Прием французского посла в Венеции.

А. Канале (Каналетто). X., м. 1740-е. Home!

Березовый остров (Троицкая площадь на Санкт-петербург­ском острове).

Ф. Васильев (?). Рис. Ок. 1719. Home!

Трубецкой бастион Петропав­ловской крепости.

Ф. Васильев (?). Рис. 1719. Home!

Портрет графа Я. В. Брюса

(1670-1735).

Н. Иванов по рис. Я. И. Аргу­нова. Гравюра пунктиром. 1812. Home!

Портрет А. С. Матвеева (1625-1682).

Неизвестный гравер. Гравюра резцом. Фронтиспис из кн. Н. И. Новикова «История о невинном заточении ближнего боярина А. С. Матвеева» (СПб., 1776). Home!

Портрет А. Н. Радищева.

И. Вендрамини. Гравюра пун­ктиром. 1790. Home!

Смерть Катона Утического.

Г. Г. Летьер. X., м. Ок. 1795. Home!

Комендант города Уральска полковник Симонов передает Пугачева Суворову в 1774 г. X. Г. Гейзер по рис. И. Д. Шу­берта. Гравюра. 1796.

Справа стоят солдаты, одетые в новую, введенную в 1786 г. (т. е. через девять лет после изображаемого события) форму. Она состояла из короткой кур­тки, свободных штанов с нашитыми ко­жаными крагами, кожаной каски с по­перечным гребнем и двумя суконными лопастями, завязывавшимися в хо­лодное время на шее. Были отменены косы, букли и пудра. Рода войск отли­чались только сочетанием цветов уни­формы. Изменения не коснулись фор­мы офицеров, гвардии, казаков и гусар. Home!

Портрет С И. Шешковского.

Неизвестный художник. X., м. Конец XVIII в.

Степан Иванович Шешковский (1727— 1794), сын канцеляриста Сената, с мо­лодости проявил страсть к розыск­ным делам (назначенный в Сибир­ский приказ еще недорослем, само­вольно сбежал со службы, добился перевода в московскую контору тайных розыскных дел). Императрица Елиза­вета отзывалась о нем как о человеке, «имеющем особливый дар производить следственные дела». Продолжил карье­ру «заплечных дел мастера» в неофи­циально (без указа) созданной при Ека­терине «тайной экспедиции при Сена­те», проводил следствия по самым де­ликатным делам (например, по появившимся в Петербурге карикату­рам и пасквилям на Екатерину II, при­чем допрашивал с пристрастием при­дворных дам). Вел дело Пугачева. По­сле следствия по делу Н. И. Новикова награжден орденом св. Владимира 2-й степени, дослужился до чина тайного советника. Home!

Французские офицеры отдают свои шпаги Суворову 15 апре­ля 1772 г. при сдаче Краков­ского замка.

Р. В. Кюфнер по рис. И. Д. Шу­берта. Гравюра резцом. 1796. В защите замка в качестве волонтеров принимали участие офицеры фран­цузской армии. Из уважения к стой­кости гарнизона (осажденные ели ло­шадей, но продолжали сопротивление) Суворов вернул французам их шпаги, говоря, что не может лишать шпаг офицеров, состоящих на службе у короля Франции, находящегося в союзе с русской императрицей. Home!




Взятие варшавского предме­стья Прага русскими войска­ми под командованием Суво­рова 4 ноября 1794 г. И. М. Билль. Гравюра рез­цом. 1790-е.

Штурм русскими войсками варшав­ского предместья был исключительно кровопролитным: убито 12 тысяч по­ляков, многие утонули, спасаясь бег­ством через Вислу. Home!

Суворов в сражении при Нови 4 августа 1799 г.

С. Карделли по рис. Мейера. Гравюра резцом. 1790-е.

Полководец изображен без кафтана, в белой рубахе, с нагайкой, на голове каска по форме легкоконных полков. Home!

Портрет А. В. Суворова. Я. П. Норблин. Рис. 1795.

Исполненный с натуры портрет доно­сит до нас непарадный облик шести­десятипятилетнего полководца, толь­ко что получившего чин фельдмарша­ла за умиротворение Польши. Суво­ров изображен в генеральском мундире с шитьем по краю отложно­го воротника, с белым шейным плат­ком; парика нет, волосы убраны в ко­сичку, называвшуюся «а ля будера» («крысиный хвостик»). Home!

Вступление Суворова в Вар­шаву 29 октября 1794 г.

К. Буддеус по собственному рис. Гравюра. 1799.

В руке Суворова ключ от крепостных ворот, справа с обнаженными голова­ми стоят члены делегации варшавско­го магистрата. Характерно, что, въез­жая в покоренный город, Суворов был в виц-мундире, без орденских звезд и ленты, в офицерской (а не генераль­ской) шляпе (хотя должен был быть одет в парадную генеральскую фор­му), давая таким образом понять, что не может рассматривать как триумф результат столь кровавой бойни. Взяв поднесенные ему ключи, Суворов по­целовал их и, посмотрев на небо, ска­зал: «Благодарю Бога, что эти ключи не так дорого стоят, как...», — тут он взглянул на город и прослезился. За взятие Варшавы Екатерина II пожало­вала Суворова чином фельдмаршала, в обход старшинства других генерал-аншефов русской армии. Home!




