Человек как арена борьбы страстей в трагедии Расина «Федра». Особенности компо-зиции трагедии, отражение в ней янсенистских взглядов автора.
«Федра»
- полностью классицистическая пьеса
- сюжет практически полностью копирует сюжет «Ипполита» Еврипида
- но Расин переосмыслил сюжет, и вот что он ИЗМЕНИЛ:
1) отсутствие богов => любовь Федры не имеет божественного происхождения, связанного с местью богов
- Афродита только упоминается
2) показан следующий этап развития Ипполита: теперь он чуждается Федры не потому что чуждается всех женщин, а потому что у него есть девушка, Арикия,
- при этом он еще целомудренен
- Арикия – последняя из рода афинских царей, ей сохранили жизнь, но запретили выходить замуж, чтобы она не восстановила род
- => Ипполит и Арикия скрывают свою любовь
- мотив родового проклятия: родовое проклятие над родом Федры – проклятие преступной любви
- ее мать переспала с быком и родила Минотавра
- Федра не может побороть любовь к Ипполиту
- связаны темы любви и власти: Федра предлагает Ипполиту править вместе
- но этот альянс невозможен, равно как и альянс Ипполита с Арикией
- наперсница подталкивает Федру, клевещет на Ипполита, т.к. она незнатная и ей можно совершать подлость во имя любви к своей госпоже
- т.к. Артемиды нет, то Федра сама должна признаться Тесею в своем преступлении
- => другой вид самоубийства: не вешается, а принимает яд, и пока он действует, рассказывает правду
- проклятие Федры – аналогия с первородным грехом всего человечества
- Федра религиозна, хочет наказать себя, как только открывается Ипполиту
Трагедия «Федра» открывает картину нравственного разлада личности. Она, став же-ной основателя Афин, прославленного героя Тезея, воспылала гре-ховной страстью к своему пасынку Ипполиту. Это чувство вызвало в героине отвращение прежде всего к самой себе. Она пытается бороться: быть злой мачехой, отправить в из-гнание Ипполита, умиловистить разгневанную богиню Афродиту, но все безуспешно. Единственный выход, казалось бы, это смерть, но и при этой мысли ее обуревает ужас. Ее отец Минос - судья в подземном царстве Аида. Все пути отрезаны. Федра в отчаянии. Но и это не предел ее страданий. Судьба и гнев богов приготовили ге-роине еще более тяжкие испытания. Мнимая смерть Тезея и ковар-ные уговоры кормилицы
Эноны подтолкнули Федру сначала к раскрытию страшной тайны, затем к признанию в любви Ипполиту и, наконец, к согласию участвовать в гнусной клевете. В финале трагедии Федра искупит свою вину: она откроет ис-тину и оправдает невиновного Ипполита. Но приговор и суд над собой будет очень суров: смерть в страшных муках от яда, некогда привезенного Медеей.
Преступная страсть Федры к пасынку с самого начала несет на себе печать обреченности: недаром первые слова Федры в момент ее появления на сцене - о смерти. Тема смерти пронизывает всю трагедию начиная с первой сцены - вести о мнимой смерти Тесея - и вплоть до трагической развязки. Смерть и царство мертвых входят в судьбу персонажей как составная часть их деяний, их семьи, их домашнего мира: Минос, отец Федры, судья в царстве мертвых; Тесей нисходит в Аид, чтобы помочь другу похитить жену Аидонея, владыки подземного царства, и т. д.
В мифологическом мире "Федры" стирается та грань между земным и потусторонним. Равным образом и генеалогия героев, ведущих свой род от богов, осознается уже не как высокая честь, предмет гордости и тщеславия, а как проклятие, обрекающее на гибель, как наследие страстей, вражды и мести высших, сверхъестественных сил и как великое нравственное испытание, которое оказывается не по плечу слабому смертному.
Расин переносит центр тяжести на внутреннюю психологическую сторону трагического конфликта, но и она в свою очередь оказывается обусловленной сцеплением обстоятельств, лежащих за пределами человеческой воли. Янсенистская идея предопределения, "благодати", нисходящей на человека или минующей его, облекается в форму греческого мифа, но сущность ее сохраняется. Трагизм неразделенной любви, составляющий основу драматического конфликта "Андромахи", усугубляется здесь сознанием своей греховности, отверженности с точки зрения нравственной нормы.
С точки зрения Буало, "Федра" была идеальным воплощением основного принципа и цели трагедии - вызвать сострадание к герою, "преступному поневоле", представив его вину как проявление общечеловеческой слабости. Эта же концепция лежит в основе расиновского понимания трагедии.
Принцип этического оправдания героя, Страсть Федры и ее вина исключительны, но Расин фиксирует внимание не на этом исключительном, а на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини. Морально-философская идея греховности человека вообще получает свое художественное воплощение на основе классицистического принципа типизации и правдоподобия. Этим же обусловлены и те частные отступления от Еврипида, которые предпринял Расин, как всегда скрупулезно оговорив их в предисловии. Особенно плодотворным оказалось введение нового персонажа - Арикии, давшее благодарный материал для более глубокого и динамичного раскрытия душевной борьбы Федры.
- публика в отличие от критики признавала Расина
- роковое обещание Расина не писать трагедий
- иной поворот, чем у Корнеля, но сохранение идеи главенства разума
- можно провести параллели между Расином и Еврипидом:
1_ психологичность
2_на первый план выходят женщины
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Тесей, сын Эгея, царь афинский.
Федра, его жена, дочь Миноса и Пасифаи. Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок[17].
Арикия, царевна из афинского царского рода.
Терамен, наставник Ипполита.
Энона, кормилица и наперсница Федры.
Исмена, наперсница Арикии.
Панопа, прислужница Федры. Действие происходит в пелопоннесском городе Трезене[18].