Организация и проведение классного часа
1. Название (в названии отображается тема классного часа, оно должно не только точно отображать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме).
2. Цель, задачи (задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание).
3. Оборудование (к оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и т.д.).
4. Форма проведения (например, экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т. д.)
5. Ход
Организационный момент (0.5 – 3 мин.)
Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.
Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует:
1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.
2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)
Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности детей по данной теме, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятия. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли внести коррективы по ходу занятия. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию.
Типичные ошибки:
1. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь.
2. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей. ш-22
Рекомендации:
1. В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды, объясняет необходимые правила.
Если дети разбиваются на команды, то нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. При этом эффективен следующий прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются части разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.
2. В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку.
Основная часть (по времени самая продолжительная 2/4 времени).
Цель: реализация основной идеи занятия.
Типичные ошибки:
1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.
2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.
3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.
4. Создание учебной атмосферы урока.
5. Назидательность.
Рекомендации:
1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.
2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»
Заключительная часть (от 1/5 – 1/4 времени).
Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.
Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».
Рекомендации:
1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.
2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).
Критерии эффективности классного часа:
· личностная значимость для учащихся
· комфортность, благоприятный психологический климат
· возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.
· обогащенность жизненного опыта учащихся.
· духовно-нравственная ценность
· вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа
Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.