Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ВОСПИТАНИЯ
Психологическая сущность целей и принципов воспитания( исторический характер цели воспитания; цель воспитания в контексте понимания сущности личности; психологические принципы воспитания). Психологические основы содержания, методов и форм воспитания( понятие содержания воспитания; содержание воспитания как отражение запросов общества; базовая культура как основа содержания воспитания; психологическое содержание методов и форм воспитания).
Психологическая сущность целей и принципов воспитания. Любое определение воспитания указывает на его целенаправленность. Цель – идеальное представление конечного результата. Формулировка цели воспитания всегда представляет сложность и для учёных, и для практиков.
В истории педагогической мысли высказывались разные точки зрения по поводу цели воспитания. Например, спартанская система воспитания преследовала по преимуществу цель подготовить воина – члена военной общины. Афинская же система ориентирована на овладение совокупностью добродетелей, в дальнейшем получившей известность как программа «Семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности. В ней кроются идеи всестороннего развития как цели воспитания. Сама же идея была сформулирована китайским философом Конфуцием, который отдавал преимущество перед образованностью в развитии у человека нравственного начала. Такая формулировка цели сохранила свою привлекательность на протяжении многих тысячелетий до настоящего времени. Но он отражает цель в самом общем, идеальном плане, не пригодном для практического применения. Поэтому на определенных исторических этапах идея всестороннего развития конкретизировалась, трансформировалась в конкретную цель, соответствующую уровню развития общества, выражающую его требования к своим гражданам в данный момент.
Таким образом, реальная цель есть выражение социального заказа общества в определении уровня личностного развития его граждан. Такая цель должна учитывать потребности общества, уровень его достижений, культуру и традиции, материально-технические возможности и т.д. она не может строиться произвольно вне целостного образа жизни и культуры народа.
В современных учебниках по педагогике можно встретить различные формулировки целей воспитания.
С.Д.Поляков: «Цель воспитания в современных условиях – целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию» [31, с. 99].
Н.В.Бордовская: «Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных актов и действий « [6, 34 ].
Н.Ф.Голованова: «Современная личностно-ориентированная парадигма педагогики в качестве цели воспитания видит развитие потребности и способности личности к жизненному самоопределению» [12, с.232 ].
Как видим, авторы стараются выделить некие общие личностные образования, которые могут служить ориентиром для воспитания. В качестве таких ориентиров выступают потребности, самоопределение, саморазвитие. Действительно личностно-ориентированное построение образовательного процесса предполагает признание самоценности каждого человека, его индивидуального жизненного опыта. В этой связи психологический взгляд на природу цели воспитания должен исходить из понимания сущности личности, ее системообразующих характеристик. В отечественной психологии основа личности видится прежде всего в ее ценностно-смысловой сфере. В этом плане интересным представляется подход А.Г.Асмолова, определяющий взгляд на психологический объект воспитания, исходящий из социально - деятельностной природы личности, обретающей своё «Я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктов культуры. В таком случае «психологическим объектом воспитания являются рождаемые в ходе самой жизни личности в обществе личностные смыслы и смысловые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно- конфликтных ситуациях нравственного выбора» [1, с.215]. В личностных смыслах мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. Отсюда, по А.Г.Асмолову, цель воспитания – изменение смысловых установок личности. Чтобы изменить смысловые установки, необходимо выйти за пределы индивидуального сознания человека и изменить породившую эти установки деятельность. Иными словами, за воспитанием личности всегда должен стоять процесс изменения её жизненных связей с миром, людьми. Смысл нельзя изменить словами, ему нельзя научить. Этим психологическое содержание воспитания принципиально отличается от обучения. Даже осознание человеком своих смысловых установок не всегда способно обеспечить их изменение. Человек может признать наличие у него негативных черт личности, но это не гарантия того, что он будет стремиться измениться в лучшую сторону. Он должен понимать, в чем смысл такого изменения, что он приобретет в результате изменения.
Итак, в самом общем психологическом плане цель воспитания есть воспитание личностных смыслов и смысловых установок, как внутренних регуляторов поведения личности.
Необходимо указать на одно важное обстоятельство, которое отмечает И.С.Кон: рассогласование целей и результатов воспитания как условие и предпосылка исторического развития. Такая рассогласованность позволяет избегать последующим поколениям простого повторения и оставляет некий резерв для дальнейшего изменения, перестройки и совершенствования общества.
