Развитие личности школьника в процессе физического воспитания

Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения и особенно детей. Как непременная составная часть общей системы коммунистического воспитания, физическое воспитание обеспечивает нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование здорового образа жизни, расширение границ творческого долголетия, подготовку к труду и защите социалистической Родины. Выполняя свои специфические функции, физическое воспитание объективно связано с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и гигиеническим воспитанием. Переход школы на новое содержание образования, возрастание объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности обуславливают все более высокие требования, предъявляемые к организму детей. Занятия физической культурой повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность, и др. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов. Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Физическая культура и спорт занимают большое место в режиме учения, труда и отдыха учащихся.Расширяя диапазон творческих возможностей человека, физическая культура создает предпосылки для подготовки школьников к высокопроизводительному труду. В основе трудовой и двигательной деятельности лежат движения разного рода. Именно это сближает по своим основным задачам и механизмам физическое и трудовое воспитание. Совершенствование двигательного аппарата обеспечивает быстроту и точность освоения трудовых действий, владение темпом, ритмом, амплитудой движения, величиной и моментом приложения усилия. Двигательный опыт, приобретаемый в процессе физических упражнений, повышает общую выносливость, физическую и психологическую готовность к труду.

10.Психофизиологическое особенности младшего школьного возраста

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой).

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

11.Формирование коллектива и воспитание в нем школьников на занятиях физической культурой.Организации и действенному функционированию общественного ученического коллектива Макаренко предовал весьма важное пед значение. Однако он отмечал, что непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход апосредствуется входящими в общешкольный коллектив. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, постоянно объединяющие учащихся в совместной учебной и внеклассной работе. В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления—ученический комитет в школе, старосты классов. В последние годы под влиянием социологии отдельные педагоги-психологи стали выделять в коллективах так называемые малые группы, в которых отношение учащихся основывается не на общности общественно политических устремлений, а на личных симпатиях и антипатиях и узкогрупповых интересах. Причем в отдельных работах существования этих малых групп на столько фетишизировалось, что они стали противопоставлятся самому коллективу. В педагогику начали проникать и распространятся понятия: формальный и неформальный коллектив, формальный и неформальный лидер коллектива и т.д. формальный коллектив—это якобы официальное объединение уч-ся, формальный лидер—это такое официально уполномоченное лицо, влияние которого не всегда является реальным, поскольку его лидерство не признается учащимися фактически. Противоположность этому якобы функционирует так называемый неформальный то есть фактически существующий коллектив и лидер. Основные средства и методические основы организации и воспитания ученического коллектива в школе: а)в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно политическая и культурно-массовая деятельность уч-ся; б)в процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива. Основы этой методики сост: умелое предъявление требований уч-ся, воспитание ученического актива; организация перспектив в учебной, трудовой и общественно-политической деятельности, формирование здорового общественного мнения, создание и развитие положительных традиций коллективной жизни. Воспитание ученического актива.



Наши рекомендации