Развитие гендерных исследований в зарубежной и российской психологии
В истории развития гендерной проблематики в западной психологии также можно выделить три направления. Первое направлениеразвивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — это парадигма половых (гендерных) различий. Второе направлениеформировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления — это парадигма уникальности женской психологии. Третье направлениеоформляется под влиянием социоконструкционистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.
В 60—70-е годы в социальных науках получил широкое распространение полоролевой подход, опиравшийся на структурный функционализм. Суть подхода заключается в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа жизни. Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты.
Рассмотрим развитие гендерной психологии в контексте первого направления — парадигмы половых различий.Тщательно проведенный анализ результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различий в психологических характеристиках мужчин и женщин и особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин — вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбность и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; профессиональный статус играет центральную роль в мужской самоидентификации [16; 29]. Однако, согласно более поздним исследованиям [15], даже к общепризнанным различиям между мужчинами и женщинами по уровню агрессивности, математическим и вербальным способностям нужно подходить с большой осторожностью, поскольку различия, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживаются далеко не всегда [35].
Главной проблемой ученых-психологов, изучавших различия между полами, была проблема детерминации половых различий. Трудность выявления источников, обусловливающих различия между полами, определялась, с одной стороны, влиянием весомого в научном мире эврлюционно-генетического подхода, с другой стороны, усиливалась за счет воздействия на выводы исследователей феномена социальной желательности. Тем не менее в данный период, анализируя результаты исследований половых различий, психологи-феминисты стремились доказать, что основными детерминантами, в общем-то, немногих научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы.
При этом одна система доказательств строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования. Сексистские тенденции, определяемые феноменом социальной желательности, могут проявляться на всех этапах исследования. Так, например, на этапе постановки проблемы или формулировки гипотез исследователь может использовать сексистскую теорию или концепцию для выдвижения предположения или сформулировать гипотезу на основе предыдущих исследований, которые сами содержали предубеждение [20]. На этапе сбора и интерпретации данных на результаты исследования могут влиять такие факторы, как соотношение пола экспериментатора и испытуемого.
Другая система доказательств опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями разного пола в динамике. Стремясь обосновать социокультурную детерминацию половых различий, психологи сравнивали результаты измерений характеристик представителей разного пола, полученных при использовании одних и тех же стандартизированных тестов и методик на протяжении ряда лет. Так, в учебнике Г. Крайга «Психология развития», имеющего широкое признание во многих западных странах, приводятся сведения о том, что анализ результатов измерения специальных способностей при помощи Предварительного теста академических способностей (PSAT) за период с 1960 по 1983 годы показал резкое уменьшение различий в психологических характеристиках мальчиков и девочек.
Гендерные исследования в психологии, опирающиеся на полоролевой подход, показали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий [14] и что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут приняты социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление.
Второе направление развития гендерных и женских исследований в психологии формировалось под влиянием психоанализа. Научная ориентация этого направления — это парадигма уникальности женской психологии.
Начиная примерно с 80-х годов в русле женских исследований стала интенсивно развиваться феминистская/женская психология. Критический анализ психологов-феминистов данного направления концентрировался вокруг следующих теоретических положений: специфическая психология женщины имеет социальную обусловленность; женский психологический склад, психология женщины является более совершенной, чем у мужчин.
Проблема половой дифференциации и иерархичных отношений мужчин и женщин в рамках женской психологии приобрела новый ракурс анализа. Он связан с особой природой, уникальностью женской психологии. Женский жизненный опыт, в определенных областях качественно отличающийся от мужского, накладывает особый отпечаток на всю психику женщины. Только женщины переживают менструацию, беременность, роды, вскармливание грудью. В дополнение к этому опыту, обусловленному биологическими причинами, существует и культурная уникальность женского опыта как последствия исполнения гендерных ролей. Феминистские исследователи стремились показать, что именно женская способность к деторождению и была базисной основой социальной и культурной дискриминации женщин. Дороти Диннерстайн (D. Dinnerstiеп), Адрианна Рич, как и большинство психологов-представителей этого направления, разделявших в той или иной мере идеи психоанализа, считали, что одной из причин этого «выключения» является фундаментальная, лежащая в глубинных слоях психики потребность мужчин в компенсации их дистанционной позиции в репродуктивном акте. Являясь ярким представителем психоаналитического направления, Д. Диннерстайн в своих исследованиях опиралась на основные постулаты психоанализа о влиянии бессознательного и фатальной роли раннего детского опыта на всю последующую жизнь взрослого человека. Иерархичность отношений мужчин и женщин, как и мужское доминирование, она объясняет следствием зависти мужчин к уникальности женской природы, проявляющейся в способности к деторождению. По ее мнению, определяющую роль в формировании личности ребенка играет до-эдипова стадия, когда ребенок с матерью находятся как бы в состоянии симбиоза. Материнское тело — это первое впечатление ребенка об окружающей его Вселенной, мать является единственным источником и удовольствия и боли-страдания. Переживание первоначального симбиоза с матерью и последующего отделения от нее приводит к психологическим внутриличностным конфликтам во взрослой жизни. Психологический конфликт проявляется как столкновение желания «регресса», возвращения к раннему опыту переживаний зависимости от матери и потребности саморазвития как автономной личности. У мужчин внутриличностный конфликт между стремлением к зависимости от матери и автономией проявляется в сформировавшейся потребности отвергать и обесценивать женщину и наличии страха перед женщиной как объектом неосознанных желаний регресса. Последствия внутриличностного конфликта у мужчин проявляются не только в обесценивании женщин, но и в милитаризме, и в других формах деструктивного поведения.
