Консультация 7. синтаксические нормы

Синтаксические нормы регулируют порядок слов в

предложении, согласование подлежащего и сказуемого, опреде-

ления с определяемым словом, некоторые случаи управления, по-

строение простых предложений с однородными членами, при-

частными и деепричастными оборотами, связь частей сложного

предложения.

Порядок слов в предложении

Для правильного построения предложения существенное

значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке

членов предложения. В русском языке порядок слов свободный.

Однако произвольная расстановка слов в предложении может

привести к нарушению логических связей между словами и впо-

следствии к изменению смыслового содержания всего высказы-

вания. Например: На собрании принятые обязательства успеш-

но выполнены (можно редактировать так: Принятые на собрании

обязательства успешно выполнены).

Согласование сказуемого с подлежащим

1. Сказуемое ставится в той же форме, что и подлежащее (т.е. в

том же роде, числе и падеже): Детвора весело резвилась на лу-

жайке.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество,

ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое суще-

ствительное в родительном падеже, а также в случаях выраже-

ния подлежащего количественно-именным сочетанием (де-

сять лет, сорок человек) сказуемое может стоять как в

единственном, так и в множественном числе. Сказуемое имеет

форму единственного числа в том случае, если существитель-

ное в составе подлежащего обозначает неодушевленные пред-

меты (Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предло-

49

жении не подчеркивается активность действующих лиц

(Большинство учеников отсутствовало; Прошло пять лет).

3. При подлежащем с количественным числительным, оканчива-

ющимся на один, сказуемое ставится в форме единственного

числа: Двадцать один студент нашего института входит в

сборную команду города по волейболу.

4. При подлежащем, имеющем в своем составе два, три или

четыре, сказуемое, как правило, ставится в форме множе-

ственного числа: На столе лежат три учебника; Пятьдесят

три школьника приехали на областную олимпиаду по русскому

языку.

Нормы управления

Важное значение для построения предложений имеет пра-

вильный выбор падежной формы существительного, местоиме-

ния, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях.

Смешение предложных конструкций, в которых в качестве

управляющих слов используются близкие по смыслу слова, -

одна из наиболее частых речевых ошибок.

Например, смешение конструкций оплатить за что-либо,

оплата за что-либо, возникших под влиянием сочетаний пла-

тить за что-либо, плата за что-либо. Глагол оплатить управ-

ляет формой В.п. сущ. без предлога: оплатить проезд (расходы).

Необходимо обратить внимание на особенности управления

следующих слов:

Анонс о чем намекать на что

Комментарий к чему неприемлемый для кого/ чего

Характеристика кого/ на кого непримиримый к кому/ чему

Заведовать (заведующий) чем объявить что о чем

Командовать чем отчитаться за что

Управлять чем приговорить к чему

Апеллировать к кому/ чему уверенность в чем

Баллотироваться куда/ в кого уделить внимание чему

Властвовать над кем/ чем указать что на кого/ что

Возразить против чего ходатайствовать о ком/ чем

Говорить о ком/ чем благодаря чему

Голосовать за кого/ что согласно чему

Гордиться кем/ чем вопреки чему

50

Дискутировать о чем вследствие чего

Задуматься над чем, о чем в случае чего

В связи с чем

Запомните:

Беспокоиться о ком Тревожиться за кого

Идентичный чему Сходный с чем

Надеть что на что Одеть кого во что

Обращать внимание на что Уделять внимание чему

Отзыв о чем Рецензия на что

Превосходство над чем Преимущество перед чем

Предостеречь от чего Предупредить о чем

Препятствовать чему Тормозить что

Уверенность в чем Вера во что

Уплатить за что Оплатить что

Употребление деепричастных оборотов

Обязательным условием употребления деепричастных обо-

ротов в русском языке является то, что два действия, одно из ко-

торых выражено глаголом-сказуемым, а другое – деепричастием,

должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к

одному лицу): Прочитав рукопись вторично, я понял, что она

нуждается в серьезной доработке. Допустимым является упо-

требление деепричастного оборота в безличном предложении при

инфинитиве: Редактируя рукопись, необходимо учитывать ав-

торский стиль.

