Евразийско-русский культурный мир
В эпоху начавшейся вместе с императорским периодом острой европеизации России русское национальное сознание подверглось коренному извращению. Религиозно-культурная и национальная идея Москвы как наследницы Византийского царства и потому действительного средоточия христианского мира, как оплота христианства в борьбе с язычеством и западной еретической культурой утратила именно религиозный свой смысл и религиозное, т.е. абсолютное обоснование. На место ее выдвинулась европейская позитивно-политическая идея империи и империализма; культурная задача формулировалась обедненно и чисто эмпирически – как рост государственной территории и государственной мощи. Это случилось в то самое время, когда активная борьба с Востоком сменилась неудержимым и относительно мирным распространением России на Восток и когда в обороне своей от еще активного, но уже утратившего свой религиозный пафос Ислама Русская Империя оказалась неожиданным союзником вчерашнего врага – Европы. Прежняя разграничительная линия между русской и азиатско-языческой культурами перестала осуществляться потому, что она просто исчезла: безболезненно и как-то незаметно границы русского государства почти совпали с границами монгольской империи, и не от кого стало с этой стороны защищаться. С другой стороны, победоносный поворот России к Европе и вызванное им затишье в наступлении Европы на Россию, как и процесс самой европеизации, затушевали исконный антагонизм и способствовали помутнению национального самосознания. Утрачивалось сознание и западной границы. Итак, проблема русского национального самосознания ставилась во всей широте, во всем своеобразии ее, которое чуждо определяющему себя близкими и резкими границами любому из европейских народов. Не замечая своего легкого, но органического расширения в Азии, не углубляясь в собственное свое существо, Россия в лице своего европеизировавшегося правящего слоя начала считать себя частью Европы. Русские люди гордились не тем, чем они были, а тем, что хотели стать аванпостом Европы и европейской культуры в борьбе с иными культурами, в том числе и со своей собственной. Они стали стыдиться своего как варварского… И вот в замену старой московской идеологии создается по европейскому образцу новая, ложно-классическая и романтическая генеалогия русской культуры, чему способствуют остатки старого религиозного миросозерцания и факт Православной Церкви.
… В прошлом лучше всего ее (проблему – Л.Х.) чувствовали все-таки славянофилы, и наша критика стремится лишь освободить здоровое зерно славянофильства от всего ему чуждого и наносного. Славянофилы правы, поскольку связывают проблему культуры с религией и русскую культуру – с судьбами Православия. Но как раз с этой точки зрения надо отнести к европейской культуре не только поляков, но и чехов и все славянское инославие. Далее следует поставить вопрос: насколько православие славян южных является существом и двигательной силой их культуры и насколько умирающим их прошлое… Нет оснований говорить о славяно-русском мире как о культурном целом, но самое большое – об островах родственной нам славянской культуры в море культуры европейской…
…Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и других. Она – совершенно особая, специфическая культура, обладающая не меньшей самоценностью и не меньшим историческим значением, чем европейская и азиатские. Ее надо противопоставлять культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру. Этот термин не отрицает за русским народом первенствующего значения в ней, но освобождает от ряда ложных ассоциаций…
Культура есть не случайная совокупность разных элементов и не может быть такой совокупностью. Культура – органическое и специфическое единство, живой организм. Она всегда предполагает существование осуществляющего себя в ней субъекта, особую симфоническую личность. И этот субъект культуры (культурно-личность), как всякая личность, рождается, развивается, умирает. Но рождается он в какой-нибудь среде – в среде другой культуры, других культур или обломков и элементов разных культур. Возникая, он осваивает, т.е. преобразует и делает собой, эти элементы: это и есть его рождение и развитие. Новую культуру можно смешать со старыми и считать простой комбинацией их элементов только в том случае, если мы, стремясь ее познать, смотрим не на ее субъекта, а на еще не освоенный им строительный материал – на окружающую его среду и на еще не переваренные им инородные тела… С внешней точки зрения нет самостоятельных культур, ибо ни одна из известных нам не свалилась готовой с неба, но все родились в какой-то уже существовавшей среде других культур. Но по существу всякая культура в собственном смысле этого слова самобытна и рождается как нечто абсолютно новое и специфическое, что мы и выражаем, когда говорим об «идее» или «духе» данной культуры.
