С детьми младшего дошкольного возраста
/Возраст: 3-5лет/
Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста:
1. Способствовать неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка, обогащению личного опыта, самостоятельности и ощущению единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.
2. Способствовать развитию познавательной, речевой активности ребенка, обогащать его представления о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения (дом, семья, детский сад, город (село).
3. Воспитывать доброжелательное отношение ребенка к миру ближайшего окружения, эмоциональную отзывчивость на состояние близких (других) людей, добрые чувства к животным и растениям ближайшего природного и социального окружения.
4. Способствовать развитию начал творческих проявлений ребенка, интереса к участию в игровой, познавательной, исследовательской деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов (достижений).
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать освоению ребенком простейших правил народных подвижных игр.
2. Создать условия для ознакомления ребенка со спортивными упражнения народов Среднего Урала, обогащая его двигательный опыт: ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам.
3. Воспитывать потребность вступать в общение с взрослым и другими детьми при выполнении спортивных упражнений, в народных подвижных играх.
4. Создать условия для приобщения ребенка к правилам безопасного, здоровьесберегающего поведения дома, в детском саду, на улице, на водоеме, на дороге, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
5. Создать условия для активного накопления ребенком первичных представлений о строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними, умения обращаться за помощью в ситуациях, угрожающих здоровью.
6. Поддержать собственную созидательную активность ребенка, его способность самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи безопасного, разумного поведения в разных ситуациях.
7. Способствовать самостоятельному переносу в игру правила здоровьесберегающего поведения.
Решение образовательных задач предусматривает:
- учет функциональных и адаптационных возможностей ребенка;
- удовлетворение биологической потребности ребенка в движении;
- поддержку и развитие всех систем и функций организма ребенка через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр, закаливающие процедуры;
- интеграцию движений тела и сенсорных процессов анализаторов: слушание, ориентация, осязание, тонкая моторика кисти и речевого аппарата, через сенсомоторное развитие ребенка;
- поддержку интереса ребенка к народным подвижным играм, играм-забавам, играм-развлечениям;
- внимательное наблюдение за самочувствием каждого ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения;
- корректировку движения и осанки каждого ребенка, который в этом нуждается;
- использование игровых образов и воображаемых ситуаций (животных, растений, воды, ветра и др.), поддержку и стимулирование стремления ребенка к творческому самовыражению и импровизации в движении (мимике, пантомимике);
- варьирование нагрузки в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием;
- развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр;
- упражнения на освоение ребенком языка эмоций, элементов техники выразительных движений (гаммы переживаний, настроений); на приобретение навыков саморасслабления.
Целевые ориентиры образовательной деятельности:
- ребенок проявляет интерес к подвижным и спортивным народным играм, традиционным для Урала;
- ребенок проявляет инициативность в общении с другими детьми и взрослым во время участия в народных подвижных играх;
- ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
- ребенок стремится соблюдать элементарные правила здорового и безопасного образа жизни;
- ребенок имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми;
- ребенок с интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем;
- ребенок проявляют стремление узнавать от взрослого некоторые сведения о своем организме, о функционировании отдельных органов;
- ребенок прислушивается к взрослому при объяснении причин возникновения опасных ситуаций, подтверждает согласие, понимание, проявляет стремление выполнять правила безопасного поведения;
- ребенок отражает в подвижных играх различные образы, проявляет интерес к обыгрыванию действий сказочных персонажей, героев детских стихов, песен;
- ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности(видоизменяет физические и спортивные упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, выразительно передает образы персонажей в народных подвижных играх).
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- подвижная игра;
- спортивное упражнение;
- развивающая ситуация[2];
- игра-экспериментирование;
- игра-история;
- игра-путешествие;
- дидактическая игра;
- проблемные игровые ситуации связанные с безопасной жизнедеятельностью человека;
- увлекательные конкурсы;
- игровые познавательные ситуации;
- беседа;
- ситуационная задача;
- чтение народных потешек и стихотворений;
- экскурсия;
- простейшая поисковая деятельность;
- обсуждение опасных для здоровья и жизни ситуациях;
- совместная выработка правил поведения;
- простейшая проектная деятельность;
- коллекционирование, выставка полезных предметов (для здоровья);
- оформление рисунков, изготовление поделок по мотивами потешек, стихотворений;
- иллюстрирование простейших загадок (отгадок к ним);
- обсуждение с ребенком особенностей поведения в быту, в детском саду, на улице, на дороге, в транспорте;
- сюжетно-ролевая игра;
- образная игра-импровизация.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать установлению доброжелательных отношений ребенка с другими детьми, обогащению способов их игрового взаимодействия.
