Защита ребенка без родителей
(Статья 20)
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
Усыновление (Статья 21) Государства-участники, которые признают или разрешают существенные системы усыновления, обеспечивают, чтобы… интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями. Дети-беженцы (Статья 22) Государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем… защиту и гуманитарную помощь. С этой целью государства-участники оказывают содействие любым усилиям компетентных… организаций… по защите такого ребенка и оказанию ему помощи. Неполноценные дети (Статья 23) Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают |
его активное участие в жизни общества.
Здоровье и здравоохранение
(Статья 24)
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники… принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медикосанитарной помощи. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и… стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
Периодическая оценка попечения
(Статья 25)
Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других усилий, связанных с таким попечением о ребенке.
Социальное обеспечение
(Статья 26)
Государства-участники признают за ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Уровень жизни
(Статья 27)
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства-участники… принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.
Образование
(Статья 28)
Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования… обеспечивают его доступность для всех детей; в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого… Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка… Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования.
Цели образования (Статья 29) Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе; воспитания уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к |
национальным ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной.