Традиционной народной культуры»

Введение

Актуальность. Удмуртская народная хореография сузила рамки своего бытования в современных условиях. Утерян большой пласт традиционных удмуртских танцев, движений и образов.

К сожалению, удмуртская народная хореография не изучалась и никем не записывалась, что в большей степени затруднило перенесение традиций народного танца в современную культуру.

Первый шаг в фиксации удмуртского народного танца был сделан выдающимся деятелем удмуртской культуры Кузебаем Гердом. В числе работ Кузбая Герда была рукопись «Удмуртские танцы» с описанием 26 танцев, которая, к сожалению, утеряна. Предположительно о ее содержании можно судить по его статье «Искусство в быту вотяков» в газете «Ижевская правда» от 30 июля 1929 года.

Последней работой в области удмуртской хореографии был сборник полевых исследований 1982 года, организованных Республиканским научно-методическим центром народного творчества Министерства культуры У.Р. В этом же году был издан сборник записей удмуртских фольклорных танцев, материал для которого подготовила Е.Н. Батурина. С тех пор глубоким исследованием удмуртского танца практически никто не занимался.

В 1936 г. в Удмуртии был создан Государственный ансамбль удмуртской песни и танца «Италмас», в ансамбле осуществлялись танцевальные постановки на основе народных традиций. В 1988 г. из «Италмаса» выходит другой профессиональный удмуртский фольклорный ансамбль «Айкай». Это два основных, профессиональных ансамбля, которые несут удмуртскую танцевальную и песенную культуру в массы. Помимо того, в Удмуртии существуют еще и самодеятельные коллективы, но в их состав входят, в основном, люди пожилого возраста. Молодежь не проявляет интерес к истокам национальной культуры и задача этой работы – увлечь современное молодое поколение, знать и нести удмуртские традиции через поколения.

Объект исследования:морфология удмуртской хореографии.

Предмет исследования:изучение морфологии удмуртской хореографии и возможность ее возрождения в различных формах зрелищно-досуговой деятельности на современном этапе.

Цель исследования:нахождение путей, методов, приемов адаптации лучшего хореографического опыта в современной танцевальной и досугово-зрелищной практике.

Задачи:

1. Изучение источниковедческой базы.

2. Определение генетических корней удмуртской хореографии.

3. Выявление основных функций удмуртской хореографии в общей фактуре традиционной культуры.

4. Нахождение типологических особенностей в общей морфологической системе удмуртской хореографии.

5. Определение семиотического статуса удмуртской хореографии.

6. Выявление возможных путей возрождения структурных элементов удмуртской хореографии на современном этапе.

Практическая значимость:изучение данной темы заключается в нахождении путей, методов и использования удмуртской хореографии в возрождении национальной культуры.

Научная новизназаключена в самой постановке проблемы, проблем возрождения традиционной культуры средствами хореографического искусства.

В работе использовались методы:

1. Метод изучения литературы.

2. Метод анализа современной практики.

3. Метод наблюдения «со стороны» и «изнутри».

4. Метод диахронного анализа.

5. Метод сравнения.

6. Метод аналогии.

7. Метод эксперимента или личной пробы.

Опорной литературой для написания дипломной работы для меня стала книга Владыкина В.Е. «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов», Верещагина Г.Е. «Собрание сочинений», а также сборник полевых материалов, собранный педагогом Республиканского училища культуры Батуриной Е.Н. «Удмуртский фольклорный танец».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОБРАЗЕЦ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ «Удмуртская хореография в системе досугово-зрелищных форм деятельности как источник возрождения традиционной народной культуры»

Содержание

стр.

Введение ……………………………………………………………….. 4

Глава 1. Художественная специфика удмуртской хореографии как

факта культуры ……………………………………………… 7

§ 1. Этногенетические корни удмуртской хореографии …. 7

§ 2. Танец и пляска как формообразующее явление тра-

диционной хореографической культуры …………………. 9

§ 3. Художественная специфика традиционной народной

хореографии ………………………………………………… 12

Глава 2. Морфологические особенности удмуртской хореографии 18

§ 1. Традиционная лексика удмуртской хореографии ….. 18

§ 2. Типологические морфемы удмуртской хореографии

как основа классификации данного вида творчества …… 26

§ 3. Взаимосвязь этнических стереотипов поведения и

традиционной хореографии ………………………………. 40

§ 4. Проявление хореографического искусства в тексте

праздничной деятельности ………………………………. 44

Глава 3. Актуальная проблема сохранения и возрождения традици-

онной культуры на современном этапе …………………… 52

§ 1. Традиционная удмуртская хореография в досугово-

зрелищных формах ……………………………………….. 52

§ 2. Традиционная удмуртская хореография в сценичес-

кой обработке (в профессиональной и самодеятельной

среде) …………………………………………………….. 56

§ 3. Проблема этнокультурного образования и воспита-

ния на всех супенях образовательно-воспитательной

системы (сад – училище – институт) ………………… 66

Заключение …………………………………………………………… 67

Библиографический список ………………………………………… 68

Приложение 1. Схемы-рисунки ……………………………………. 72

Приложение 2. Таблицы ( № 1-6 ) ………………………………… 75

Приложение 3. Основные положения рук ………………………… 91

Приложение 4. Основные движения ……………………………….. 93

Приложения 5. Описание танцев ……………………………….. …. 104

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Наши рекомендации