Структура выступления с докладом

Структура выступления с докладом

· Вступление (обоснование выбора темы, определение ее актуальности, формулирование цели для слушателей).

· Основная часть (обзор главных вопросов темы доклада, их доказательное раскрытие в логической последовательности).

· Заключение (подведение итогов, формулировка выводов, обозначение перспектив работы над темой).

Слайд 1.Титульный . Тема. ФИО студентки.

Слайд 2.Актуальность

Слайд 3.Исследователи

Слайд 4.

Уважаемые председатель и члены экзаменационной комиссии, предлагаю вашему вниманию выступление на тему «….».

Обоснование выбора

Выбор темы может быть обоснован несколькими соображениями.

Данная тема соответствует профессиональным интересам автора – изучению различных аспектов ….. в целом и изучению проблемы ….для повышения эффективности …. в частности.

Актуальность

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости.

В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях развития общества. Т.о. актуальны исследования, темы которых в определенных аспектах изучены не в полной мере, и проводимое исследование направлено на преодоление этого пробела.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования ….

3. Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования: что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать (указание авторов, которые занимались данной проблемой).

На данный момент накоплена определенная теоретическая база, серьезно изучено большое количество литературы по вопросам ……, выявлены те периодические источники, которые могут быть особенно полезны при проведении дальнейших исследований в области

Цель для аудитории: сообщить информацию и донести до слушателей обоснованную точку зрения. (познакомить…. , узнать ваше мнение…)

Цель обращения к слушателям - привлечь внимание к оратору, расположить к нему аудиторию.

Цель речи – это представление о том общем результате, который

должен быть достигнут в процессе выступления. Выступающий может

поставить задачу – информировать слушателей, научить их, дать

определенные сведения. В других случаях оратор постарается взволновать

аудиторию. И, наконец, выступающий рассчитывает, что ему удастся

сформировать у слушателей убеждения, представления, которые станут

мотивами их поведения, т.е. призывает к определенным действиям. Чаще

всего цели перекрещиваются, т.е. выступление преследует цель не только

донести до слушателя информацию (сообщить), но и получить ответную

реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий

(побудить)

…...

Основная часть

Основная часть начинается с характеристики проблемы затем рассматриваются отдельные её аспекты. При подготовке этой части следует кратко записать содержание каждой мысли, то есть сформулировать тезисы, подобрать к каждому тезису доказательства — факты, цифры, цитаты и пр. Последовательный переход к обсуждению каждого отдельного положения делает доклад чётким, логичным и позволяет перейти к заключительной части.

В теоретической части рассматривается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора, излагаются методы. Обнаруженные в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей эмпирического исследования.

В основной части речи используются аргументы (довод, доказательство), которые делятся на две группы:

1) аргументы рациональные, или «аргументы по делу»;

2) аргументы иррациональные (психологические), или «аргументы к человеку», «доводы к аудитории».

К рациональным аргументам относятся:

Факты. Чаще всего в распоряжении оратора имеются только отдельные факты, они могут быть и типичными, и частными, а на их фоне делается общее заключение. Поэтому к аргументу-факту следует относиться критически, аналитически. Это касается и статистических данных результатов социологических опросов, так как погрешности в методике сбора этих данных могут привести к искажению фактов, реальности.

Обращение к авторитетам. При этом оратору следует знать, что в данной аудитории упоминаемые авторитеты действительно признаваемы, уважаемы. В настоящее время в общих философских вопросах авторитетным источником является, например, Библия, а также народная мудрость, например, пословицы, поговорки. В научных вопросах авторитетами являются основатели данной отрасли знаний, крупные ученые.

Законы, теории, аксиомы, традиционно пришлые в данном обществе.

К иррациональным аргументам относится обращение к чувствам, желаниям, интересам адресата. Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства собравшихся (присутствующие оцениваются как рассудительные, благородные, здравомыслящие люди, т.е. дается положительная характеристика аудитории), материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей.

Заключение

Цель заключения:
Усилить интерес к предмету речи. Закрепить впечатление от речи.

В заключении доклада следует повторить основную мысль, подытожить наиболее важные положения. При этом полезно заранее продумать не только содержание, но и его речевое оформление, подобрать такие слова, с помощью которых можно было бы лаконично и выразительно завершить свою речь. Ведь если первые слова оратора завоёвывают внимание слушателей, то задача последних — усилить эффект выступления.

Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно (заключение) должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно «закруглить» речь. Главное требование к заключению: последняя «нота» должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

Структура выступления с докладом

· Вступление (обоснование выбора темы, определение ее актуальности, формулирование цели для слушателей).

· Основная часть (обзор главных вопросов темы доклада, их доказательное раскрытие в логической последовательности).

· Заключение (подведение итогов, формулировка выводов, обозначение перспектив работы над темой).

Слайд 1.Титульный . Тема. ФИО студентки.

Слайд 2.Актуальность

Слайд 3.Исследователи

Слайд 4.

Уважаемые председатель и члены экзаменационной комиссии, предлагаю вашему вниманию выступление на тему «….».

Обоснование выбора

Выбор темы может быть обоснован несколькими соображениями.

Данная тема соответствует профессиональным интересам автора – изучению различных аспектов ….. в целом и изучению проблемы ….для повышения эффективности …. в частности.

Актуальность

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости.

В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях развития общества. Т.о. актуальны исследования, темы которых в определенных аспектах изучены не в полной мере, и проводимое исследование направлено на преодоление этого пробела.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования ….

3. Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования: что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать (указание авторов, которые занимались данной проблемой).

На данный момент накоплена определенная теоретическая база, серьезно изучено большое количество литературы по вопросам ……, выявлены те периодические источники, которые могут быть особенно полезны при проведении дальнейших исследований в области

Цель для аудитории: сообщить информацию и донести до слушателей обоснованную точку зрения. (познакомить…. , узнать ваше мнение…)

Цель обращения к слушателям - привлечь внимание к оратору, расположить к нему аудиторию.

Цель речи – это представление о том общем результате, который

должен быть достигнут в процессе выступления. Выступающий может

поставить задачу – информировать слушателей, научить их, дать

определенные сведения. В других случаях оратор постарается взволновать

аудиторию. И, наконец, выступающий рассчитывает, что ему удастся

сформировать у слушателей убеждения, представления, которые станут

мотивами их поведения, т.е. призывает к определенным действиям. Чаще

всего цели перекрещиваются, т.е. выступление преследует цель не только

донести до слушателя информацию (сообщить), но и получить ответную

реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий

(побудить)

…...

Основная часть

Основная часть начинается с характеристики проблемы затем рассматриваются отдельные её аспекты. При подготовке этой части следует кратко записать содержание каждой мысли, то есть сформулировать тезисы, подобрать к каждому тезису доказательства — факты, цифры, цитаты и пр. Последовательный переход к обсуждению каждого отдельного положения делает доклад чётким, логичным и позволяет перейти к заключительной части.

В теоретической части рассматривается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора, излагаются методы. Обнаруженные в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей эмпирического исследования.

В основной части речи используются аргументы (довод, доказательство), которые делятся на две группы:

1) аргументы рациональные, или «аргументы по делу»;

2) аргументы иррациональные (психологические), или «аргументы к человеку», «доводы к аудитории».

К рациональным аргументам относятся:

Факты. Чаще всего в распоряжении оратора имеются только отдельные факты, они могут быть и типичными, и частными, а на их фоне делается общее заключение. Поэтому к аргументу-факту следует относиться критически, аналитически. Это касается и статистических данных результатов социологических опросов, так как погрешности в методике сбора этих данных могут привести к искажению фактов, реальности.

Обращение к авторитетам. При этом оратору следует знать, что в данной аудитории упоминаемые авторитеты действительно признаваемы, уважаемы. В настоящее время в общих философских вопросах авторитетным источником является, например, Библия, а также народная мудрость, например, пословицы, поговорки. В научных вопросах авторитетами являются основатели данной отрасли знаний, крупные ученые.

Законы, теории, аксиомы, традиционно пришлые в данном обществе.

К иррациональным аргументам относится обращение к чувствам, желаниям, интересам адресата. Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства собравшихся (присутствующие оцениваются как рассудительные, благородные, здравомыслящие люди, т.е. дается положительная характеристика аудитории), материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей.

Заключение

Цель заключения:
Усилить интерес к предмету речи. Закрепить впечатление от речи.

В заключении доклада следует повторить основную мысль, подытожить наиболее важные положения. При этом полезно заранее продумать не только содержание, но и его речевое оформление, подобрать такие слова, с помощью которых можно было бы лаконично и выразительно завершить свою речь. Ведь если первые слова оратора завоёвывают внимание слушателей, то задача последних — усилить эффект выступления.

Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно (заключение) должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно «закруглить» речь. Главное требование к заключению: последняя «нота» должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

Наши рекомендации