Психофизические особенности учащихся старшего школьного возраста.
Психофизические особенности учащихся старшего школьного возраста.
Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен с одной стороны положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность. Перед ним ставятся более сложные задачи с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан бесприкословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и по руководству часто переростает в мелочную опеку. Внутренняя позиция старшеклассника, по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, процессу обучения знанием, к учителям, к соученикам. Младшие школьники и подростки еще не различают этих моментов, они просто любят или не любят школу. Установки старшеклассника гораздо более дифференцированы. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным вырастанием из школы. Учение—это ведущая деятельность старшеклассника. Но мативы учения с возрастом меняются. 1-2 класс ребенок еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку, за которой для него стоит определенное отношение учителя. В 3-7 классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика. Для старшеклассников все это уже менее существенно. Учеба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности но далеко не у всех. Круг интересов и общение старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая только частью, хотя и важной частью, его жизненного мира. В средних классах школьников, главные интересы и общение которых сосредоточены вне школы сравнительно не много и такие факты обычно воспринимаются как тревожный сигнал. В 9-10 классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник еще принадлежит школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит свое поведение, все чаще находится вне школы. В старшей школе, педагогический коллектив которой оприрается на самодеятельность учащихся, поощрая и развивая их общественную инициативу и активность, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогощают школьную жизнь. Там, где этого нет, матив разграничения и противопоставления школы и настоящей, взрослой жизни звучит очень сильно. Каким бы умным и зрелым ты нибыл сам по себе, - пишет юноша, - пока ты еще учишся в школе к тебе относятся как к ребенку не только родители, для них это наверно естественно, но и все окружающие тебя люди.
Физическая культура как органическая часть культуры общества и личности. Формирование физической культуры личности.
Физическая культура –органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Физическая культура личности –Часть культуры, усвоенная человеком, органическое единство потребности в физических или спортивных занятиях, необходимых для удовлетворения знаний, умений, навыков, активной физкультурной или спортивной деятельности, направленное на физическое и связанное с ней духовное совершенствование, профессионально-прикладную физическую подготовку, укрепление здоровья, повышение физической и умственной работоспособности, психофизическую реабилитацию и рекреацию в процессе деятельности [3].
П. Ф. Лесгафт (1837-1909).
С 1861г, окончив медико-хирургическую академию, начал разрабатывать основы теории развития человеческого организма.
1874 – статья по вопросам гимнастики (говорилось об основах естественной гимнастики, главным образом с точки зрения влияния ее на организм).
1875 – уезжает в Европу
1876 – «Отношение анатомии к ФВ и главная задача физического образования в школе».
1876 – ввел понятие «физическое образование», подчеркивая познавательный характер ФВ.
Его труды, написанные в последние годы:
1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста
2. Основы теоретической анатомии
3. Семейное воспитание
Начиная с 1874 руководил физическим воспитание учащихся военно-учебных заведений.
1894 – первым предложил открыть курсы, где мужчины и женщины занимались бы вместе.
1905 – Временные курсы были переименованы в «Вольную школу» (была популярна среди молодежи, но в 1907 закрыта правительством).
Создал свою систему ФВ: основные положения теории ФВ:
1. Умственное и физическое образование должно способствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на благо общества.
2. Важная задача Ф. образования – выработать умение сознательно воспринимать получаемый от упражнений результат, т.е. анализаторов.
3. Гармоническое развитие – правильное сочетание умственной и физической сил человека., их непрерывная связь.
4. Постепенное последовательное напряжение в упражнении с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
5. Правильное физическое развитие – только с помощью научно обоснованной системы Ф. образования.
6. Система Ф.образования – должна состоять из небольшого количества естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания, игры и т.д.).
Отрицал полезность соревнований и упражнений на гимнастических снарядах для детей, недооценивал значимость показа. Критиковал другие системы ФВ.
Экспериментальные методы
Эксперимент – метод научного исследования, в котором явления и условия, интересующие исследователя, прямо или косвенно находятся под его воздействием и контролем. Возможность создания условий, необходимых исследователю, устранения побочных – все это определяет незаменимую ценность данного метода. Условия, в которых проходит эксперимент, нередко более или менее отличаются от типичных условий процесса физического воспитания. Связано это со стремлением устранить влияние многочисленных сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к предмету исследования. В зависимости от степени изменения типичных условий в практике физического воспитания принято различать естественный, модельный и лабораторный эксперименты.
