Консультация 7. синтаксические нормы
Синтаксические нормы регулируют порядок слов в
предложении, согласование подлежащего и сказуемого, опреде-
ления с определяемым словом, некоторые случаи управления, по-
строение простых предложений с однородными членами, при-
частными и деепричастными оборотами, связь частей сложного
предложения.
Порядок слов в предложении
Для правильного построения предложения существенное
значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке
членов предложения. В русском языке порядок слов свободный.
Однако произвольная расстановка слов в предложении может
привести к нарушению логических связей между словами и впо-
следствии к изменению смыслового содержания всего высказы-
вания. Например: На собрании принятые обязательства успеш-
но выполнены (можно редактировать так: Принятые на собрании
обязательства успешно выполнены).
Согласование сказуемого с подлежащим
1. Сказуемое ставится в той же форме, что и подлежащее (т.е. в
том же роде, числе и падеже): Детвора весело резвилась на лу-
жайке.
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество,
ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое суще-
ствительное в родительном падеже, а также в случаях выраже-
ния подлежащего количественно-именным сочетанием (де-
сять лет, сорок человек) сказуемое может стоять как в
единственном, так и в множественном числе. Сказуемое имеет
форму единственного числа в том случае, если существитель-
ное в составе подлежащего обозначает неодушевленные пред-
меты (Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предло-
49
жении не подчеркивается активность действующих лиц
(Большинство учеников отсутствовало; Прошло пять лет).
3. При подлежащем с количественным числительным, оканчива-
ющимся на один, сказуемое ставится в форме единственного
числа: Двадцать один студент нашего института входит в
сборную команду города по волейболу.
4. При подлежащем, имеющем в своем составе два, три или
четыре, сказуемое, как правило, ставится в форме множе-
ственного числа: На столе лежат три учебника; Пятьдесят
три школьника приехали на областную олимпиаду по русскому
языку.
Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет пра-
вильный выбор падежной формы существительного, местоиме-
ния, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях.
Смешение предложных конструкций, в которых в качестве
управляющих слов используются близкие по смыслу слова, -
одна из наиболее частых речевых ошибок.
Например, смешение конструкций оплатить за что-либо,
оплата за что-либо, возникших под влиянием сочетаний пла-
тить за что-либо, плата за что-либо. Глагол оплатить управ-
ляет формой В.п. сущ. без предлога: оплатить проезд (расходы).
Необходимо обратить внимание на особенности управления
следующих слов:
Анонс о чем намекать на что
Комментарий к чему неприемлемый для кого/ чего
Характеристика кого/ на кого непримиримый к кому/ чему
Заведовать (заведующий) чем объявить что о чем
Командовать чем отчитаться за что
Управлять чем приговорить к чему
Апеллировать к кому/ чему уверенность в чем
Баллотироваться куда/ в кого уделить внимание чему
Властвовать над кем/ чем указать что на кого/ что
Возразить против чего ходатайствовать о ком/ чем
Говорить о ком/ чем благодаря чему
Голосовать за кого/ что согласно чему
Гордиться кем/ чем вопреки чему
50
Дискутировать о чем вследствие чего
Задуматься над чем, о чем в случае чего
В связи с чем
Запомните:
Беспокоиться о ком Тревожиться за кого
Идентичный чему Сходный с чем
Надеть что на что Одеть кого во что
Обращать внимание на что Уделять внимание чему
Отзыв о чем Рецензия на что
Превосходство над чем Преимущество перед чем
Предостеречь от чего Предупредить о чем
Препятствовать чему Тормозить что
Уверенность в чем Вера во что
Уплатить за что Оплатить что
Употребление деепричастных оборотов
Обязательным условием употребления деепричастных обо-
ротов в русском языке является то, что два действия, одно из ко-
торых выражено глаголом-сказуемым, а другое – деепричастием,
должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к
одному лицу): Прочитав рукопись вторично, я понял, что она
нуждается в серьезной доработке. Допустимым является упо-
требление деепричастного оборота в безличном предложении при
инфинитиве: Редактируя рукопись, необходимо учитывать ав-
торский стиль.