2. Побуждать ребенка к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, бытовыми предметами во взаимодействии со сверстниками.
3. Способствовать развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности, положительной самооценке, доверия к миру как основы социального становления личности.
4. Способствовать развитию интереса ребенка к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками и взрослым, разнообразию игровых замыслов, придумыванию игровых событий.
5. Развивать у ребенка интерес к народной игрушке, отражению в сюжетно-ролевых играх разнообразного «бытового» содержания, самостоятельность в использовании деталей народных костюмов для кукол.
6. Поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащению личного практического, игрового опыта.
7. Формировать у ребенка представления о близких людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях, о детском саду, о непосредственном городском (сельском) окружении.
8. Развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и радость общения со сверстниками.
9. Развивать любознательность ребенка к трудовой деятельности близких взрослых, поощрение инициативы и самостоятельности в самообслуживании
10. Воспитывать у ребенка ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
11. Развивать интерес к родному городу (селу).
Целевые ориентиры образовательной деятельности:
- ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых;
- ребенок проявляет в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с партнерами по игре;
- ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым;
- ребенок стремится комментировать события, происходящие в совместной деятельности с детьми, взрослым; выразительно передавать особенности движений, эмоциональных состояний;
- ребенок проявляет интерес к игровому общению;
- ребенок вступает в ролевой диалог;
- ребенок выделяет конкретные действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота о других (о детях, животных, членах семьи), а также поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю;
- ребенок сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий;
- ребенок понимает и словесно выражает некоторые свои состояния, желания;
- ребенок проявляет интерес к результату собственного труда и труда других людей;
- ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых;
- ребенок охотно включается в совместный труд со взрослым или сверстниками, стремится к выполнению трудовых обязанностей;
- ребенок выражает потребность больше узнать об окружающем, о жизни людей, задает вопросы о себе, о своих близких, об окружающем мире;
- ребенок проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье.
Решение образовательных задач предусматривает:
- предъявление образцов эстетически ценного поведения по отношению к окружающим;
- актуализацию и поддержку проявления симпатии, привязанности детей друг к другу;
- разъяснение детям значимости труда для человека;
- поощрение инициативы в оказании помощи товарищам, взрослым;
- право выбора ребенком роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;
- обсуждение с ребенком, настроения близких, причину данного настроения, побуждение проявлять отзывчивость к переживаниям других, оказывать содействие, адекватную помощь;
- использование естественно возникающих в группе, дома ситуаций, а также художественной литературы, игр по сюжетам сказок, пения, рисования, различных видов театрализации с участием детей и взрослых, отображающих отношения и чувства людей.
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- имитационно-образные игры;
- режиссерские игры;
- сюжетно-ролевые игры детей связанные с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия близких взрослых;
- игровые ситуации;
- инсценировки с народными игрушками,
- хороводные народные игры;
- дидактические игры;
- игры с бытовыми предметами;
- просмотр мультипликационных фильмов, сюжетов несложных иллюстраций и картинок;
- импровизации с персонажами народных сказок (пальчиковый, варежковый театр и др.);
- игры с подвижными игрушками, игрушками-забавами;
- проблемная ситуация,
- игры-имитации;
- ряжение , театрализованная игра;
- игры с предметами и дидактическими игрушками;
- жизненные и игровые развивающие ситуации;
- чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных;
- загадки;
- создание коллекций;
- экскурсии с целью ориентировки в ближайшем окружении;
- ситуации добрых дел;
- совместное рассматривание семейных фотографий, фотографий близких друзей;
- наблюдением за трудом взрослых и посильное участие в труде взрослых;
- описательный рассказ;
- обсуждение детского опыта;
- ролевые диалоги;
- чтение художественной литературы;
- беседа о семье, о семейных событиях;
- ознакомление с правилами культурного поведения;
- целевые прогулки по улицам родного города (села);
- разучивание стихов и песен о городе (селе);
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о ближайшем природном окружении.
2. Обогащать представления ребенка о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении, побуждать стремление быть доброжелательными в общении с животными.
3. Вовлекать ребенка в элементарную познавательную, исследовательскую деятельность по изучению объектов окружающей природы.
4. Побуждать ребенка к непосредственному проявлению эмоционального отклика, переживания радости, удивления, восхищения от общения с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения.
5. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки ребенка, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
6. Способствовать накоплению у ребенка представлений об особенностях сезонных явлений природы ближайшего окружения, приспособления растений и животных родного края к изменяющимся условиям среды.
7. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем.
Целевые ориентиры образовательной деятельности:
- ребенок проявляет интерес к животным и растениям ближайшего природного окружения;
- ребенок способен к целенаправленному наблюдению за объектами природного окружения;
-ребенок эмоционально откликается на красоту природы ближайшего окружения, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь;
- ребенок с удовольствием включается в поисково-исследовательскую деятельность познания природы ближайшего окружения как вместе со взрослым, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.
- ребенок способен устанавливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы;
- ребенок проявляет самостоятельность в слежении за изменениями в погоде (календарь природы), жизни растений и животных от одного времени года к другому;
- ребенок способен различать объекты и явления окружающей природы по их признакам.
Решение образовательных задач предусматривает:
- стимулирование познавательной активности ребенка;
- поощрение многочисленных детских вопросов о предметах и явлениях ближайшего окружения, их связях и отношениях;
- обогащение представлений ребенка о растениях и животных, встречающихся в ближайшем окружении;
- поощрение самостоятельных «открытий» ребенком свойств объектов окружающей природы;
- организацию совместной с ребенком разнообразной деятельности в природе, ее охране и уходу за растениями и животными;
- экспериментирование ребенка с объектами неживой природы;
- создание условий на участке детского сада для наблюдений деятельности детей и взрослых в парковой и садово-огородной среде;
- обогащение детских представлений о мире природы, о связях между природными явлениями;
- проведение экскурсий природоведческого содержания в период наиболее интенсивных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с целью наблюдений и фиксаций таких изменений и установления причинно-следственных связей;
- приобщение ребенка к разнообразной деятельности в уголке природы, на участке детского сада в парковой и садово-огородной среде и содержания некоторых животных;
- организацию поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов и экспериментов).
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- наблюдение;
- игры-экспериментирования;
- дидактическая игра;
- образные игры-имитации;
- игровые ситуации;
- рассматривание иллюстративно-наглядного материала;
- работа с календарем природы;
- чтение литературы природоведческого содержания;
- образовательные ситуации;
- составление описательных рассказов;
- экскурсии;
- целевые прогулки;
- отгадывание загадок;
- праздники;
- развлечения;
- просмотр видеофрагментов;
- игровое моделирование;
- рассматривание иллюстраций, художественных картин, репродукций;
- поделки из природного материала;
- продуктивная деятельность;
- познавательные, практические ситуации;
- чтение сказов П.П. Бажова;
- исследования и рассматривание изделий из металла (алюминиевые, стальные, чугунные);
- рассматривание иллюстраций: как добывают руду и выплавляют металл, прокатывают трубы;
- увлекательные путешествия по карте «Уральские горы»;
- подбор картинок с характерными видами ландшафта, наклеивание маленьких картинок (символов) на карту (животные, растения, одежда людей, виды транспорта и т.п.);
- подбор и рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок хвойного и лиственного леса Среднего Урала;
- «Путешествие» по городам, рекам, нахождение по карте Урала полезных ископаемых, выяснение - люди, каких национальностей живут на Урале.
- занятия-исследования «Путешествие по «реке времени»»;
- метод детско-родительских проектов: «Растения и животные Урала, занесенные в Красную книгу», «Заповедники Урала» др.;
- выставки: «Урал – кладовая земли» - полезные ископаемые и камни-самоцветы;
- рассматривание уральских камней из имеющейся в детском саду (в семье) коллекции, определение схожести и различия, оформление коллекций;
- рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы;
- экомакеты «Луг», «Водоем», «Лес», «Горы», «Болото» и т.п.;
- дидактические игры «Зоологическое лото», «Животный мир Урала», «Мир растений Урала», «В лесу, на лугу, в поле», «Ботаническое лото», «Живая природа Урала» и др.;
- рассуждение на темы «Наш общий дом», «Что я люблю в своем родном крае», «Как помочь природе родного края», «Что будет, если...»; «Как это изменить, чтобы...»;
- путешествия по экологической тропе;
- совместные мероприятия с младшими детьми, направленные на помощь животным и растениям;
- ознакомление с экологическим правилами.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи воспитания и обучения:
1. Развивать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
2. Обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в ближайшем окружающем пространстве (ознакомление с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни).
3. Поддерживать пробуждение лингвистического отношения ребенка к слову (игры со звуками, рифмами).
4. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений.