Употребление однородных членов предложения

1. Нельзя сочетать в качестве однородных членов предложения

родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе име-

ется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин

(пирожное – кондитерское изделие).

2. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие

или несопоставимые явления: Я люблю шоколад и блондинов.

3. При сочетании однородных членов необходимо учитывать

лексическую сочетаемость слов: В ходе обсуждения вопроса

был внесен ряд предложений и замечаний (замечания нельзя

внести, но можно сделать).

51

Связь частей в сложных предложениях

Необходимо избегать следующих ошибок при построении

сложных предложений:

1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных

слов: Новые методы хозяйствования получат широкое рас-

пространение лишь тогда, еслирезультаты экономической

деятельности будут достаточно высокими (вместо тогда,

когда или лишь в том случае, если).

2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между ча-

стями одного сложного предложения: Дискуссия приняла та-

кой оборот, чтоможно смело утверждать, чтоее участни-

ки не смогут прийти к компромиссу.

3. Постановка рядом однозначных союзов: Учитель несколько

раз делал замечания ученикам, но однакоего слова не возыме-

ли действия.

4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным

определительным: Вчера журналист взял интервью у пред-

ставительницы делегации, котораянедавно прилетела в

Москву. Запомни: между союзным словом который и суще-

ствительным, к которому оно относится, не должно находиться

другое существительное в том же числе.

5. Смешение прямой речи и косвенной: Ученик сказал, что я еще

не подготовился к ответу.

6. Разнотипность частей сложного предложения: На родитель-

ском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь

школе в ремонте классной мебели; 2) как организоватьвечер

встречи выпускников школы.

Упражнение 1.

Укажите ошибки в управлении:

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя про-

вести задержание.

2. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной

промышленности.

3. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются

на отдельных предприятиях.

4. В Доме культуры состоялся семинар с механизаторами по-

селка.

52

5. Прошу дать разъяснение, положен ли отпуск администра-

тивным работникам техникумов.

Упражнение 2.

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном

падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (фа-

культет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (зна-

ния), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты),

контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участво-

вать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний

день), рецензия (сочинение).

Упражнение 3.

Объясните, в чем заключается ошибка, дайте правильный

вариант:

1. Для нормализации работы отдела потребуются несколько ме-

сяцев.

2. В Питере, на Пушкинской улице, живут двое американских де-

вушек.

3. Красота нашего народа должна отождествляться собиратель-

ным женским образом.

4. Возможно, __________он был священнослужителем, имевший большой

авторитет.

5. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство неволь-

но представляется русским княжеством.

Упражнение 4.

Найдите ошибки, вызванные неполнотой предложений.

1. Интересующих вас лиц вышлем почтой.

2. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускают-

ся (Объявление в аэропорту).

3. Для домашних насекомых в магазине ничего нет.

4. Сдается квартира с ребенком.

5. Женщине присудили 25% мужа.

6. В кабинете литературы висят великие писатели.

7. Футболисты ушли с поля без голов.

8. Несмотря на то, что ей за сорок, выглядит она на все сто.

9. Врач на заборе (Объявление о том, что врач уехал к донорам).

53

10.Делаем только срочные переломы (На двери рентгенкабинета).

Упражнение 5.

Отредактируйте предложения, в которых нарушен поря-

док слов.

1. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших чита-

телей.

3. Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в

частности Древней Руси.

4. На подмостки вышел мужчина с букетом цветов в скромном

костюме.

5. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лек-

ций по сварке доцента Юрьева.

Упражнение 6.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборо-

тов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в каче-

стве иллюстрации последние события.

2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны.

3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет по-

толок.

4. Придавая большое значение методам исследования, был вы-

полнен ряд экспериментов.

Упражнение 7.

Укажите случаи неправильного или стилистически не

оправданного согласования сказуемого с подлежащим. Исправь-

те предложения.

1. Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов

дня.

2. Более семидесяти процентов выпускников школы получило

дипломы шоферов третьего класса.

3. Кафе-закусочная, что открылась недалеко от гостиницы, рас-

считана на девяносто мест.

4. Музей-квартира писателя будет открыта для посетителей в

конце этого года.

54

5. «Анна Каренина», как и другие романы Л. Толстого, переведен

на десятки языков.

Упражнение 8.

Укажите случаи стилистически не оправданного употреб-

ления одинаковых падежных форм существительных. Исправь-

те предложения.

1. Выступление группы проверки качества продукции произ-

водственного отдела завода нашло поддержку у большинства

производственников.

2. Полезность организации просмотров документальных фильмов

отдела технической организации района не нужно доказывать.

3. Предложениями, выдвинутыми заведующим библиотекой, за-

интересовались жители района.

Упражнение 9.

Исправьте сложные предложения.

1. Студенты, которые летом работали на полях и фермах совхоза,

о котором давно идет добрая слава, не только хорошо потруди-

лись, но и хорошо отдохнули.

2. Настоящая забота о зеленом друге – это если все будут беречь

наше природное богатство.

3. Настоящим заявляем, что ваше заявление о том, что некоторые

жильцы загромождают лестничные площадки, что недопусти-

мо, и что ЖКХ не принимает должных мер, должно быть

рассмотрено на общем собрании членов ЖКХ.

4. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольни-

ки, в Доме культуры состоялась конференция.

5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому

обеспечить их.

6. Всем, кому небезразлична дальнейшая судьба парка, большая

просьба – выйти в парк на собрание, которое состоится 31

июля по поводу его зачистки.

Упражнение 10.

Найдите в предложениях, взятых из выступлений совре-

менных политиков и журналистов, нарушения синтаксических

норм русского языка. Обратите внимание на предложения, в ко-

торых нарушены лексические нормы.

55

1. Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может воз-

никнуть вопрос…

2. Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда.

3. Мы должны действовать вопреки тому, что действуют со сто-

роны НАТО.

4. Никому не секрет, что главные виновники в развале хозяйства

- чиновники.

5. Время слушать классику. На сей раз вашему вниманию ария

тореадора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

6. Мы объявили о подорожании цен на метро.

7. Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспон-

дент в своем последнем репортаже.

8. Россия будет совершать рыночные, тем не менее, преобразова-

ния.

9. Центральная избирательная комиссия получит возможность

манипулировать с подписями.

10.Встречи Президента с зарубежными политиками проводятся

согласно протокола.

11.Ряд поправок к бюджету были рассмотрены на заседании Госу-

дарственной Думы.

12.Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает,

изучив работы европейских и русских ученых.

Упражнение 11.

Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.

1. Ряд мероприятий, посвященных празднованию Года русского

языка, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле, Сарато-

ве.

2. В группу студентов, направленных на фольклорную практику,

(входит – входят) сорок один студент.

3. Целый ряд выступающих (настаивал – настаивали) на отрица-

тельном ответе.

4. Несколько наших старшеклассников (принимало – принимали)

участие в городской олимпиаде.

5. В конкурсе (участвовали – участвовал) 21 район области и 5

районов города Саратова.

56

Упражнение 12.

Объясните ошибки в сочетании однородных членов. Внеси-

те стилистическую правку.

1. ООО «Саратовский» приглашает на постоянную работу ма-

стера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и

женщин).

2. С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу.

3. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи,

чемоданы и сумки на ступени.

4. Не ставьте ноги на унитаз, пользуйтесь ершиком! (Надпись в

туалете.)

5. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что входит в понятие «синтаксические нормы»?

2. Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Что такое нормы управления?

4. Каковы особенности использования деепричастных оборотов

в современном русском языке?

5. Какие синтаксические нормы надо соблюдать при построении

сложных предложений?

Практикум «Проверь себя!»

(см. Приложение 3.)

Наши рекомендации