Цель воспитания предполагает организацию его на определенных принципах. Принципы воспитания – это теоретические положения, содержащие в себе определенные закономерности воспитания и выступающие в роли своеобразных установок, определяющих направление и пути реализации цели воспитания. Именно принципы определяют, на каком содержании будет строиться воспитательный процесс, в каких формах оно будет проходить, какими методами будут решаться конкретные воспитательные задачи.
Традиционная педагогика в качестве принципов воспитания рассматривает следующие положения:
- принцип единства воспитания с жизнью;
- принцип взаимодействия с семьей ребенка;
- принцип воспитания личности в коллективе;
- принцип целостности, системности и последовательности воспитания и др.
А.Г.Асмолов, указывая в качестве цели воспитания личностные и смысловые установки, считает, что её достижение должно опираться на следующие принципы.
Принцип включения личности в значимую деятельность. Этот принцип прямо вытекает из социально-деятельностного понимания природы личности. Согласно ему воспитание должно опираться на организацию и изменение таких видов деятельности, в рамках которых становится возможным саморазвитие личности. Ярким примером реализации этого принципа является деятельность таких педагогов, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.А.Караковский и мн.др.
Принцип демонстрации поступков личности для референтной группы. Деятельность школьника в рамках воспитательной структуры – это всегда целая сфера событий и поступков. Они только тогда оказывают своё воспитательное воздействие, когда их результаты закрепляются в сознании школьников в виде определенных отношений смыслов. Для этого сами эти отношения должны стать предметом внимания. Но для того, чтобы ребенок обратил на них внимание, прежде на них обращают внимание другие люди, прежде всего, значимые, референтные. Именно они сигнализируют ему о тех последствиях, к которым приводят поступки ребенка. Именно их переживания, страдания, эмоции становятся действенными регуляторами поведения.
Принцип учета ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса. Этот принцип ориентирует взрослых на знание мотивов детей, их интересов, потребностей, увлечений, всего того, что побуждает школьника действовать, проявлять активность. Воспитание должно представить максимальные возможности для удовлетворения актуальных потребностей детей, для пробуждения новых мотивационных тенденций и установок. Этот принцип нужно дополнить важным положением, которое выдвинул В.А.Петровский. Он формулирует его как принцип приоритетного старта [29]. Дети различаются своими интересами, желаниями, пристрастиями. Воспитательный процесс необходимо строить с учетом пристрастий детей, начинать с тех видов деятельности, занятий, которые им ближе, понятнее, привлекательнее. Воспитано может быть, прежде всего, то, что соотносится с актуальными потребностями ребенка, отвечает его устремлениям, укладывается в его субъективный опыт.
Принцип смены социальной позиции личности в группе. Этот принцип указывает на необходимость и роль группы, коллектива в воспитании детей. Именно в группе школьник должен получить возможность попробовать себя в различных ролях. Известно, что школьный коллектив, сформированный на базе учебной деятельности, не всегда дает такую возможность. Ученические коллективы обладают известной долей консерватизма, перейти из разряда неудачников в успешные в них довольно трудно. Поэтому необходимо включение ребенка в другие объединения, привнесение в жизнь школьного коллектива других видов деятельности помимо учебной. Особенно велика роль таких видов, где возможна организация детского самоуправления, использование игровых методов. В частности, именно в процессе игры ребенок овладевает искусством вставать на позицию другого человека, видеть мир глазами другого, осуществлять победы над собственным эгоизмом.
Таким образом, в социальную технологию процесса воспитания необходимо заложить условия, предоставляющие школьнику возможность совершать выборы разных социальных позиций, свободный переход от одной деятельности к другой.
В заключение отметим, что принципы воспитания не есть нечто неизменно, это достаточно подвижная составляющая воспитательного процесса. Они меняются по мере изменения целей, конкретно-исторических условий, жизни людей. Для того, чтобы принципы не оставались лозунгами, они должны быть понятны и приняты педагогическим сообществом.
Психологические основы содержания, методов и форм воспитания. Психология воспитания не занимается специально разработкой содержания воспитания. Но её, безусловно, интересует этот аспект с точки зрения того, насколько в рамках определенного содержания возможно достижение цели по формированию личностных смыслов и насколько оно отвечает индивидуальным, возрастным возможностям детей.
Современные исследователи нередко обходят стороной проблему содержания воспитания. Хотя в советский период этот аспект воспитательного процесса был достаточно проработан. Существовали программы воспитания для разных возрастных групп, был определен перечень моральных ценностей, которые должны быть освоены подрастающим поколением. Этот перечень в сжатом виде был представлен в так называемом «Моральном кодексе строителя коммунизма». В качестве образцов для подражания выступали жизнеописания выдающихся людей, примеры из художественной литературы, отвечающие коммунистической идеологии, образцы народного творчества (сказки, легенды, песни).
