурологический факультет

Кафедра социально-культурной деятельности

С. В. Богдан

Е. В. Семёнова

ОСНОВЫ

ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОНСАЛТИНГА

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность

квалификация (степень) выпускника

«магистр»

Челябинск 2013

УДК 379.8

ББК 77

Б73

Рецензент: Романова С. Е.

кандидат экономических наук, доцент УрСЭИ (АТиСО)

Утверждено на заседании кафедры социально-культурной деятельности от 16.09.2013 г., протокол № 1.

Б73 Богдан, С. В.

Основы экспертно-консультационной деятельности и социально-культурного консалтинга: учебн-метод. пособие по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность, квалификация (степень) «магистр» / авт.-сост.: С. В. Богдан, Е. В. Семенова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 153 с. – (Академический проект)

Данное учебно-методическое пособие написано с целью методического обеспечения учебной дисциплины базовой части

профессионального цикла «Основы экспертно-консультационной деятельности и социально-культурного консалтинга» для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность. В пособии раскрываются особенности экспертно-консультационной деятельности, проектирования и экспертизы социально-культурных проектов, специфика работы консультантов. Социально-культурного консалтинга

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

© Богдан С. В., 2013

© Семенова Е. В., 2013

© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………...4

Тема 1. Методологические основы консультирования и экспертизы……………………5

Тема 2. Консалтинговый процесс………………………………………………………….21

Тема 3. Экспертиза социально-культурных проектов……………………………………32

Тема 4. Методы экспертизы………………………………………………………………..34

Тема 5. Технология проведения экспертизы социально-культурных проектов………..39

Тема 6. Основные проблемы экспертно-консультационной деятельности в сфере культуры……………………………………………………………………………………..44

Тема 7. Формирование предложения консалтинговых услуг…………………………….45

Тема 8. Процедура выбора консультантов клиентами……………………………………48

Тема 9.Ценообразование на консалтинговые услуги и финансирование деятельности..51 Тема 10. Формы договоров на консалтинговые услуги…………………………………..57

Тема 11. Методы работы консультантов во время осуществления консалтингового проекта……………………………………………………………………………………….60

Тема 12. Мониторинг и оценка результатов консалтинговых услуг…………………….73

Тема 13. Экспертиза социально-культурной деятельности (проектов)…………………83

Тема 14. Шесть моделей общей оценки / Frameworks……………………………………84

Тема 15. Методы сбора данных…………………………………………………………….85

Список использованных источников………………………………………………………89

ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящего учебно-методического пособия состоит в представлении теоретического материала, направленного на углубленную и качественную подготовку конкурентоспособных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области социально-культурной деятельности, способных и готовых к самостоятельной социально-ориентированной исследовательской, творческой и педагогической деятельности, востребованной обществом и государством.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

- способностью к самостоятельной авторской работе и редакционной подготовке научных текстов, работе в научных, художественно-творческих и редакционных коллективах (ПК-5);

- способностью к экспертизе социально-культурных проектов и программ (ПК-14);

- готовностью к осуществлению социально-культурного консалтинга, оказанию консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в социально-культурной сфере (ПК-15);

- способностью управлять действующими технологическими процессами социально-культурной деятельности (ПК-16);

- способностью владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-19);

- способностью оценивать затраты и результаты деятельности учреждений социально-культурной сферы при решении воспитательных задач, проведении культурно-просветительной деятельности и организации досуга населения (ПК-20).

Задачи дисциплины заключаются в:

- освоении приемов и методов работы с персоналом, методов оценки качества и результативности труда персонала; технологий эффективной организации труда в учреждениях социально-культурной сферы;

- изучении особенностей менеджмента в организациях культуры и искусства, в управлении производственными коллективами;

- освоении основных способов управления, методов и способов продвижения инновационных социально-культурных услуг (проектов);

- формировании способности проектировать и осуществлять процессы экспертно-консультационной деятельности;

- совершенствовании специфических культурных потребностей разных слоев общества и возрастных групп;

- формировании способности оказывать экспертно-консультационные и консалтинговые услуги;

- развитии норм профессиональной культуры изложения материала. Дисциплина «Основы экспертно-консультационной деятельности и социально-

культурного консалтинга» входит в базовую часть профессионального цикла.

