Специфика общения молодежи в виртуальном пространстве социальных сетей
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Потребность в информационном пространстве воспринимается ими как одна из базовых потребностей человека. Основная функция виртуального общения – коммуникативная. Но общение в киберпространстве отличается от реального: отсутствует или видоизменяется перцептивная сторона общения, появились новые механизмы коммуникации, что позволяет нам говорить о квазиобщении, т.е. мнимом, воображаемом. [72]
Изучению проблемы коммуникации в социальных сетях посвящены работы Шерри Теркла, в которых он доказывает, что современные технологии и социальные сети создают иллюзию общения, изолируют людей от реальной жизни. Исследования, проведенные Николасом Карра, говорят о том, что Интернет-общение ограничивает умственные возможности пользователей. Е. Морозов в своих работах обращает внимание на то, что виртуальный мир развивает безразличие к реальному. [73]
Как и любое явление, виртуальное общение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые непосредственно влияют на формирование личности пользователя. Так, период студенчества совпадает с возрастным периодом юности, в котором завершается формирование личности ребенка. Новообразованиями юношеского периода являются формирование мировоззрения, развитие интимно-чувственной сферы, формирование индивидуального стиля деятельности. Возрастные новообразования складываются как под непосредственным влиянием информационное пространство в целом, так и под взаимодействием киберпространства в частности. Социальные сети – это звено информационного пространства. [74]
Общение в социальных сетях имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительная сторона этого общения обеспечивается возможностью установления быстрого контакта с людьми не зависимо от их географического местонахождения, возможностью знакомства и общения с разными людьми.
Самым негативным последствием распространения социальных сетей является формирование у человека психологической зависимости от них как одного из видов компьютерной зависимости. В процессе квазиобщения утрачиваются навыки общения в реальности, умение устанавливать контакт на эмоциональном уровне и чувствовать собеседника. Нахождение пользователя в социальной сети занимает, как правило, много времени, которое он мог бы потратить на реальные контакты с близкими людьми или развитие своей личности. Помимо этого, нахождение длительное время за компьютером наносит вред физическому здоровью человека. [75]
Общение в Интернете, бесспорно, привлекает своей простотой и легкостью: можно общаться с людьми, недоступными в реальной жизни, причем общаться с ними, не выходя из дома. В сети легко и быстро найти единомышленников, можно немного подурачиться. И в то же время отсутствие визуального контакта и невербальных средств коммуникации затрудняет передачу всех эмоций, трудно понять, истинны ли чувства, о которых говорит собеседник. [76]
Несмотря на все особенности информационно-коммуникационных взаимодействий в виртуальной социальной сети, важнейшим фактором, так же, как и в условиях взаимодействия «лицом к лицу», остаются межличностные отношения, а также мотивы, складывающиеся в результате интеракций. Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Так, количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения». [77] Круг общения показывает то количество людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Отечественный психолог Я. Коломинский предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения: в первом располагаются люди, наиболее близкие, общение с которыми происходит на уровне интимно-доверительных отношений. Второй круг - это те люди, общение с которыми происходит на социально-деловом уровне. [78]
На основании данных положений и литературного анализа А.Б. Барановым была разработана модель виртуального коммуникационного взаимодействия в социальных сетях Интернета (см. Приложение, рис. 1). В модели представлена структура взаимодействия между пользователями в условиях виртуальной социальной сети, которая показывает всевозможные варианты, осуществления коммуникативных интеракций в ней. [79]
Единицей интеракции в данной модели является процесс отправления и получения сообщений коммуникаторами. Данная модель наглядно демонстрирует, каким образом коммуникация, опосредованная сетью может связывать друг с другом абсолютно незнакомых людей и поддерживать связь с уже знакомыми. Схема состоит из нижеследующих элементов (см. Приложение, рис. 2):
1. Ядро – те пользователи сети, которые включены в виртуальное пространство социальной сети, в которое также входят другие пользователи, которые взаимодействуют между собой, тем самым поддерживая и развивая функционирование данной сети.
2. Круг первого порядка - ближайший к ядру. На этой орбите находятся те пользователи, взаимодействие которых с ядром происходит на уровне близких интимно-доверительных отношений.