Основные понятия системы физического воспитания.
К основным понятиям ТФВ относятся следующие: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «система физического воспитания».
Физическая культура. Это часть общей культуры, совокупность духовных и материальных ценностей, направленных на физическое совершенствование человека.
Физическое воспитание.Это педагогический процесс, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Спорт.Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
Физическая рекреация. Отдых человека с помощью средств ФК.
Физическая реабилитация. Восстановление поврежденных функций с помощью средств ФК.
Физическое образование. Процесс и результат деятельности, направленный на формирование знаний, двигательных умений и навыков, а также способы их самостоятельного усвоения и использования в жизнедеятельности.
Физическая подготовка. Педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств. ОФП направлена на повышение уровня ФР, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. СФП – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом ФП является физическая подготовленность (результат ФП), отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках.
Физическое развитие. Это процесс изменения морфофункциональных свойств организма в течение жизни.
ФР характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения.
2. Показатели (критерии) здоровья.
3. Показатели развития физических качеств.
ФР в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс ФР подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс ФР человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс ФР подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека.
Большое значение для управления ФР в процессе ФВ имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности.
Выбирая ФУ и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое.
Физическое совершенство. Оптимальная мера гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.
Система физического воспитания.Исторически обусловленный тип социальной практики ФВ, отражающий целесообразную упорядоченную совокупность исходных основ и форм организации ФВ, обеспечивающих физическое совершенствование людей формирование ЗОЖ.
Направления в физическом воспитании: общее физическое воспитание, физическое воспитание с профессиональной направленностью, физическое воспитание со спортивной направленностью, физическое воспитание с оздоровительной направленность.
Общее ФВ
В системе образования и воспитания оно обеспечивает базовый минимум всесторонней физической. подготовленности. Основной фонд двигательных умений навыков, доступный каждому, разносторонний уровень развития физ. способностей. ФК предусматривает государ. формы организации, руководство им, управление - это сястемат. обязат. заняли ФУпр. Занятия проводят по госпрограмме, в отведенные для этого часы, в соответствия с расписанием и графиком под руководством специалистов. Цель: оптимизация развития чел-ка, совершенств. Ф качеств, в единстве с воспит. дух. и нрава в. качеств, подготовка к трудовой и др. видам деят. Задачи; развит, ф. качеств, укрепление, сохранение здоровья + закаливание, совершенств, телосложения и гармонии развитие фкзиологических ф-ий.
2.фв с профессиональной направленностью. Проф.-приклад. Ф. подгот-ка - специализированный. вид ФВ, осуществленный в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии. Цель -направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные. требования конкретная. Задача - выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных. умений. и навыков.
3.фв со спорт напрвавл.Спорт, подготовка - цсленаправл использование совокупности факторов: физ.трснировки. условий жизни, кот. обеспеч. готовность спортсмена к достижениям. Спорт, тренир. - подготовка спортсмена системно построенная на почве методов ФУ.
Спорт, подгот
спорт, тренировка условие жизни
физич. тактам технич. теоретик, психология.
Цель сп. тренир. досткж. высш. спорт, рез-тов.
Задачи учить технике и тактике выбран, вида спорта; развивать комплекс физ. качеств; воспит. личность спортсмена, формир. спорт, хар-ра; развить Интеллект, спорт.: сохр. здоровье спортсмена: содействовать всесторонним физ. и дух развитию спортсмена.
Требования к уроку.
1. Четкость постановки целей и задач. 2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. 3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. 4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. 5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. 6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. 7. Обеспечение травмобезопасности урока. 8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.
Внешкольная работа по фв.
В нашей стране функционир-т широкая сеть внешходьн. уч-режд-й разд. типа, призывающая заниматься развитием ФКиС среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внсклассн. спортижн. веспит.-озодронл. культурно-оздоров. учреждения включают в себя разнообр. формы организации ФВ детей шк. возраста:
1) систсмат. занятия избранным видом спорта в ДЮСШ млн СпецДЮШ олимпийского резерва;
2) занятия Ф-озд. лагерях
3) ФК мероор-я в летних зимних оздор. лагерях. Осн. задачи: а) орг-я активного отдыха; б) физоодгот. школьн: в) укреплен, их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, лыжам, туризму н спортон. совершенствованию уч-ся в разл. видах спорта. Осн. формы н содержание работы: утрен. гимн., физкулът- озоро-вит. мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры; занятия в общелагерных секших; ежедн. занятия плаванием; спорт, соревнования; спортакнады.