В настоящее время общество, видимо, не оформилось в отношении единых ценностей, что значительно осложняет работу по определению содержания воспитания. Но попытки выстроить содержательную основу воспитания предпринимаются. Содержание воспитания – это те элементы человеческой культуры , и прежде всего ценности, в освоении и развитии которых растущими людьми заключена суть воспитания. В качестве примера можно привести систему, предложенную В.А.Караковским. Он выделяет в качестве категориальных ценностей для освоения следующие: Человек, Семья, Труд, Знание, Отечество, Земля, Мир [31].
С.Д.Поляков на основе анализа предложенных В.А.Караковским ценностей выводит свой ряд, который включает 4 основные ценности-основания воспитания: Человек, Близкие, Отечество, Человечество[31]/
На наш взгляд, более логически стройный подход к определению содержания воспитания представлен в работах О.С.Газмана. Он предлагает в качестве основы содержания воспитания рассматривать базовую культуру. Базовая культура включает немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, социалистической, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы [14].
Приоритетными направлениями базовой культуры являются:
- культура жизненного самоопределения;
- экономическая культура и культура труда;
- политическая, демократическая и правовая культура;
- интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная, физическая культура;
- культура общения и семейных отношений.
Таким образом, основу содержания образования и воспитания должны составлять общечеловеческие ценности, представленные в лучших образцах общечеловеческой культуры.
Освоение содержания предполагает использование определенных методов, приемов, средств. Выбор методов и средств зависит от специфики поставленных задач.
Можно выделить методы непосредственного и опосредованного влияния. Непосредственные методы направлены прямо на личность и деятельность воспитанника (беседы, убеждение, поощрение, наказание, помощь в индивидуальной деятельности). Опосредованные методы предполагают влияние через коллектив, художественно-информационные средства, работу с родителями, учителями, организацию среды. Методы не могут быть плохими или хорошими. Они могут быть адекватными или неадекватными, менее или более удачными. Чем шире набор методов, тем больше шансов на успех в воспитательной деятельности.
В педагогике существует несколько классификаций методов воспитания. Так Г.И.Щукина[43] выделяет три группы методов воспитания: 1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности; 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; 3) использование поощрения и наказания(
С точки зрения психологии важно, чтобы методы предполагали именно взаимодействие, то есть в их основе должен лежать диалог. Задача педагога при выборе методов обеспечить условия для безопасного диалога, в котором воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Это не исключает возможность использования традиционных методов, таких как пример, поощрение и наказание, убеждение и упражнение и др. Важно понимать, какие механизмы лежат в основе того или иного метода, каковы возможности метода, сфера приложения.
Не менее важную роль в воспитательном процессе играют организационные формы. Педагогическая практика накопила огромный арсенал таких форм. В советский период воспитание носило слишком заорганизованный характер. Учащихся принуждали участвовать в самых разнообразных мероприятиях (сборы, комсомольские собрания, ленинские зачеты, сбор макулатуры, трудовые десанты, военизированные игры и мн.др.). впоследствии многие из них оказались совершенно неприемлемыми в новых условиях в силу их явной идеологизированности. Остро встала проблема разработки иных форм, отвечающих целям воспитания. В частности, педагогическая практика стала активно использовать формы работы с детьми из средств массовой информации: «Брей ринг», «Любовь с первого взгляда», «Мисс школа». К сожаление, психологический и педагогический потенциал таких форм не всегда осознается воспитателями, а, следовательно, и не приводит к решению воспитательных задач. Воспитательная деятельность превращается в развлекательную.
Таким образом, методы и формы, которые обеспечили бы личностное развитие, стимулировали формирование ценностно-смысловых установок, должны строится на принципах добровольности, самодеятельности, самоорганизации, интереса; сотворчества воспитанников и воспитателей.
Критерием эффективности воспитательной работы выступает практика поведения детей. Поэтому центральным звеном является организация разнообразной деятельности детей, стимулирующей включение их в многообразные отношения.
Контрольные вопросы.
1.Что такое цель воспитания?
2. Чем определяется цель воспитания?
3. В чем психологический смысл цели воспитания?
4. Какие принципы должны лежать в основе воспитательного процесса?
5. Что такое содержание воспитания? Чем оно определяется?
6. Что включает содержание воспитания по Газману О.?
7. Каким психологическим требованиям должны отвечать методы и формы воспитания?