Анализ и синтез как теоретический

МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Практически любое исследование связано с выяснением структуры, связей структурных элементов, их состояния, что требует анализа.

«Анализ – (греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 47).

Анализ предполагает расчленение целого на составные части; оперирование нерасчлененным процессом или явлением не позволяет проникнуть в их сущность и управлять ими.

Метод анализа связан с тремя операциями:

– изоляциейвыделенных элементов;

– избирательной выборкойэлементов для их изучения;

– систематизацией элементов, исходя из цели и логики

исследования.

Анализ всегда связан с синтезом,который возникает как метод объединения различных теоретических посылок, идей, утверждений, обеспечивающих получение новых знаний.

«Синтез – (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление ) – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей…» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С.638).

Синтез позволяет:

– переносить знания с одного объекта на другой;

– по аналогии делать теоретические выводы;

– субординировать проблемы, определить очередность их

решения.

ИНДУКТИВНО–ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

«Индукция – ( лат. inductio – наведение, побуждение ) – логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обощениям» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 269).

«Дедукция – ( лат. – deductio – выведение ) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М.,1997. – С. 201).

Индукция и дедукция – взаимосвязанные методы научного исследования, эффективность которых зависит от сочетания с анализом и синтезом.

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

Структурный подход связан всегда с системным.

«Структура – (лат. Structura) – строение, устройство» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М.,1997. – С.664).

«Система – (греч. systema ) – целое, составленное из частей» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М.,1997. – С. 640).

Изучая определенную систему, приходится ее структуировать, выделять составные компоненты, определять уровень их развития, связей, отношений и функций.

Структурный подход всегда связан:

– с выявлением составных элементов, входящих в систему;

– с определением уровня развития этих элементов;

– с установлением характера связей между элементами

и другими системами;

– с определением функций элементов и системы в целом.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

«Модель – (фр. modele от ит. modello) – образец; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М.,1997. – С. 453).

Модель в исследовании отражает:

– системный состав элементов процесса;

– воспроизводящие элементы системы;

– характер связей между элементами системы.

Модель в конкретном исследовании выступает как идеализированное представление о реальном процессе, явлении. Например, модель праздничного действа, посвященного торжественному событию – Дню города, фестивалю уличных театров и т.д.

ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Стержнем исторического подхода как теоретического метода, является логическое восхождение от абстрактного к конкретному. Исторический подход связан с ретроспективным подходом, т.е. реконструкцией, восстановлением исторических условий развития конкретного ( праздничного ) явления, т.к. без осмысления истории становления этого явления невозможно понять и осмыслить его сущность.

Близок историческому диахронный метод.

«Диахрония – (от греч. dia – через, сквозь и chronos – врем ) – историческое развитие тех или иных явлений и систем в целом. Термин получил распространение в семиотике и общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям» (Советский энциклопедический словарь / Науч. ред. совет: А.М. Прохоров ( предс. ) и др. – М.,1981. – С.392).

В целом диахронный метод синонимичен, тождественен историческому. В практике сложилось, что оперирование большими историческими промежутками, вплоть до эпохи палеолита, предполагает использование диахронного метода; те же исследования, которые опираются на данные, близкие современности, используют метод короткой исторической ретроспекции.

Наши рекомендации