Начало реализации контракта

1-й этап — диагностика:

• сбор данных на объекте и их обработка;

• систематизированное определение проблемы.

2-й этап — разработка решений:

• определение поля допустимых решений;

• выбор рекомендуемых решений;

• представление решений руководству клиентской организации.

3-й этап - внедрение решений:

• разработка программы внедрения;

• внедрение;

• контроль за внедрением;

• оценка результатов проекта;

• окончательное завершение;

• выход консультанта из организации клиента

Конец реализации контракта.

Послепроектная стадия:

• окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом;

• анализ происшедших в результате проекта изменений в организации клиента и поиск идей для новых проектов с тем же или иным клиентом;

• самоанализ деятельности консультанта по проекту с целью совершенствования методов его работы.

Рисунок 4. Схема консалтингового процесса

Проектная стадияосуществляется уже в рамках заключенного контракта.Этап 1: диагностика. Осуществляется в форме исследования,целью

которого является четкое определение основных параметров функционирования организации-клиента, имеющих отношение к проблеме, для решения которой привлечен консультант. Для успешного проведения диагностического исследования важно правильное понимание характера проблемы:

- проблема коррекции предполагает анализ данных о предыдущем развитии ситуации, обращая особое внимание на внешние и внутренние факторы;

- проблема совершенствования основана на изучении предшествующих событий, но роль их будет менее важна, чем анализ современной ситуации;

- проблема, связанная с созданием нового (проблемы творческого развития)связана с наименьшим количеством исходной информации,затрудняющейпоиск возможных моделей будущего развития с использованием воображения и творческого мышления.

В ходе предварительного исследования проводится сбор необходимой существенней информации о деятельность компании и ее окружении. Если клиент согласен с результатами предварительной исследования, то начинается проведение основногоисследования,цельюкоторогоявляется анализ ресурсов клиента,егодеятельности, определение сильных и слабых сторон и возможности улучшения результатов.

Подход к проведению исследования определяется следующими тремя основными факторами.

Цель:определение проблем клиента.

Сроки:сжатые,что ограничивает возможности сбора информации.

Специализация консультанта:наличие подобного опыта работы.

Для понимания характера деятельности организации-клиента, нахождения неиспользованных ресурсов и определения возможных улучшений анализируются:

• организация в целом(ключевая информация о характере,целях,роли иосновных параметрах организации-клиента; история организации, результатами которой являются ее настоящее положение и традиции);

• окружение(в контексте социально-экономического окружения с точкизрения потребностей и возможностей самой организации);

• цели и задачи(методология планирования,используемая клиентом,и целиорганизации);

• финансы(финансовый результат как хорошее или плохое«здоровье»всехэлементов компании; финансовые отчеты компании за последние три-пять лет);

• маркетинг(эффективность маркетинговой стратегии и ее влияние напроизводство, закупочную и продажную деятельность;

• производство(организация творческого производства,движениематериалов и продуктов, объемы социально-культурных услуг и направление социально-культурной деятельности);

• опытно-исследовательская работа(полный цикл«исследовательскаяработа – проектная разработка – маркетинг» и его взаимосвязь с общим управлением фирмой);

• кадры(воздействие кадровой политики(подбор и назначение,продвижениепо службе, оплата труда) на работу компании);

• эффективность деятельности(оценка общей эффективности работыкомпании; доля на рынке, объем оказываемых услуг, прибыль, капитальные вложения

и т.п.);

• менеджмент(соотношение слабых и сильных сторон компании и способыподготовки, принятия, осуществления решений и контроля).

На этапе диагностики консультанты должны собрать и обработать большое количество информации для того, чтобы получить ясное представление о сложившейся ситуации и дать ее оценку. Вид отбираемой информации будет зависеть от области, в которой проводится исследование, от ясного понимания проблемы и постановки целей

и задач. Поэтому консультант должен отбирать действительно необходимую ему информацию.

