Образуйте формы родительного падежа множественного числа и расставьте ударения.
Застолье, баклажан, таджик, сумерки, церковь, ясли-сад, плащ-палатка, блюдце, полотенце.
2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения).
Жабо, кашне, забияка, ООН, дилетант, инкогнито, кенгуру, Онтарио, манго, авеню, крупье, алоэ.
Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).
Сто восемьдесят один, двести сорок три, восемьсот шестьдесят семь.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.
1) В каждой комнате общежития есть шкаф, в котором могут разместиться два человека.
2) Больной попросил сестру налить себе воды.
3) Второе задание было более сложнее, чем первое.
4) Когда барыня увидела Му-му, она вскочила и громко залаяла.
5) Широко готовится отметить университет свой 70-летний юбилей.
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Объясните значения паронимов.
Наследие – наследство, понятный – понятливый, поступок – проступок, участник – соучастник, тактичный – тактический.
Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.
Иллюзия, канцерогенный, дизайн, де-юре, квалиметрия.
Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.
Камень преткновения, прокрустово ложе, идея фикс, ни на йоту, сесть в калошу.
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
1) Ты меришь всех на свою линейку, а люди все разные.
2) Своими истеричными выпадами Пелагея довела всех до белого колена.
3) Не правда ли, что Семен родился под счастливой планетой?
5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
1) Дизайнеры начали оформление внутреннего интерьера ресторана.
2) Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
3) Улучшился уровень обслуживания посетителей в автосалоне.
4) Декада французской музыки продлится две недели.
5) Депутат не смог выполнить всех порученных ему вопросов.
6) В классе происходит рост успеваемости по русскому языку.
7) Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
8) Обидчивые слова ты говоришь.
V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.
Опознать, карапуз, юридическое лицо, стандартизация, воротиться, предварительно, бедняга, ссуда, траектория, дружественный визит, экстраординарный, модничать, коммерческий банк, доверенное лицо, нынче.
Определите, к какому стилю относится текст, и приведите доказательства.
Казалось бы, у «Оренбургской буровой компании» есть практически все, чтобы обеспечить безопасную и безаварийную работу своих сотрудников. Но результаты тестирования по программе «Олимп» и статистика несчастных случаев предприятия почему-то показывают лишь отрицательные тенденции. Напомним, что за первые шесть месяцев 2012 года произошло 4 несчастных случая. За аналогичный период 2011 года был зафиксирован всего 1 несчастный случай, в результате которого пострадавший получил только легкие повреждения.
Печально, что мастера оказались «больным» местом компании. Ведь именно на их плечах лежит максимальная ответственность за все, происходящее на буровой. Именно они в буквальном смысле головой отвечают за каждого работника и за то, чтобы на буровых были организованы безопасные условия труда. Таким образом, можно резюмировать, что поставленных целей – повысить уровень знаний сотрудников компании и понизить количество несчастных случаев на предприятии, сведя их к минимуму, – пока что не удалось достичь. «Олимп» еще только предстоит покорить и это стимул каждому работнику стремиться к положительным результатам, хорошим показателям и отсутствию аварийности.
VI. РИТОРИКА
Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).
1) До тех пор, пока человек не совладал с желанием, он не совладал ни с чем (Альбер Камю).
2) Я русский бы выучил только за то…
Вопросы к экзамену /дифференцированному зачету
1. Понятие речевой культуры человека.
2. Общение, его функции и виды.
3. Речевой этикет.
4. Устная и письменная речь.
5. Виды речевой деятельности: письмо, чтение.
6. Виды речевой деятельности: говорение, слушание.
7. Литературный язык. Нелитературные формы языка. Понятие языковой нормы, виды норм.
8. Классификация языковых норм.
9. Коммуникативные качества речи.
10. Понятие стиля. Стили русского литературного языка. Стилистические нормы, стилевые ошибки.
11. Разговорный стиль.
12. Публицистический стиль.
13. Подстили и жанры научного стиля.
14. Стилеобразующие факторы и языковые особенности научного стиля.
15. Реферат как жанр научного стиля. Особенности композиции, прием реферирования.
16. Устный доклад как жанр научного стиля. Принципы создания и особенности произнесения.
17. Жанры официально-делового стиля: классификация, особенности создания и оформления.
18. Стилеобразующие факторы и языковые особенности официально-делового стиля.
19. Понятие текста. Текстовые категории.
20. Функционально-смысловые виды текста (описание, повествование, рассуждение).
21. Композиция устного публичного монолога. Особенности вводной и заключительной частей.
22.Информационная речь как вид устного монолога.
23. Торжественная речь как вид устного монолога.
24. Аргументирующая речь как вид устного монолога. Типы аргументов и способы аргументации.
25. Средства выразительности в устном монологе: тропы и риторические фигуры.
26. Образ оратора: речь, внешность, поведение.
27. Оратор и аудитория. Типы аудиторий.
Список литературы
Основная литература:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г.Риторика и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 538 с.
Евтюгина А.А. Словарь-справочник по культуре речи. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 352 с.
Максимов В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2009. 356 с.
Максимов В.И., Казаринова Н.В., Барабанова Н.Р., Иванов А. Ф.Русский язык и культура речи. М.: Гардарики. 2008. 413 с.
Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А.Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. 13-е изд. М.: Флинта, Наука, 2008. 256 с.
Дополнительная литература:
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие для вузов. М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001.
Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: Курс лекций: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 245 с.
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р.Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Изд-во Проспект, 2005. 344 с.
Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н Ширяева. М.: Изд-во Норма, 2001.
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с.
Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика. М.: Вузовский учебник, 2011. 267 с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус.яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: рус. яз., 2001. – 688 с.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ», «РУССКИЙ ЯЗЫК», «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ», «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11