Методика формирования потребностно-мотивационной сферы.
78.Структура и содержание физкультурных знаний
Необходимость включения знаний в учебный предмет «Физическая культура и здоровье» очевидна. Поэтому интеллектуальный компонент учебного предмета должен быть представлен во всех трех его сторонах. В содержательной стороне — это темы теоретического раздела программы «Уроки знаний». В процессуальной стороне — педагогический процесс обучения знаниям. В результирующей стороне продукты этого процесса — усвоенные знания и сформированная на их основе психологическая, методическая и техническая подготовленность к их использованию в процессе обучения в школе и в здоровом физически активном образе жизни.
Приоритетным направлением реформирования современной школы является создание условий для становления образованной, творческой, хорошо адаптированной личности, способной полноценно взаимодействовать с обществом, ставить рациональные цели и успешно достигать их. Но без знаний, формируемых в процессе изучения учебных предметов, опыта их практического использования и трансформации в убеждения становление такой личности может затянуться на долгие годы и не состояться в конечном итоге. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» не является исключением.
Обучение знаниям на уроках физической культуры и здоровья направлено на усвоение понятий, формирование установки на занятия физкультурой, ценностных физкультурных ориентации, мотивов и норм физкультурной деятельности. У детей необходимо сформировать правильное представление о физическом воспитании, его значении для здоровья, учебы, хорошего настроения. Учащиеся должны усвоить правила безопасного поведения, требования к одежде на уроках в различные времена года. В соответствии с программой дети знакомятся с гигиеническими нормами и требованиями, простейшими правилами самостоятельных занятий, самоконтроля, учатся и привыкают их выполнять. Учащиеся должны научиться выполнять простейшие комплексы физических упражнений. Им необходимо знать о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека и преимуществах детей, которым удалось избежать такого воздействия. На уроках физической культуры и здоровья учащиеся изучают правила подвижных игр, в которые смогут самостоятельно играть во дворе.
Одним из источников знания является процесс обучения физическим упражнениям и способам деятельности. Обучение движению представляет собой творческий синтез интеллектуальной и двигательной деятельности, связанной с формированием его образа, анализом выполняемого движения, исправлением допущенных ошибок. Результатом такой предметно-познавательной двигательной деятельности, анализа изучаемого движения являются возникающие при обучении знания о движении. Эти знания, которые формируются самим учащимся в процессе активного освоения двигательного действия с помощью учителя.
80. тесты, используемые для оценки уровня развития силовых способностей
Силовые возможности оцениваются 2 способами 1)с помощью измерительных устройст-динамометров, динамографов, 2)с помощью специальых контрольных упр-й тестов на силу.
Современные приборы позволяют измериять силу практически всех гупп мышц
В практике используется специальные контрольные тесты. Их выполнение не требует дорогостоящего инвентаря. Для определения максимальной силы используют простые по технике упражнения, жим штанги приседания со штангой.
Для определения уровня развития скоростно силовых способностей и силовой выносливости используются следующие упр-я. Прыжки через скаклку, подтягивания, отжимания на брусьях, поднимание туловища, тройной прыжок с ноги на ногу, метание мяча.
Критериям оценки скоростно силовых способностей и силовой выносливости служат число число подтягиваний , отжиманий, дальность метания, прыжки и др.
81. тесты, используемые для оценки уровня развития скоростных способностей
Для оценки скоростных способностей делятся на 4 группы
1) Для оценки быстроты простой и сложной реакции
2) Для оценки скорости одиночного движения
3) Для оценки макс. Быстроты движений в разн. Суставах
4) Для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях бег на короткие дистанции.
Контр. Упр-я для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях когда заранее известен и тип сигнала и способ ответа. При измерении простой реакции можно использовать линейку 40 см. в соревнованиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и способ ответа неизвестны(игры единоборства) зарегистрировать реакцию в соревновательных условиях трудно. В лаборат уловиях испытуемому показывают слайды.
Упр.для оценки макс частоты движений в разн. Суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью степингтестов регистрируется число движений рук ног.
Для оценки скорости одиночных движений: время удара,передачи мяча, броска, определяют с помощью биомеханической аппаратуры
Для оценки скорости проявляемых в целостных двигательных действиях:
Бег на 30, 50, 60, 100 метров на скорость преодоления дистанции с низкого или высокого старта. Измерение времени вручную или фотофиниш электроника.
82. тесты, используемые для оценки уровня развития разных видо выносливости
Одним из основных является время в течении которого человек способен поддерживать заданную интесивность деятельности. Бывабт прямой и косвенный способы измерения выносливости.
При прямом надо выполнить какое либо задание с заданной интенсивностью сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания.
Но в основном применяется косвенный способ, когда выносливость оперделяется по времени преодоления кокой либо дистанции(длинной)
В спорте выносливость измеряется с помощью др.тестов: спецефических и неспецифическим.
К неспецефическим тестам относят бег на дорожке , велотренажер, стпе тест.
Во время теста измеряются все показатели как эргометрические таки физиологические.
Специфическими считают такие тесты структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью спецефических тестов определяют выносливость при определенной деятельности.
83. тесты, используемые для оценки уровня развития гибкости
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений.Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах. Аппаратурными явл.: механический, механоэлектрический, оптический, рентгенографический.
Наиболее доступным и распространенным методом с помощью механического гониометра.
Плечевой сустав: взявшись за концы гимнастической палки выполнить выкрут прямых рук назад. Чем меньше расстояние между кистями рук тем выше гибкость.
Позвоночный столб: степень наклона туловища вперед. Стоя на лавочке либо сидя наклониться в перед не сгиная коленей. Оценивается с помощью линейки или ленты. Мостик измеряют расстояние от пяток до кончиков пальцев.
В тазобедренном суставе: Как можно шире развести ноги в стороны и вперед назад с опорой на руки. Чем меньше расстояния до пола тем гибче.
В коленных суставах: выполнить приседания с вытянутыми вперед руками.
Полное приседание.
84. тесты, используемые для оценки уровня двигательно-координационных способностей.
Из-за множества видов двигательно координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному критерию. Поэтому в ФВ и С используют различные показатели:
Время затраченное на освоение нового движения или комбинации, чем меньше тем лучше координация.
Время для перестройки двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией
Координационная сложность выполняемых двигательных заданий или их компелксы. В качестве тестов рекомендуется применять упражнения с ассеметричным согласованием движений руками, ногами, туловицем, голово и др.
Точность действия по основным характеристикам техники
Сохранение устойчивости при нарушении равновесия.
Стабильность выполнения сложно-координационного двигательного задания
Упражнения для определения координации: бег змейка, челночный бег,метание мяча в цель с раздичного расстояния.