Обычно степень детализации информации по конкретному заданию будет выше, чем при общем исследовании. Но чем детальнее информация, тем больше времени требуется для того, чтобы собрать ее. В своей работе консультант может использовать различные источники и методы сбора информации. Обычно консультанты получают информацию из следующих трех основных источников:

письменная информация; результаты наблюдений;

информация, основанная на личных впечатлениях работающих в компании людей. Работники всех уровней клиентной организации обладают обширными знаниями о своей области, и практически у каждого есть идеи по поводу необходимых

и возможных улучшений. Для получения необходимой информации используются следующие методы.

Наблюдение–метод сбора информации,основанный на еецеленаправленном восприятии, обусловленном задачей консультанта. Информация, которую консультант обычно получает путем наблюдения, включает взаимосвязи подразделений, последовательность операций, методы работы, условия труда, отношения и поведение менеджеров и работников.

Анкетирование.Анкеты чрезвычайно полезны для сбора ограниченногоколичества информации у большого числа людей.

Интервьюирование.Преимущество интервьюирования переданкетированием состоит в том, что каждый вопрос может уточняться по ходу дела. Вопросы вытекают один из другого, каждый последующий уточняет, корректирует или опровергает предыдущий.

Следует особо отметить также необходимость обработки всех данных, собранных в ходе диагностики, а также ее систематизация. Количественная информация требует классификации. Основными критериями классификации, используемыми в консультировании, являются: время (отражает общие направления движения, случайные и периодические колебания), место (изучении проблем в различных подразделениях компании), структура (определенное число критериев), факторы влияния (подготовительным этапом к функциональному и причинному анализу).

Консультант должен анализировать взаимосвязи и причины, существование зависимостей между различными факторами и событиями и их характер. В этом случае связи могут быть представлены в количественной форме и определены в виде функции. Цель консультанта - обнаружить те из них, которые имеют систематический, а не случайный характер.

Другой способ выражения этих связей – через коэффициенты эффективности (прибыль на инвестированный капитал, оборот капитала, использование оборотного капитала и т. п.).

И, наконец, в-третьих, консультант должен провести обобщение информации, чтобы окончательно сформулировать диагноз, т. е. определить существо и особенности

проблем клиентной организации, систематизировав их в соответствии с задачами проекта.

Отчет о проведенных исследованиях подытоживает результаты диагностики и представляется клиенту для одобрения и получения возможности перейти к следующему этапу.

Этап 2: разработка и представление предложений.После того,какосуществлена диагностика, проект вступает в свою основную фазу, во время которой консультанты разрабатывают, оценивают и представляют клиенту возможные решения проблем.

Разработка альтернативных предложений. Консультант разрабатываетспособы улучшения положения клиента. Для этого он применяет знания о способах улучшения, полученные из следующих источников:

из опыта самого консультанта, полученного при выполнении предыдущих заданий, а также из архивной документации и картотеки консультационной фирмы;

из опыта своих коллег в консультационной фирме, которые уже сталкивались с подобными ситуациями;

от работников других подразделений компании-клиента, которые обладают знаниями по конкретному процессу.

Во-вторых, он использует свои творческие способности находить или разрабатывать что-либо новое.

Оценка и отбор альтернативных решений. Консультант долженобеспечивать объективную основу для выбора, который осуществляется из двух и более решений (критерий: новое решение лучше существующего). Методика оценки выбирается в соответствии с характером и уровнем сложности каждого конкретного случая.

Представление предложений клиенту. Процесс представления зависит восновном от типа предлагаемого проекта и рабочих отношений между консультантом и творческим персоналом клиента. Цель этого представления - получить одобрение клиентом своих рекомендаций. Но при этом консультант должен объяснить:

возможный риск (подобные решения раньше не применялись; реальные затраты могут быть выше предполагаемых и т. п.);

условия, которые клиент должен создать для реализации предложенных решений (финансовые и трудовые затраты, изменения кадрового состава и т. д.).

Решение, принятое по предложению консультанта, может быть конечным этапом проекта, если клиенту не потребуется дальнейшая помощь консультанта.

