Тема 2. Сущность и функции культуры.

Основные подходы к анализу сущности культуры. Морфология культуры. Материальная культура. Духовная культура. Нормы и ценности культуры. Функции культуры. Гуманистическая или человекотворческая функция. Функция трансляции социального опыта. Регулятивная (нормативная) функция. Ценностная (аксиологическая) функция.. Познавательная (гносеологическая) функция. Коммуникативная функция.

Тема 3. Историческая динамика культур. Типология культуры. Семиотика- раздел культурологии.

От «доистории» к «техническому веку».Классификации обществ. Культурогенез и культурная динамика. Типы культурных изменений. Прогресс в культуре. Социокультурный кризис и пути выхода из него. Культурная картина мира. Социокультурная коммуникация, коммуникативное пространство культуры. Сущность семиотики. Знак как объект семиотики. Языки и коды культуры. Единство социального и культурного. Понятие социокультурного пространства. Исторические типы культуры.

Тема 4. Культура и цивилизация.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизации как тип социокультурной общности. Становление теории цивилизации в эпоху Просвещения. Теории цивилизаций: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс, П. Сорокин. Геополитические исследования А. Тойнби. Концепция цивилизационного развития Л. Гумилева. Сущность и основные черты цивилизации. Современная техногенная цивилизация.

Тема 5. Культура Древнего мира.

Шумеры, Древний Египет, Вавилон, Ассирия. Культура Древней Индии. Культура Древнего Китая.

Античная культура- колыбель европейской культуры.

Основные этапы развития античной культуры. Культура Древней Греции. Греческая мифология и культура. Развитие науки, философии, театра, литературы, архитектуры, скульптуры. Культура Древнего Рима. Особенности эллинистически- римской культуры.

Тема 6. Культура Средневековья, Возрождения, Нового времени. Актуальные проблемы современной культуры.

Христианство и античность как основа европейской культуры. Теоцентризм, монотеизм, креоционизм как принципы средневекового мировоззрения. Романский и готический стили.

Просвещение и литература в Западной Европе. Истоки эпохи Возрождения. Гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Основы искусства эпохи Возрождения. Литература и театр. Архитектура и скульптура. Музыка и живопись. Значение культуры эпохи Возрождения.

Западноевропейская культура 17 века. Становление нового мировоззрения. Общая характеристика искусств .Барокко, классицизм, реализм.18 век- век Просвещения . Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру. Значение культуры эпохи Просвещения.

Основные черты Западноевропейской культуры 19в. Основные художественные стили: романтизм, позитивизм, импрессионизм, модерн.

Основные тенденции развития культуры 20 в. Формирование техногенной цивилизации. Постмодернизм и его основные течения (фовизм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм).Массовая и элитарная культуры. Коммерциализация культуры, становление культурной индустрии. Субкультура и контркультура. Культура и глобальные проблемы современности.

Тема 7. Культура России. Место и роль России в мировой культуре.

Исторические судьбы России самобытность ее цивилизации. Русская идея: историческое обоснование и актуальное значение. Особенности развития культурологической мысли в России. Взгляды на культуру России: А.Пушкин, П. Чаадаев, В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Гумилев. Русский космизм: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В.Вернадский. Особенности социальной и духовной культуры России. Место и роль России в мировой культуре. Многоликость многонациональной российской культуры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ

В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по дисциплине «Культурология», научиться самостоятельно анализировать исторические процессы, сформировать критическое отношение к культурологической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной культуры, а также ознакомиться с новыми общественно-историческими теориями и особенностями развития мировой культурологической мысли.

1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что культурология принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «культурных» характеристик князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание отечественной истории – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»

2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.

«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать.

3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.

Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса отечественной истории – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественныхкультурологов, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».

4. Человеческое сознание очень дискретно. Культурологические знания часто не соотносятся со знаниями по другим гуманитарным дисциплинам, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.

5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки.

1.Основной формой изучения культурологии студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории мировой культуры и является

одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.

Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих историю мировой культуры не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Знание мировой культуры, культурное образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.

Наши рекомендации