4) разнообр. ф-озд, меропр-я в парках культуры, на детских площадках, лыжнфх базах, лодочных станциях и др. местах массового отдыха.
5) занятия спорт., развлечения и соревнования по месту жительства или фкзк-спорт. клубах
6) учебио-тренир. и массово-оздоров. занятия в турлагерях (турбазах). Разнообразие форм организации ФВ создают условия для более полного удовлетворения индив. ФК и спорт, интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов ф. культуры и спорт, занятий, проводящих во внешкольных спорт, и культ-озд, учреждениях.
ФВ в семье:
К наиболее распростр. формам ФВ в семье относят:
1) утр. гигиен, гимнаст.; 2) физкульминутки во время вылолн. дом задан.; 3) индивид, задания (аэробика, шейпинг, силов. гимнаст); 4) активн. отдых на свежем воздухе (велосип. прог., купание, лыжи, коньки); 5) участ. в соревн. и конкурсах вместе с родителями (мам, папа и я - спорт, семья); 6) сем. походы; 7) закаливание
Занятия в семье требуют от родителей опред. знаний, опыта, терпения, непосредств участия. Родит, должны проводить беседы на тему здоров, образа жизни, приобщаться к систематич. занятиям, следить за здоровьем.
Структура спорт.тренировки
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон отдельных звеньев), их закономерноеотношение друг с другом общую последовательность.Структура тренировки характеризуется, в частности:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практихе спорта принято выделятъ четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олмпийским играм. Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко-квалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), [на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов трехцикловое) В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них. В соревновательном периоде проводится непосредственная подготовка к соревнованиям. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.Построение тренировочного процесса на основе мсзоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.Втягивающие мезоциклы.Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Предсоревновательные {подводящие) мезоциклыпредназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований.— это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла являются: В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Базовые микроциклы(общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решений главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки.Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними.
52.спортивная селекция и ориентация в системе спортивной подготовки.
Спортивный отбор –Это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта)Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом
Класификация видов спорта
Спорт- собственная соревновательная деятельность, специальную подготовку к ней, а так же специфические отношения, нормы и достжения в сфере деятельности.
Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространения множества отдельных видов спорта (насчитывается более 200). Каждый из них характеризуется своим предметом состязаний, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований.
Все виды спорта можно классифицировать на 6 групп:
1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта
2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления
3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
5-я группа — виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.)
Психофизические особенности учащихся старшего школьного возраста.
Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен с одной стороны положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность. Перед ним ставятся более сложные задачи с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан бесприкословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и по руководству часто переростает в мелочную опеку. Внутренняя позиция старшеклассника, по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, процессу обучения знанием, к учителям, к соученикам. Младшие школьники и подростки еще не различают этих моментов, они просто любят или не любят школу. Установки старшеклассника гораздо более дифференцированы. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным вырастанием из школы. Учение—это ведущая деятельность старшеклассника. Но мативы учения с возрастом меняются. 1-2 класс ребенок еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку, за которой для него стоит определенное отношение учителя. В 3-7 классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика. Для старшеклассников все это уже менее существенно. Учеба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности но далеко не у всех. Круг интересов и общение старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая только частью, хотя и важной частью, его жизненного мира. В средних классах школьников, главные интересы и общение которых сосредоточены вне школы сравнительно не много и такие факты обычно воспринимаются как тревожный сигнал. В 9-10 классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник еще принадлежит школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит свое поведение, все чаще находится вне школы. В старшей школе, педагогический коллектив которой оприрается на самодеятельность учащихся, поощрая и развивая их общественную инициативу и активность, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогощают школьную жизнь. Там, где этого нет, матив разграничения и противопоставления школы и настоящей, взрослой жизни звучит очень сильно. Каким бы умным и зрелым ты нибыл сам по себе, - пишет юноша, - пока ты еще учишся в школе к тебе относятся как к ребенку не только родители, для них это наверно естественно, но и все окружающие тебя люди.