Этап 3: внедрение решений.Консультант может принимать участие вреализации своих предложений:

обеспечивая рекомендациями ответственный за реализацию персонал; корректируя детали выработанных решений; обучая персонал клиента.

На этапе внедрения консультант должен быть готовым отвечать на любые вопросы и помогать персоналу клиента справиться с любой проблемой. Консультант разрабатывает также временной график и систему мер, обеспечивающих изменения и форму их контроля. Обучение новым методам работы предполагает проведение семинаров, дискуссий, создание специальных проектных групп и т.п.

Внедрение изменений должно происходить при поддержке и контроле со стороны консультанта для того, чтобы избежать отступлений от намеченных решений. При отсутствии контроля модифицировать организацию и развивать изменения невозможно.

На этапе внедрения постепенно ответственность консультанта в реализации проекта уменьшается, а ответственность персонала компании возрастает. Пребывание консультанта в клиентной организации завершается к тому моменту, когда персонал компании становится способным полностью самостоятельно работать в новых условиях.

Послепроектная стадиязаключается в решении вопросов,связанных сфинансовыми расчетами клиента с консультантом, анализом результатов проекта и самоанализом деятельности консультанта, а также с возможным расширением проекта

в соответствии с новыми проблемами – либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта.

Растущая потребность

Одним из результатов ускорения перемен является усложнение проблем, которые необходимо решать, а для этого необходима интеграция различных дисциплин или источников знаний и опыта. С этой потребностью в мобилизации умений решать проблемы связано несколько тенденций, и эти тенденции открывают возможности для роста и развития консалтинговых ресурсов.

1.Технический прогресс. Технический прогресс – тенденция всепроникающая; она влияет на социальную деятельность предприятий, на политические и экономические системы общества, региона, государства. Возникают все более сложные проблемы взаимозависимости, благосостояния, образования, лидерства, принятия решений. Потребность в сотрудничестве между индивидами и группами, в помощи, в поддержке друг друга намного возросла. Однако мотивация и навыки людей существенно отстают от этой растущей потребности и знаний о том, как решать проблемы, как создавать и использовать ресурсы и как осуществлять совместные усилия.

2.Кризис человеческих ресурсов. Все чаще возникает беспокойство, связанное с недостаточным или неэффективным использованием таких ресурсов, как расовые и этнические меньшинства, женщины, дети и молодежь, люди с ограниченными способностями, пожилые граждане, безработные и люди без образования. Неэффективное использование этих ресурсов - проблема, которую должны решать профессионалы.

3.Неразвитость консалтинговых навыков работников. Многие работники имеют потенциальные навыки консультантов, тренеров, преподавателей, инструкторов, советников. Таких людей выявляют, рекрутируют и учат работать (параллельно с их деятельностью) внутренними консультантами в своих организациях и группах.

4.Наличие свободного времени. Растет число людей, располагающих свободным временем. Это время может быть потрачено на креативную работу. Превращение межличностной помощи и поддержки в ценный и квалифицированный вид человеческой деятельности будет способствовать повышению качества как общественной, так и индивидуальной жизни.

Следствием этих четырех тенденций является тот факт, что потребность в помощи растет быстрее, чем происходит подготовка профессиональных консультантов. По этой причине основное внимание следует уделять рекрутированию и обучению непрофессионалов навыкам оказания поддержки и помощи, а также созданию вспомогательно-консультационных команд профессионалов и добровольцев.

Неадекватный ответ на растущую потребность.Развитиюквалифицированных и мотивированных консультантов и руководителей вспомогательных команд препятствуют несколько факторов: территориальные установки, специализация, отсутствие единой программы.

Из-за неправильной ориентации те, кому требуется помощь , сами же способствуют неэффективности консультирования. Типичная «кризисная» ориентация обычно означает, что субъект должен испытать серьезные проблемы прежде, чем у него появится потребность обратиться за помощью.

