Тестирование по разделам «Речевое общение» и «Деловой русский язык».

Этика в деловом общении.

2.1. Работа в малых группах: отредактировать данные тексты в плане соблюдения норм делового этикета; обосновать использование этикетных формул. Для редактирования предлагаются письмо-благодарность, письмо-приглашение, письмо-предложение и письмо-рекламация.

2.2. Работа в малых группах: подготовить и проиграть деловой телефонный разговор на заданную тему. Оценивает телефонный разговор группа экспертов, в которую входит по одному представителю каждой малой группы. Оценка даётся на основе правил ведения делового телефонного разговора.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунёв и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2003.

3. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

4. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

5. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

Задание для самоподготовки

Подготовиться к деловой игре «Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штата» с участием двух команд. Команды заранее знакомятся с описанием названной деловой игры в данном пособии и готовят необходимые материалы: презентационную речь, газетное объявление о вакансиях (объявлениями команды обмениваются не позднее, чем за неделю до игры), сообщение о вакансиях, резюме, вопросы к собеседованию с претендентом на вакансию, заявление о приеме на работу.

Практическое занятие № 7(2 часа)

Деловая игра «Открытие фирмы: набор сотрудников

И комплектование штата»

Описание игры. Цель игры – проверить коммуникативные навыки участников в жанрах письменной деловой речи (объявление, заявление), в жанрах саморекламы (составление резюме, саморекомендации), навыки устной монологической речи.

В группе формируются две команды и группа экспертов.

В каждой команде на роль директора фирмы выбирается наделённый лидерскими задатками, коммуникативно раскрепощённый студент. Он вместе с командой решает, какую фирму они будут открывать, распределяются роли – секретаря директора, менеджера по персоналу и претендента (-ов) на вакансию в фирму другой команды. За неделю до игры другой команде, группе экспертов и преподавателю передаётся объявление о вакансиях в открывающейся фирме.

Заранее дома готовятся резюме и заявления о приёме на работу. По одному экземпляру каждого документа перед игрой передаётся группе экспертов и преподавателю.

Игра начинается с делового телефонного разговора претендента (-ов) на вакансию и сотрудника открывающейся фирмы с целью уточнения времени собеседования.

Перед собеседованием директор в короткой презентационной речи (3 – 5 мин.) рассказывает об открытии новой фирмы, о направлении её деятельности, перспективах, кадровой политике.

Затем слово предоставляется менеджеру по персоналу, который зачитывает согласованный заранее список вакансий с приблизительными ставками и приглашает желающих пройти собеседование.

Далее директор и менеджер по персоналу проводят собеседование с претендентами на вакантные должности (до 5 минут на человека). Во время собеседования зачитывается резюме. Принимающими оцениваются деловые и коммуникативные качества претендентов, их умение находить способы решения сложных проблем.

После заслушивания всех претендентов комиссия совещается в течение 5 – 7 минут, принимает решение о приёме на работу из числа прошедших собеседование, объявляет список принятых, комментируя свой выбор.

Затем принимающей стороной становится другая команда, а первая отправляет к ней претендентов на вакантные должности.

В конце игры работу каждой команды оценивает группа экспертов, которой руководит координатор из числа студентов-экспертов. Учитывается качество письменных деловых текстов (газетной объявление о вакансиях, резюме, заявления) и устных (деловой телефонный разговор, презентационная речь, оглашение списка вакансий, собеседование, объявление списка принятых и комментирование выбора). Командам начисляются баллы, которые затем распределяются между её участниками в зависимости от вклада каждого в работу команды.

Преподаватель оценивает работу экспертной группы, учитывая распределение обязанностей между её членами, обоснованность оценок заданий и выступления с этими оценками.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

4. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

5. Материалы сайтов www. rabota. ru, www. joblist.ru, БезРаботы. ru.

Задание для самоподготовки

Изучить гл. 5 основного учебника, выполнить конспект № 4, подготовиться к тестированию по разделу «Риторика», используя тесты данного пособия. Составить «Памятку ведущего дискуссию» и «Памятку участника дискуссии».

Практические занятия № 8 – 9 (4 часа)

Риторика

Практическое занятие № 8(2 часа)

  1. Тестирование по разделу «Риторика».
  2. Композиция публичного выступления

2.1. Сопоставительный анализ композиционных изменений в письменном тексте и подготовленном на его основе тексте для устного публичного выступления.

2.2. Сопоставительный анализ речевых изменений в письменном тексте и подготовленном на его основе тексте для устного публичного выступления.

  1. Речевая форма публичного выступления.

3.1. Работа в группах: орализация письменного текста. Прослушивание орализованного текста в рабочей группе.

3.2. Выступление с подготовленным текстом перед академической группой.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

4. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

Задание для самоподготовки

Подготовиться к дискуссии на выбранную тему.

подготовиться к тестированию по разделу «Русский литературный язык. Стили языка», используя тесты данного пособия.

Практическое занятие № 9(2 часа)

  1. Тестирование по разделу «Русский литературный язык. Стили языка»
  2. Обсуждение общественно значимой проблемы.

Дискуссия на одну из тем:

  1. Экология языка – нужна ли она?
  2. А нужна ли инженеру высокая культура речи?
  3. «Образование – единственная ценность, не поддающаяся девальвации» (М. Тэтчер).
  4. «Сильнее всех – владеющий собой» (Сенека).

Группа может предложить для обсуждения другую тему.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

4. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

[1] В скобках даны часы для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Наши рекомендации