Традиционной народной культуры»
Введение
Актуальность. Удмуртская народная хореография сузила рамки своего бытования в современных условиях. Утерян большой пласт традиционных удмуртских танцев, движений и образов.
К сожалению, удмуртская народная хореография не изучалась и никем не записывалась, что в большей степени затруднило перенесение традиций народного танца в современную культуру.
Первый шаг в фиксации удмуртского народного танца был сделан выдающимся деятелем удмуртской культуры Кузебаем Гердом. В числе работ Кузбая Герда была рукопись «Удмуртские танцы» с описанием 26 танцев, которая, к сожалению, утеряна. Предположительно о ее содержании можно судить по его статье «Искусство в быту вотяков» в газете «Ижевская правда» от 30 июля 1929 года.
Последней работой в области удмуртской хореографии был сборник полевых исследований 1982 года, организованных Республиканским научно-методическим центром народного творчества Министерства культуры У.Р. В этом же году был издан сборник записей удмуртских фольклорных танцев, материал для которого подготовила Е.Н. Батурина. С тех пор глубоким исследованием удмуртского танца практически никто не занимался.
В 1936 г. в Удмуртии был создан Государственный ансамбль удмуртской песни и танца «Италмас», в ансамбле осуществлялись танцевальные постановки на основе народных традиций. В 1988 г. из «Италмаса» выходит другой профессиональный удмуртский фольклорный ансамбль «Айкай». Это два основных, профессиональных ансамбля, которые несут удмуртскую танцевальную и песенную культуру в массы. Помимо того, в Удмуртии существуют еще и самодеятельные коллективы, но в их состав входят, в основном, люди пожилого возраста. Молодежь не проявляет интерес к истокам национальной культуры и задача этой работы – увлечь современное молодое поколение, знать и нести удмуртские традиции через поколения.
Объект исследования:морфология удмуртской хореографии.
Предмет исследования:изучение морфологии удмуртской хореографии и возможность ее возрождения в различных формах зрелищно-досуговой деятельности на современном этапе.
Цель исследования:нахождение путей, методов, приемов адаптации лучшего хореографического опыта в современной танцевальной и досугово-зрелищной практике.
Задачи:
1. Изучение источниковедческой базы.
2. Определение генетических корней удмуртской хореографии.
3. Выявление основных функций удмуртской хореографии в общей фактуре традиционной культуры.
4. Нахождение типологических особенностей в общей морфологической системе удмуртской хореографии.
5. Определение семиотического статуса удмуртской хореографии.
6. Выявление возможных путей возрождения структурных элементов удмуртской хореографии на современном этапе.
Практическая значимость:изучение данной темы заключается в нахождении путей, методов и использования удмуртской хореографии в возрождении национальной культуры.
Научная новизназаключена в самой постановке проблемы, проблем возрождения традиционной культуры средствами хореографического искусства.
В работе использовались методы:
1. Метод изучения литературы.
2. Метод анализа современной практики.
3. Метод наблюдения «со стороны» и «изнутри».
4. Метод диахронного анализа.
5. Метод сравнения.
6. Метод аналогии.
7. Метод эксперимента или личной пробы.
Опорной литературой для написания дипломной работы для меня стала книга Владыкина В.Е. «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов», Верещагина Г.Е. «Собрание сочинений», а также сборник полевых материалов, собранный педагогом Республиканского училища культуры Батуриной Е.Н. «Удмуртский фольклорный танец».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОБРАЗЕЦ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ «Удмуртская хореография в системе досугово-зрелищных форм деятельности как источник возрождения традиционной народной культуры»
Содержание
стр.
Введение ……………………………………………………………….. 4
Глава 1. Художественная специфика удмуртской хореографии как
факта культуры ……………………………………………… 7
§ 1. Этногенетические корни удмуртской хореографии …. 7
§ 2. Танец и пляска как формообразующее явление тра-
диционной хореографической культуры …………………. 9
§ 3. Художественная специфика традиционной народной
хореографии ………………………………………………… 12
Глава 2. Морфологические особенности удмуртской хореографии 18
§ 1. Традиционная лексика удмуртской хореографии ….. 18
§ 2. Типологические морфемы удмуртской хореографии
как основа классификации данного вида творчества …… 26
§ 3. Взаимосвязь этнических стереотипов поведения и
традиционной хореографии ………………………………. 40
§ 4. Проявление хореографического искусства в тексте
праздничной деятельности ………………………………. 44
Глава 3. Актуальная проблема сохранения и возрождения традици-
онной культуры на современном этапе …………………… 52
§ 1. Традиционная удмуртская хореография в досугово-
зрелищных формах ……………………………………….. 52
§ 2. Традиционная удмуртская хореография в сценичес-
кой обработке (в профессиональной и самодеятельной
среде) …………………………………………………….. 56
§ 3. Проблема этнокультурного образования и воспита-
ния на всех супенях образовательно-воспитательной
системы (сад – училище – институт) ………………… 66
Заключение …………………………………………………………… 67
Библиографический список ………………………………………… 68
Приложение 1. Схемы-рисунки ……………………………………. 72
Приложение 2. Таблицы ( № 1-6 ) ………………………………… 75
Приложение 3. Основные положения рук ………………………… 91
Приложение 4. Основные движения ……………………………….. 93
Приложения 5. Описание танцев ……………………………….. …. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5