Другое серьезное препятствие состоит в том, что понятие «я сам», как правило, рассматривается как величайший признак компетентности, а просьбы о помощи – как признак слабости. Обычно в организациях больше всего ценятся линейные сотрудники, достигающие результатов, а в служебный персонал, в том числе в штатных консультантов, деньги и время вкладываются с неохотой. Если организации требуется помощь, она чаще всего полагается на внутренние источники. Во многих случаях проще оказать помощь изнутри, но люди или не хотят искать надлежащих помощников на стороне, или не знают, как это делать.

Таким образом, потенциальными пользователями консультационных услуг являются те, кто незнаком с идентификацией, рекрутированием и использованием консультационных ресурсов. Такие люди не понимают, что для решения любой проблемы вначале нужно установить диагноз. Они не сознают необходимые бюджетные требования, скорее хотят найти кого-то, кто подскажет готовый ответ, нежели поможет решить проблему методологически.

Вдобавок ко всему те, кто оказывают помощь, недостаточно владеют навыками работы в командах в роли внутренних или внешних помощников, не умеют мыслить системно.

Это только малая часть причин , объясняющих то, что привлечение консультационных ресурсов происходит с большим отставанием, а также относительную неподготовленность профессионалов и волонтеров, пытающихся выступить в роли консультантов, к гибкой, компетентной работе в разных проблемных ситуациях.

Понятие «экспертиза»

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях – освидетельствование; предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения; в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов. В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода. Но главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл», и систематизировать эту информацию.

Итак, экспертиза – это процедура, ее основа – регламент. Объектом экспертизы всегда является документация о намерениях, проекты, планы и пр. «Экспертиза проблемы» – это фигура речи, не более, ведь ее выводы будут зависеть от исходной постановки проблемы, следовательно, обеспечить однозначность выводов невозможно

в принципе. Если объект экспертизы (документация) изменился, заключение теряет силу. «Экспертиза решений» – тоже всего лишь литературный оборот: экспертизе подлежит документация, которая является основой для решений, а само решение полномочного органа может быть оспорено в суде.

Если объектом исследования является не проект, а осуществляемая деятельность

– это уже не экспертиза. Это аудит, или общественный контроль.

C точки зрения социологов, человек как существо природное является также частью социальной среды и устойчивость социальной среды, ее прерывность или беспрерывность нуждается в социальном регулировании ее процессов. Проектирование становится этим регулятором как средством развития социально-культурного ландшафта и среды обитания человека.

Обратившись к опыту, описанному в труде Г. М. Кузицына «Проектирование социально-культурных процессов», заметим, что в социально-культурных процессах фиксируются все указанные фазы продвижения. При разработке конкретных проектов, следует учитывать исторический фактор становления и развития культурного ландшафта, его активность и продолжительность в определенной эпохе и на основании этих факторов давать обоснованную экспертную оценку.

В социально-культурной сфере насчитывается множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам (т. е. трудно формализуемых задач), поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. Чаще всего они имеют вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту (закон и законопроект, программа социально-экономического развития, социально-культурный проект, присылаемый на конкурс, и т. д.), а иногда это итоговый протокол совещания специалистов. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социально-культурной сфере представляют собой социально-культурную экспертизу.

Таким образом, под социально-культурной экспертизой будем понимать исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и

окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. На основании этого определения выделим четыре функции социально-культурной экспертизы:

1) диагностическая функция – освидетельствование состояния объекта в момент исследования;

2) информационно-контрольная функция – исследование информации об объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3) прогностическая функция – выявление возможных состояний объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

4) проектировочная функция – выработка рекомендаций по тематике экспертизы социально-культурного объекта для проектирования и принятия управленческих решений.

Здесь социально-культурными объектами выступают люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т. п., прямо или косвенно предусматривающие изменения. Перечень данных объектов не может быть четко определен, поскольку социально-культурное пространство многообразно и несводимо к небольшому числу характеристик. В то же время, практические задачи экспертизы заставляют если не исключать какие-то объекты из сферы проведения экспертного исследования, то, по крайней мере, придавать разным объектам разное значение.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что экспертиза всегда есть исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Экспертные оценки находят широкое применение в социально-культурной сфере из-за большого количества трудно формализуемых задач в этой сфере.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию экспертиза.