Употребление однородных членов предложения
1. Нельзя сочетать в качестве однородных членов предложения
родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе име-
ется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин
(пирожное – кондитерское изделие).
2. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие
или несопоставимые явления: Я люблю шоколад и блондинов.
3. При сочетании однородных членов необходимо учитывать
лексическую сочетаемость слов: В ходе обсуждения вопроса
был внесен ряд предложений и замечаний (замечания нельзя
внести, но можно сделать).
51
Связь частей в сложных предложениях
Необходимо избегать следующих ошибок при построении
сложных предложений:
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных
слов: Новые методы хозяйствования получат широкое рас-
пространение лишь тогда, еслирезультаты экономической
деятельности будут достаточно высокими (вместо тогда,
когда или лишь в том случае, если).
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между ча-
стями одного сложного предложения: Дискуссия приняла та-
кой оборот, чтоможно смело утверждать, чтоее участни-
ки не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов: Учитель несколько
раз делал замечания ученикам, но однакоего слова не возыме-
ли действия.
4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным
определительным: Вчера журналист взял интервью у пред-
ставительницы делегации, котораянедавно прилетела в
Москву. Запомни: между союзным словом который и суще-
ствительным, к которому оно относится, не должно находиться
другое существительное в том же числе.
5. Смешение прямой речи и косвенной: Ученик сказал, что я еще
не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения: На родитель-
ском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь
школе в ремонте классной мебели; 2) как организоватьвечер
встречи выпускников школы.
Упражнение 1.
Укажите ошибки в управлении:
1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя про-
вести задержание.
2. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной
промышленности.
3. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются
на отдельных предприятиях.
4. В Доме культуры состоялся семинар с механизаторами по-
селка.
52
5. Прошу дать разъяснение, положен ли отпуск администра-
тивным работникам техникумов.
Упражнение 2.
Раскройте скобки, поставив существительные в нужном
падеже с предлогом или без него.
Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (фа-
культет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (зна-
ния), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты),
контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участво-
вать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний
день), рецензия (сочинение).
Упражнение 3.
Объясните, в чем заключается ошибка, дайте правильный
вариант:
1. Для нормализации работы отдела потребуются несколько ме-
сяцев.
2. В Питере, на Пушкинской улице, живут двое американских де-
вушек.
3. Красота нашего народа должна отождествляться собиратель-
ным женским образом.
4. Возможно, __________он был священнослужителем, имевший большой
авторитет.
5. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство неволь-
но представляется русским княжеством.
Упражнение 4.
Найдите ошибки, вызванные неполнотой предложений.
1. Интересующих вас лиц вышлем почтой.
2. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускают-
ся (Объявление в аэропорту).
3. Для домашних насекомых в магазине ничего нет.
4. Сдается квартира с ребенком.
5. Женщине присудили 25% мужа.
6. В кабинете литературы висят великие писатели.
7. Футболисты ушли с поля без голов.
8. Несмотря на то, что ей за сорок, выглядит она на все сто.
9. Врач на заборе (Объявление о том, что врач уехал к донорам).
53
10.Делаем только срочные переломы (На двери рентгенкабинета).
Упражнение 5.
Отредактируйте предложения, в которых нарушен поря-
док слов.
1. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших чита-
телей.
3. Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в
частности Древней Руси.
4. На подмостки вышел мужчина с букетом цветов в скромном
костюме.
5. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лек-
ций по сварке доцента Юрьева.
Упражнение 6.
Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборо-
тов. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в каче-
стве иллюстрации последние события.
2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны.
3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет по-
толок.
4. Придавая большое значение методам исследования, был вы-
полнен ряд экспериментов.
Упражнение 7.
Укажите случаи неправильного или стилистически не
оправданного согласования сказуемого с подлежащим. Исправь-
те предложения.
1. Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов
дня.