Суворов отдыхает на соломе.

К. Буддеус. Гравюра. 1799. Home!

Английская карикатура на Суворова. Home!

«Краткое описание о взятии Очакова».

Лубочная гравюра на меди. Конец XVIII в. Home!

«Чин как провожали мальтий­ские кавалеры... Шереметева по наложении на него маль­тийского креста...» Иллюстра­ция из кн. «Записка... о путе­шествии... Б. П. Шереметева» (М., 1778). Home!

Вид Измайлова.

И. Ф. Зубов. Гравюра резцом. Конец 1720-х. Фрагмент: коля­ска Петра II. Home!

Портрет Петра II.

И. Ф. Зубов. Гравюра резцом,

офорт. 1728.

Император, которому к моменту со­здания гравюры шел 14-й год, изобра­жен в напудренном по моде того вре­мени парике, на плечах у него импе­раторская, подбитая мехом горностая мантия, под кафтаном — кираса, эле­мент генеральской формы XVIII в. На груди — крест ордена св. Андрея Первозванного на цепи. Символы императорской власти (корону, скипетр и державу) протягивают юному мо­нарху ангелы. Овал с портретом рас­положен на фоне видов Москвы (сле­ва) и Петербурга (справа). Под порт­ретом рамка с полным император­ским титулом, по бокам — небесная сфера и земной глобус на фоне тро­феев. Все изображение заключено в рамку, украшенную гербами губер­ний, замыкающуюся наверху гербом Российской Империи — двуглавым орлом. Home!

Петр II в санях.

О. Эллигер. Офорт. Ок. 1728. Home!

Шереметево подворье.

Ф. Васильев (?). Рис. Ок. 1719. Home!

Портрет княгини Н. Б. Долго­руковой.

Иллюстрация из кн. С. Н. Глин­ки «Русские анекдоты» (М., 1822). Home!

Портрет М. М. Хераскова

(1733-1807).

И. К. Майр по рис. П. Галленберга. Гравюра резцом. Home!

Портрет Е. А. Лабзиной

(1758—1828, урожд. Яковлевой)

и ее воспитанницы

С. А. Мудровой (1797-1870).

В. Л. Боровиковский. X., м. 1803. Home!

Бородинское сражение.

А. И. Дмитриев-Мамонов. Рис. тушью. Home!

Портрет В. А. Жуковского

(1783-1852).

Е. Рейтерн. Акв. 1832. Home!

Портрет А. Р. Томилова.

О. А. Кипренский. Рис. 1813.

Александр Романович Томилов (1779—1848) — теоретик искусства и один из крупнейших русских коллек­ционеров XIX в. (он обладал лучшим в России собранием офортов Рембран­дта), дядя М. П. и А. П. Ланских, близкий друг Кипренского. Изобра­жен в штаб-офицерском мундире (осенью 1812 г. он в чине майора Ла­дожской дружины Петербургского ополчения выступил в поход с отря­дом своих крестьян, был ранен 14 ок­тября в знаменитом сражении под Полоцком). В деталях костюма Томи­лова видно влияние «походной моды»: он в бурке, накинутой на одно плечо и в офицерской бескозырке, восприни­мавшейся в 1812 г. как атрибут офи­цера действующей армии в отличие от уставной треуголки или кивера (известно, что бескозырку кавалергар­дского полка, белую с красным око­лышем, носил Кутузов, предпочитая ее другим головным уборам). На мун­дире Томилова крест ордена св. Вла­димира 4-й степени с бантом, подчер­кивающий, что перед нами — боевой офицер. Home!

Портрет М. П. Ланского.

О. А. Кипренский. Рис. 1813.

Михаил Петрович Ланской (1787—?) изображен в мундире лейб-гвардии Егерского полка. Витой эполет с ак­сельбантом на правом плече указыва­ет на звание генеральского адъютанта (в кампанию 1812 г. был адъютантом генерала от кавалерии графа Л. Л. Беннигсена). Портупей-юнке­ром принимал участие в кампании 1806—1807 гг., за отличие под Гейльс­бергом награжден «знаком отличия Военного ордена» (т. е. «солдатским Георгием») за номером 877, изображен­ным на портрете рядом с другой награ­дой — орденом св. Владимира 4-й сте­пени с бантом (т. е. за храбрость). Ланской изображен с усами, разре­шенными в 1813 г. только офицерам легкой кавалерии (гусарам, уланам, казакам). Home!

Портрет Е. И. Чаплица. О. А. Кипренский. Рис. 1812.