2. Какова направленность социально-культурной экспертизы?

3. Назовите основные функции социально-культурной экспертизы.

4. Определите объекты социально-культурной экспертизы.

Тема 4. Методы экспертизы

Итогом любой экспертизы является конечная продукция эксперта – мнение, представленное в определенной форме. Оно создается на основании различных методов экспертирования. В силу характера экспертизы , одним из гарантов ее объективности является совместная работа экспертов, а также избираемый тип организационной модели экспертирования.

Экспертами, исходя из поставленных задач, используются различные методы работы – метод экспертных оценок, организационно-деятельностная игра, «мозговая атака», метод сценариев и др.). Но чаще всего - это экспертное заключение. Используются также формы экспертного наблюдения (итогового документа рекомендательного характера, в котором основное внимание эксперта сосредоточено на выработке конструктивных предложений, направленных на решение рассматриваемой проблемы) и проектной разработки [4, с. 176].. Экспертное заключение может

применяться при анализе нормативных актов, принятых (готовящихся к принятию) на федеральном, региональном или местном уровнях. Экспертное наблюдение используется при формировании общего представления о состоянии проблемы и при выработке рекомендаций , в том числе при подготовке тех или иных решений (в ходе законопроектных работ и т. д.).

Проектная разработка выходит за пределы задач социальной экспертизы и в этом смысле не может быть затребована как форма представления экспертной оценки. Инициатива представления экспертизы в виде проектной разработки может исходить только от самого эксперта (экспертной группы). Но, разумеется, такая инициатива может быть, в свою очередь , инициирована системой организации экспертной работы, если эта система опирается на творческие возможности экспертов и мобилизует их новаторский потенциал.

Обратимся также к основным моделям экспертирования, часто применяемых сегодня при оценке социально-культурного продукта.

1. Модель «Рецензия». Рецензирование в организационном отношении – наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:

1) заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта;

2) предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию;

3) принятие итогового документа – рецензии и соответствующие действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, решение авторско-правовых вопросов и т.д.);

4) отправка рецензии эксперту на переработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.

Рецензия – простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант:

• рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;

• рецензии принимаются без каких-либо ограничений относительно качества, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;

• тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи;

• итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.

В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование – фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения [4, с. 176].

2. Модель «Мониторинг». Эта модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе.

В данном случае может быть использована следующая последовательность действий:

1) принимающий решения орган заключает договор об экспертизе в порядке мониторинга, в соответствии с которым он становится (на оговоренный срок) клиентом подрядившегося эксперта;

2) эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую автоматически применяет в том или ином временном режиме (например, при появлении каждого проекта соответствующего правового акта или каждого социального проекта, представленного на рассмотрение принимающего решения органа, либо ежеквартально вне зависимости от того, появляется ли новый повод для проведения социальной экспертизы);

3) эксперт представляет органу, принимающему решения, итоги исследования, проведенного в порядке мониторинга, по стандартной форме, предполагающей, в том числе, сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.

Применение модели «Мониторинг» может быть эффективным, если экспертом является научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка используется наряду с другими исследовательскими технологиями.

Минус такой модели состоит в том, если характер поставленных задач многосторонен и зачастую не характерен для круга лиц определенного общества [4, с. 176].

3. Модель «Проект». Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

В наиболее общей форме модель «Проект» предусматривает следующие этапы:

1) осознание заказчиком наличия проблемы и желание ее разрешить;

2) постановка заказчиком задачи проведения социальной экспертизы перед организатором;

3) осмысление организатором задачи и выбор адекватной организационной схемы решения, составление предложений заказчику, включая бизнес-план;

4) проработка предложений организатора с заказчиком, принятие заказчиком решения относительно проведения экспертизы, включая порядок и гарантии финансового, материально-технического, информационного обеспечения, а также условия одобрения экспертного заключения (уровень минимальных требований);

4) привлечение организатором эксперта, постановка задачи, договор относительно условий труда эксперта и вознаграждения п

Наши рекомендации