Весь смысл и пафос наших утверждений сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта как симфонической личности. Нам уже недостаточно того смутного культурного самосознания, которое было у славянофилов, хотя мы и чтим их как наиболее нам по духу близких. Но мы решительно отвергаем существо западничества, т.е. отрицание самобытности и, в конце концов, самого существования нашей культуры. Нам стыдно за русских людей, которым приходится узнавать о существовании русской культуры от немца Шпенглера…
…Евразия предстает перед нами как возглавляемый Россией особый культурный мир, внутренне и крепко единый в бесконечном и часто, по видимости, в противоречивом многообразии своих проявлений. Евразия – Россия – развивающаяся своеобразная культуро-личность…
[1] Э. Ферстер-Ницше – сестра философа.
[2] В индийской мифологии покрывало Майи – покрывало иллюзорности мира.
[3] principium indiwiduationis – принцип индивидуации (См.: Ф. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки. М., 1990. Коммент. Б.Г. Соколова. С. 226).
[4] Геополитика – одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств и блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы.
[5] Духоборы (духоборцы) – христианская секта, которая возникла в России во второй половине XVIII в. Ее представители отвергают православные обряды и таинства, священников, монашество и обожествляют руководителей своих общин. В конце XIX в. большинство духоборов переселилось в Канаду.
[6] Гуситское движение – борьба чешского и словацкого народов в первой половине XV в. против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья, вылившаяся в так называемые гуситские войны 1419–1437 гг. Это движение получило свое название по имени одного из идейных вдохновителей, Яна Гуса (1371–1415), главного идеолога Реформации в Чехословакии.
[7] Лютер Мартин (1483–1546) – теолог и общественный деятель, лидер Реформации в Германии, основатель лютеранства, крупнейшего по численности приверженцев направления протестантизма, получившего наибольшее распространение в скандинавских и прибалтийских странах, Германии, США.
[8] Кальвин Жан (1509–1564) – виднейший представитель французской Реформации, основатель кальвинизма – одного из направлений протестантизма, которое получило распространение в Швейцарии, Нидерландах, Англии.
[9] Сцилла (Скилла) и Харибда – два чудовища из греческой мифологии, которые жили по обеим сторонам узкого пролива и губили проплывавшие между ними суда. «Находиться между Сциллой и Харибдой» – значит подвергаться одновременной опасности сразу с двух сторон.
[10] A. Harnack. Die Mission und Ausbreitung das Christentums in den ersten drei Iahrhunderten. 2 изд. II. С. 273.
[11] Пиетизм – мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) конца XVII–XVIII вв. (отрицание внешней церковной обрядовости, призыв к углублению веры, объявление развлечений грехом и др.), основателем и идеологом которого был франкфуртский богослов Шпенер. Первое время центром его развития и распространения был университет в Галле. Позднее пиетизм выродился в простое ханжество религиозно-мистического характера. Пиетизм в широком смысле − религиозно-мистическое настроение, поведение.
[12] Фарисеи (греч. pharisaioi, от др.-евр. перушим − отделившиеся) – представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. − II в. н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения. Стремились истолковать Пятикнижие в соответствии с новыми социально-экономическими условиями. В евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда проистекает и переносное значение слова «фарисей» − лицемер, ханжа (не совсем, кстати, верное).
[13] Фома Аквинский (Thomas Aquinas) (1225 или 1226−1274) – средневековый философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п., признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанные на аналогии сущего, − в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы лежит в основе философии томизма и неотомизма.
[14] В противном случае Пекин с самого своего основания был бы городом еще в то время, когда в Европе не существовало ничего похожего на города. Официально же он называется «пять местечек», которые управляются отдельно, как пять больших деревень. Таким образом, гражданина города Пекина не существует.
[15] В Японии до момента современной европеизации чиновники и князья жили в укрепленных пунктах; местечки разделялись по своей величине.
[16] «Царская дорога» (лат… примечание Юнга).
[17] Jung, Über das Unbewuβte, 1918. Ges. Werke, Bd. 10.
[18] Вопреки природе (лат).
[19] Атман – одно из центральных понятий индийской философии и религии индивидуализма, индивидуальное духовное начало.
[20] Дао (путь, метод, закономерность, истина) − одна из центральных категорий даосизма, означающая естественный закон, которому подчинены природа, общество, мышление и поведение отдельного индивида.
[21] Династия Чжоу – правящая династия в Китае в 1027−256 гг. до РХ.
[22] Императив – требование, закон, приказ. В философии Канта – нравственное предписание, в противоположность личностному принципу; правило, выражающее долженствование.
[23] Трансценденция – от слова «трансцендентный» – запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере или миру в целом. Одно из центральных понятий идеалистической философии. В философии Канта – идея Бога, души, бессмертия.