Целевые ориентиры образовательной деятельности:
- ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;
- ребенок совместно со взрослым охотно пересказывает потешки, знакомые сказки, играет со звуками, рифмами, словом;
- ребенок проявляет интерес к красоте и выразительности родного языка, языка художественного произведения, поэтического слова;
- ребенок инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные.
- ребенок проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».
Решение образовательных задач предусматривает:
- стимулирование инициативных высказываний ребенка, обращений к взрослому с просьбами и предложениями;
- организацию игрового взаимодействия со сверстниками, взрослыми, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия;
- поддержку пробуждения лингвистического отношения к слову (игры со звуками, рифмами, словотворчество);
- обогащение словаря ребенка наименованиями разных частей речи (существительными, прилагательными, глаголами), обобщающими словами, антонимами на основе расширения представлений о мире ближайшего окружения;
- использование в практике общения описательных монологов;
- создание условий для стимулирования потребности ребенка в общении со сверстниками.
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- проблемные, игровые образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения;
- словесные игры;
- рассматривание картин, иллюстраций, репродукций, предметов;
- наблюдения;
- “минутки диалога”;
- речевые игры;
- игры со звуком, словом;
- описательные, повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, иллюстрациям;
- составление описательных загадок и загадок со сравнением, описательные загадки о предметах и объектах живой и неживой окружающей природы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи воспитания и обучения:
1. Развивать у ребенка представления о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние,
2. Побуждать ребенка творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания и обучения видов искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, народного фольклора, обеспечивающих творческую самореализацию своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности.
3. Формировать и поддерживать интерес ребенка к народному литературному, музыкальному творчеству и декоративному искусству,
4. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а также явления природы и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, помогать выбирать сюжет коллективной работы;
5. Знакомить ребенка со спецификой зданий и их устройства в городе, селе (дома высокие, каменные, с балконами, лифтами, ванной; дома невысокие, как правило, деревянные, с печкой, садом, будкой для собаки и т.п.) в разных видах деятельности (рисовании, конструировании, слушании художественной литературы и др.).
6. Побуждать ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения народной музыки, знакомых образов и сюжетов.
7. Формировать у ребенка потребность в чтении книги как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым.
8. Поддерживать у ребенка устойчивый интерес к литературному, народному творчеству.
Решение образовательных задач предусматривает:
- поддержку стремления ребенка выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями;
- стимулирование ребенка на эмоциональный отклик на прекрасную музыку, двигательную импровизацию под нее;
- поддержку желания ребенка отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации и т.д.;
- обеспечение ребенку возможности почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении;
- поощрение инструментальной импровизации, с немузыкальными и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
- включение народной музыки в доступные и привлекательные для ребенка виды деятельности;
- поддержку интереса ребенка к народному и декоративному искусству, искусству народных мастеров Урала;
- возможность использовать для рисования различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры, карандаши, сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры и др.);
- проявление уважения к художественным интересам и работам ребенка, бережного отношения к результатам его творческой деятельности;
- использование наблюдений в природе, ее звуков и классической музыки для того, чтобы помочь ребенку на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления об окружающем природном мире;
- поощрение желания ребенка придумать свои способы реализации задуманного в игре, в образно-игровых этюдах по текстам прибауток, сказок, литературных текстов и в ходе обсуждения созданных детьми образов героев с акцентом на вариативность создания образа;
- активизацию и поддержку проявления интереса у ребенка к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам; побуждение стремление ребенка рассматривать, обыгрывать.
Целевые ориентиры образовательной деятельности:
- ребенок использует некоторые средства выразительности фольклорного и литературного языка: «говорящие» имена героев народных сказок, формулы начала и окончания сказки, традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты, простые сравнения из загадок и стихов;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в рассказе, рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, в разных видах театрализованной деятельности;
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений;
- ребенок откликается на интересные декоративно-оформительские решения (украшение группы, елки, одежда взрослых, атрибуты игр), замечает новые красивые предметы в пространстве комнаты, здания (дома);
- ребенок проявляет интерес, положительное эмоциональное отношение к посещению музея;
- ребенок различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности.
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- рисование, лепка, аппликация;
пение, слушание; музыкально-дидактические игры;
- составление коллажей;
- изготовление простых сувениров;
- декоративно-прикладное творчество;
- театрализованные игры;
- моделирование;
- чтение произведений народного фольклора;
- образно-игровые этюды;
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи), элементов росписи (альбомы, листы), а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка);
- настольно-печатные игры;
- «озвучивание картины» - подбор музыкального сопровождения, звуков к образу;
- иллюстрирование книг;
- мини-музеи;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Содержание образовательной работы