Система ценностей римского гражданина

Война, железная воинская дисциплина требовала воинских же добродетелей – мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства, несовместимого с проявлением шумного веселья, допускавшегося в виде исключения лишь на некоторых праздниках. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Политическая карьера была возможной только через военную карьеру.

Роль права в римской культуре

Римский плебс, видимо, с гораздо большим трудом, чем афинский демос, добился своих побед, и победы эти были не столь полными. Борьба патрициев и плебеев стоила огромного напряжения сил с обеих сторон. В ходе её первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала её значение, но с другой - способствовала её формализации, детализации, исключала полет фантазии, поэтическое творчество в этой сфере.

Специфика римской религии

Отсюда невероятная веротерпимость римлян. В период Республики (510-30е гг. до н.э.) римская религия стала напоминать съезд богов со всего света. Глубже всего проникло влияние греков, хотя, по мнению римлян, богам нужны были не чувства людей, а конкретная “взятка” в виде пролитого вина, рассыпанных зерен, в виде крови и дыма от сжигаемых внутренностей и костей жертвенных животных (мясо съедали сами). Латинское слово “religio” означает “связь”. Предполагалось, что если при совершении религиозного акта все положенные формальности будут соблюдены полностью (“я даю тебе”), то налицо полная гарантия, что божество исполнит свои обязательства (“чтобы ты дал мне”).

Социальное устройство Рима

Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но равенства в политической и социальной сфере не было. Обладатели богатства и более высокой степени общественного признания имели монополию на права, но зато они же в большей степени несли обязанности, поставив на службу обществу в военное и мирное время свои состояния и дарования. Да, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать на высокие должности (в отличие от греков).

Прагматичный характер римской культуры

Научные и философские идеи, мифологические и художественные образы, - все переосмысливается с точки зрения доминанты римского сознания – “Рим – центр мира”.

Важную роль в этом процессе играет фигура оратора. В отличие от афинских софистов, обучавших демос (народ) красноречию, римский ритор - учитель будущих государственных чиновников, несущих блага римской цивилизации в самые отдаленные уголки римских владений. Науки, ставшие популярными в Риме, определились этими, образовательными целями. Они были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности.

Вклад римлян в мировую культуру

Отрицать цивилизующую миссию Рима невозможно. Римляне были не только народом солдат, но и народом строителей и устроителей – архитекторов, инженеров, администраторов, юристов – и вместе с властью Рима к диким народам Западной Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.

Из всех искусств наиболее важным для Рима было зодчество, а в зодчестве - на основе греческих и этрусских достижений – масштаб сооружений, не сопоставимый, как у греков, с человеком, а подавляющий его, олицетворяющий мощь и силу Римского государства. Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам – покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.

Причины кризиса Рима

Однако, внешнее величие Рима, обожествляемые императоры (восточное влияние), - все, что так впечатляло покоренные народы, имело и теневую сторону, которая оказалась очень чувствительной для самих римлян. Путь простого римлянина от “гражданина” к “подданному” был легче, чем путь грека. Еще, будучи гражданами, римляне психологически были более готовы к подчинению.

Наши рекомендации