3. Круг второго порядка - дальний от ядра. На данной орбите находятся те пользователи, взаимодействие которых с ядром происходит на социально-деловом уровне.
4. Виртуальное пространство сети - это сама сеть, кибер-пространство, наполненное многочисленными пользователями сети, которые создают, наполняют и поддерживают ее функционирование. [80]
В схеме обозначены связи:
• двусторонняя связь между пользователями (№ 1, рис. 1), подразумевающая обоюдное коммуникативное взаимодействие;
• односторонняя связь между пользователями (№ 2, рис. 1), подразумевающая попытку включиться в один из кругов общения стороннего пользователя;
• усиленная двусторонняя связь между пользователями (№ 3, рис.1), подразумевающая не только обоюдное коммуникативное взаимодействие, но и высокую частоту взаимодействия между ними;
• связь, отражающая неудачную попытку включения в коммуникативное взаимодействие (№ 4, рис. 1). [81]
Стоит сказать о том, что взаимодействия внутри данной модели находятся в постоянной динамике - со временем связи могут ослабевать, усиливаться или даже исчезать. Пользователи могут переходить из одного круга общения в другой (приближаясь или отдаляясь от ядра), или вообще выходить из них (разрыв общения). Количество пользователей, связанных между собой, а также количество пользователей, находящихся на орбитах неограниченно. Исходя из этого, можно говорить о том, что существует вероятность того, что теоретически в сети каждый может быть знаком с каждым. Это так называемая проблема «тесного мира», о которой писал Стэнли Милграм. [82]
Для сетевой коммуникации этот феномен становится еще более реальным, потому что в сети из-за ее особенностей более вероятно случайное знакомство пользователей, которое не привязано к географическим условиям проживания пользователей, и можно сказать, что каждое новое знакомство в сети теоретически увеличивает шансы расширить свой круг общения за счет круга знакомств нового собеседника.
Помимо трансформаций в структуре общения современной молодежи, необходимо отметить появление особого языка, на котором происходит это общение. Простота интернет-коммуникаций приводит к таким изменениям, как упрощение грамматических и орфографических правил. [83]
Сегодня можно говорить о появлении нового интернет-сленга. Речь идет об особом «падонкаффском» (или «олбанском») языке, получившем распространение в начале 2000-х годов. Это определенный стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т.н. эрративом), [84] частым употреблением ненормативной лексики и определенных штампов, характерных для сленга. Интернет-сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов.
Как отмечают филологи, изменения постоянно происходят в языке, он динамичен. И возможно, использование сленга в определенной субкультуре обогащает речь – при условии, что литературный язык не забывается. [85] Но что принесет перенос норм «олбанского» языка в повседневную жизнь вне сети? Каковы особенности использования интернет-сленга в повседневной жизни молодежи?
Для многих использование интернет-сленга – это всего лишь способ сэкономить время, а не просто модное средство общения и сближения с другими пользователями социальной сети.
Можно говорить о появлении особого русского языка. Причем впервые этот язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности членов интернет-сообщества. Причем этот язык, возникший в письменном виде, уже перешел в устную речь и не ограничивается рамками Интернета и социальных сетей.
Итак, стремительные темпы развития информационного общества привели к определенным трансформациям в общении. Молодежь представляет собой активных пользователей Интернета, ежедневно много времени проводя в сети. Предпочтительный способ коммуникации – это социальные сети. Интернет-коммуникации привели к значительному расширению дружеского круга (как минимум до трехсот человек), что, возможно, ведет за собой и некоторую трансформацию самого понятия «дружба». Из-за увеличения числа социальных связей время, уделяемое каждому конкретному другу, и содержательная наполненность коммуникации сокращаются. Возможно, скоро придется говорить о появлении новых форм дружеского общения, которые со временем могут изменить наше представление о дружбе в целом. Может ли быть человек одинок, когда в его социальную сеть входят более трехсот человек? Испытывает ли он избыток общения? Вот лишь некоторые направления дальнейших исследований интернет-коммуникаций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети, обеспечивая пользователям квазиобщение, на самом деле изолируют людей друг от друга.