В исследовании Кэрол Гиллиган (С. Gilligan) подтверждается мысль об особенностях женской психологии, проявляющейся в сфере морально-этического развития личности. Специфика морального развития женщины заключается в большей ориентации на конкретную ситуацию, взаимоотношения людей и их последствия, то есть на ситуацию «здесь и теперь». Если для мужского менталитета в моральной сфере определяющими оказываются понятия справедливости, моральных законов и принципов, то для женского — понятия заботы, взаимопонимания, доверия [32].
Заслугой психологов данного направления является представление более позитивного образа фемининности как отражения женской психологии; образа, который не просто является противоположностью мужского, а несет черты нового качества — «другого». Сторонники парадигмы уникальности женской психологии убеждены, что «другой голос» женщины имеет социально-культурное происхождение, но это «отклонение» от мужской нормы рассматривается с позитивной точки зрения.
В начале 80-х годов толкование понятия "гендер" изменилось в направлении понимания его как некоего комплекса или, точнее, системы, которая в разных формах присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах. Ситуация, при которой употребление термина «гендер» предполагало прежде всего «изучение женщин», сменилась пониманием гендерных исследований как исследований всех форм сосуществования мужчин и женщин в культурах и обществах, соотношение типов мужественного и женственного, типичных для конкретного социума. Изучение феминности стало невозможным без анализа маскулинности. (Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социс, 1994. № 3. С. 18).
Доминирующей в настоящее время в гендерной психологии является парадигма социального конструирования гендера. Проблема половой дифференциации здесь анализируется в контексте гендерного подхода, в центре внимания которого находятся механизмы создания, воспроизводства и поддержания множественного гендерного неравенства.
В рамках данного подхода гендер понимается как социально сконструированное отношение неравенства по признаку пола. Среди психологов, которые исследовали проблемы пола и половой дифференциации в русле социально-конструктивистской ориентации, наиболее известными являются Рода Ангер, Бернис Лотт, Рэчел Харе-Мустин, Джин Маречек. В контексте социально конструктивистского взгляда пол выступает как способ организации повседневной жизни, он должен быть осмыслен не как различие, а как феномен.
Следующее отличие концепции социального конструирования гендера от теории полоролевой социализации связано с подчеркиванием деятелъно-стного характера усвоения субъектом опыта. Субъект сам создает гендерные правила и гендерные отношения, а не только усваивает и воспроизводит их, как предполагается в случае полоролевого подхода. Сама идея создания подразумевает возможность изменения социальной структуры. С одной стороны, гендерные отношения являются объективными, потому что индивид воспринимает их как внеположенную данность, с другой — они субъективны как социально конструируемые в повседневности.
Еще одно отличие обсуждаемого направления от традиционной теории полоролевой социализации заключается в том, что гендерное отношение понимается как конструирование, а не просто как различие-дополнение, как отношение неравенства, где доминирующие позиции занимают мужчины. Дело не только в том, что, по Т. Парсонсу, в семье и в обществе мужчины выполняют инструментальную, а женщины — экспрессивную функцию, а этим функциям соответствуют разные роли. Исполнение же предписанных и усвоенных ролей подразумевает неравенство возможностей.
Ключевым понятием концепции социального конструирования гендера является понятие «doinggender» — создание или созидание гендера, понимаемое как процесс взаимодействия, в котором индивиды присваивают гендерную идентичность себе и предписывают ее другим. Обычно создание гендера считается само собой разумеющимся и таким образом невидимо. Главными детерминантами созидания гендера служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования, которым должно удовлетворять поведение индивида, функционируют как «самоосуществляющиеся пророчества»; они столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности несущественна. Иными словами, «ключ к социальному процессу конструирования пола — это текущие социальные интеракции; что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль второстепенна» [38. С. 116]. В подтверждение сказанного можно привести достаточно много примеров, которые свидетельствуют о том, что гендерные характеристики не обладают устойчивостью, но, напротив, олицетворяют собой изменение, противоречие, процесс. Так, сопоставление различных способов интерпретации пола в разных культурах и субкультурах делает весьма неопределенным те объекты, с которыми соотносятся термины «мужчина» и «женщина». Их исследования предлагают «возможность альтернативного толкования половых различий и даже полного их отрицания» [9. С. 54].