Шляхтич из древнего польского рода, Ефим Игнатьевич Чаплиц (1768—1825) в 1783 г. в чине секунд-майора пере­шел на русскую службу, где просла­вился как бесстрашный кавалерий­ский офицер. Первый орден — Влади­мира 4-й степени с бантом получил по представлению Суворова за Измаил. В 1796 г. ему было поручено привезти в столицу ключи от г. Баку (что было своего рода знаком отличия). Коман­дуя передовым отрядом в авангарде Багратиона, отличился под Шенграбе­ном, прикрывал отход армии после Аустерлица. В 1812 г. начальник аван­гарда 3-й армии, взял в ноябре Виль­но. Впоследствии служил в армии Царства Польского. Бесстрашный на поле боя, в застольной беседе Чаплиц, по выражению князя П. А. Вяземско­го, «мямлил и тянул слова», что да­вало повод к дружеским шуткам. Чаплиц изображен в парадном обще­генеральском мундире, с набором ор­денов, свидетельствующим, что он был портретирован Кипренским до начала войны (звезда ордена св. Анны 1-й степени, кресты орденов св. Геор­гия и св. Владимира 3-й степени и крест прусского ордена Красного Ор­ла). Home!

Портрет А. П. Ланского.

О. А. Кипренский. Рис. 1813.

Алексей Петрович Ланской (1789— 1859), младший брат Михаила, пред­стает на портрете Кипренского щего­лем-гвардейцем: уголки белого ворот­ничка, не по форме выпущенные из-под черного офицерского галстука, завитые «гусарские» локоны у висков, тонкие усики, наброшенная на одно плечо шинель. Изысканность приче­ски и живописность лейб-егерского мундира с аксельбантом (в 1812 г. — адъютант командующего кавалерией 2-й армии князя Д. В. Голицына) со­четаются с вызывавшим уважение на­бором наград двадцатичетырехлетне­го обер-офицера: крест ордена св. Ан­ны 2-й степени на шее, знак отличия Военного ордена (номер 876) за кампа­нию 1806—1807 гг. и орден св. Влади­мира 4-й степени с бантом. Home!

Портрет графа Ф. В. Ростоп­чина.

О. А. Кипренский. X., м. 1809.

Федор Васильевич Ростопчин (1763— 1826, граф с 1799) изображен Кипрен­ским в момент паузы в его бурной карьере, между возвышением его по­сле воцарения Павла I и его «звезд­ным часом» в бытность «главнокоман­дующим в Москве» в 1812 г. Ростоп­чин, находившийся в то время в от­ставке, изображен в штатском платье. 1809 г. — время, когда он занимал ак­тивно галлофобскую позицию, выпу­стив в 1807 г. политический памфлет «Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андре­евича Богатырева» (московское изда­ние книги разошлось в неслыханном для начала XIX в. количестве — 7 ты­сяч экземпляров). По свидетельству лично знакомого с ним князя П. А. Вяземского, Ростопчин «французов ненавидел и ругал на чисто француз­ском языке»; галлофобия графа до­стигла пика б 1812 г., когда он уста­новил «нужную вазу» в отхожем ме­сте своего московского дома на бюст Наполеона. Home!

Портрет П. А. Оленина.

О. А. Кипренский. Рис. 1813.

Петр Алексеевич Оленин (1793—1868), сын президента Императорской Ака­демии художеств, директора Публич­ной библиотеки и статс-секретаря А. Н. Оленина, в момент создания Кипренским портрета находился в Петербурге в отпуске по ранению (он был ранен в голову в Бородинском бою, а его брат Николай — убит). Поз­днее, вернувшись в действующую ар­мию, Оленин вошел в Париж адъю­тантом начальника генерального шта­ба князя П. М. Волконского. Home!

Встреча Наполеона и Алексан­дра I 25 июня 1807 г. на Не­мане.

Гравюра акватинтой. 1807.

Слева в лодке у плота свита Алексан­дра I: великий князь Константин, брат императора, в белом конногвардей­ском мундире с каской в правой руке, генерал Беннигсен, генерал Уваров, князь Лобанов. Слева свита Наполео­на: Дюрок, Бессьер, Коленкур. Home!

Наполеон показывает гвардии портрет сына (накануне Боро­динского сражения).

X. Делиус по рис. Хагнера. Гравюра. Home!

«Вид сражения при селе Боро­дине 26 августа 1812 года на левом крыле Российско-Импе­раторской армии у деревни Семеновка».

Неизвестный литограф по рис. Ж. Жерена. 1818. Литогр.

По свидетельству Ф. Н. Глинки, уча­стника сражения и автора коммента­рия к этой литографии, показаны «ок­ружающие солдаты и офицеры... точно те, которые в самом деле в ту минуту» находились рядом с раненым Багратионом: полковник Бергман, не­известный гренадер, адъютанты Багратиона, генерал Сен-При. Глинка подчеркивает, что участники эпизода «изображены с верностию портретов». Слева двигаются в сражение колонны лейб-гвардии Измайловского и Ли­товского полков, которые направляют в бой генерал-квартирмейстер армии Толь и флигель-адъютант Сипягин. Home!


Наши рекомендации