2. Более семидесяти процентов выпускников школы получило
дипломы шоферов третьего класса.
3. Кафе-закусочная, что открылась недалеко от гостиницы, рас-
считана на девяносто мест.
4. Музей-квартира писателя будет открыта для посетителей в
конце этого года.
54
5. «Анна Каренина», как и другие романы Л. Толстого, переведен
на десятки языков.
Упражнение 8.
Укажите случаи стилистически не оправданного употреб-
ления одинаковых падежных форм существительных. Исправь-
те предложения.
1. Выступление группы проверки качества продукции произ-
водственного отдела завода нашло поддержку у большинства
производственников.
2. Полезность организации просмотров документальных фильмов
отдела технической организации района не нужно доказывать.
3. Предложениями, выдвинутыми заведующим библиотекой, за-
интересовались жители района.
Упражнение 9.
Исправьте сложные предложения.
1. Студенты, которые летом работали на полях и фермах совхоза,
о котором давно идет добрая слава, не только хорошо потруди-
лись, но и хорошо отдохнули.
2. Настоящая забота о зеленом друге – это если все будут беречь
наше природное богатство.
3. Настоящим заявляем, что ваше заявление о том, что некоторые
жильцы загромождают лестничные площадки, что недопусти-
мо, и что ЖКХ не принимает должных мер, должно быть
рассмотрено на общем собрании членов ЖКХ.
4. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольни-
ки, в Доме культуры состоялась конференция.
5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому
обеспечить их.
6. Всем, кому небезразлична дальнейшая судьба парка, большая
просьба – выйти в парк на собрание, которое состоится 31
июля по поводу его зачистки.
Упражнение 10.
Найдите в предложениях, взятых из выступлений совре-
менных политиков и журналистов, нарушения синтаксических
норм русского языка. Обратите внимание на предложения, в ко-
торых нарушены лексические нормы.
55
1. Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может воз-
никнуть вопрос…
2. Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда.
3. Мы должны действовать вопреки тому, что действуют со сто-
роны НАТО.
4. Никому не секрет, что главные виновники в развале хозяйства
- чиновники.
5. Время слушать классику. На сей раз вашему вниманию ария
тореадора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
6. Мы объявили о подорожании цен на метро.
7. Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспон-
дент в своем последнем репортаже.
8. Россия будет совершать рыночные, тем не менее, преобразова-
ния.
9. Центральная избирательная комиссия получит возможность
манипулировать с подписями.
10.Встречи Президента с зарубежными политиками проводятся
согласно протокола.
11.Ряд поправок к бюджету были рассмотрены на заседании Госу-
дарственной Думы.
12.Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает,
изучив работы европейских и русских ученых.
Упражнение 11.
Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.
1. Ряд мероприятий, посвященных празднованию Года русского
языка, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле, Сарато-
ве.
2. В группу студентов, направленных на фольклорную практику,
(входит – входят) сорок один студент.
3. Целый ряд выступающих (настаивал – настаивали) на отрица-
тельном ответе.
4. Несколько наших старшеклассников (принимало – принимали)
участие в городской олимпиаде.
5. В конкурсе (участвовали – участвовал) 21 район области и 5
районов города Саратова.
56
Упражнение 12.
Объясните ошибки в сочетании однородных членов. Внеси-
те стилистическую правку.
1. ООО «Саратовский» приглашает на постоянную работу ма-
стера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и
женщин).
2. С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу.
3. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи,
чемоданы и сумки на ступени.
4. Не ставьте ноги на унитаз, пользуйтесь ершиком! (Надпись в
туалете.)
5. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.
Вопросы для обсуждения теоретического материала
1. Что входит в понятие «синтаксические нормы»?
2. Какую роль играет порядок слов в русском языке?
3. Что такое нормы управления?
4. Каковы особенности использования деепричастных оборотов
в современном русском языке?
5. Какие синтаксические нормы надо соблюдать при построении
сложных предложений?
Практикум «Проверь себя!»
(см. Приложение 3.)