Плотности урока физической культуры

Плотность урока физической культуры – понятие педагогическое. Под плотностью понимают степень рационального использования учебного времени на занятии в целом – общая плотность и двигательная деятельность учащихся – моторная плотность. Показатели плотности вычисляются в процентах. Для определения плотности проводят хронометрирование следующих видов деятельности учащегося на протяжении всего урока:

1. Выполнение упражнений – определяется время выполнения учащимся всех физических упражнений.

2. Осмысливание – определяется время, затраченное на все объяснения, исправления ошибок, показ. Команды, указания, занимающие менее 5 секунд, не фиксируются.

3. Отдых, ожидание – определяется время, затраченное на ожидание учеником очередного выполнения задания, кратковременный отдых.

4. Вспомогательные действия – определяется время, затраченное на перестроения, подготовку мест занятий, уборку оборудования.

5. Простой - определяется время, потраченное не рационально, т.е. время в течение которого ученики не заняты осмысливанием, выполнением, отдыхом, вспомогательными действиями. К простою можно отнести опоздание класса на урок, поиски инвентаря и.т.д.

Для наблюдения выбирается 1 ученик. Точный учет времени деятельности учащегося на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается хронометристом со звонком и останавливается после организованного выхода школьников из зала. Временные показатели наблюдений фиксируются в соответствующих графах протокола учета данных хронометража.

При хронометрировании урока непосредственно на месте заполняются только графы 1,2,3. В первой графе определяются части урока с подчеркиванием точных границ времени их начала и окончания. Во второй графе фиксируются содержание и виды деятельности учащегося: слушание, выполнение, уборка оборудования, ожидание и.т.д. В третьей графе отмечаются показания секундомера т.е. время окончания предыдущего упражнения или вида деятельности. Началом урока является построение класса. После окончания наблюдения производится обработка протокола. Против каждого показания секундомера в соответствующие графы разносится время отдельных компонентов урока.

Вычисления осуществляются путем определения разности времени показаний секундомера, зафиксировавшего окончание предыдущей деятельности и показаний секундомера, отмечающего окончание настоящей деятельности. Затем по вертикали суммируется время каждого вида деятельности.

М.П.= Т (ф.у.) * 100% О.П.=Т (урока) – Т (простоя)*100%

Т (урока) Т (урока)

ПРОТОКОЛ

Хронометрирования урока физической культуры

Ф.И.О. учителя (практиканта) ______________________________________________

Ф.И. наблюдаемого________________________________________________________

Дата проведения__________________________________________________________

Задачи урока:_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Часть урока Содержание и виды деятельности Текущее время Наблюдаемые компоненты урока
Осмысливание Выполнение Отдых Вспом. действия Простой
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
  ИТОГО            
  М.П.=            
  О.П.=            
                 

Результаты исследования________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по уроку___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за исследование____________________

Подпись учителя ФК, группового руководителя

Исследование познавательных интересов учащихся на уроке

Физической культуры

Необходимым условием успешной организации педагогической деятельности и успешного обучения школьников является понимание и учет мотивов обучения. Одним из наиболее значимых мотивов учения является познавательный интерес. Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания. В условиях обучения познавательный интерес проявляется в расположении школьников к учению и вполне доступен для наблюдения. Предлагается осуществить его наблюдение по поведенческим реакциям школьника. Предлагаем оценивать уровень познавательного интереса, исходя из шкалы в 5 баллов. Фиксируя одновременно характер заданий учителя и поведенческие реакции учащегося при их выполнении, можно определить, насколько актуален и интересен учебный материал для наблюдаемого ученика. Для наблюдений выбирается ученик с положительным отношением к физической культуре. Результаты наблюдений фиксируются в заранее подготовленный протокол наблюдений поведенческих реакций, в котором последовательно записываются текущее время, задание учителя, характер поведенческой реакции и определение ее уровня по классификации познавательного интереса. Частота фиксации поведенческих реакций определяется сменой заданий и выраженными изменениями в поведении ученика.

КЛАССИФИКАЦИЯ

поведенческих реакций для определения познавательного интереса

Уровни познавательного интереса Характеристика поведенческой реакции учащегося
Состояние нетерпения, возбуждения. Блеск в глазах. Физический и эмоциональный подъем. Чувство удовольствия. Быстро принимается за дело. Двигательная деятельность может осуществляться даже во вред дисциплине.
Полная заинтересованность и удовлетворенность. Сосредоточенность и небольшое возбуждение. Повышенная двигательная и эмоциональная активность при наличии дисциплины. Разумная инициатива. Желание узнать.
Достаточная заинтересованность и удовлетворенность. Спокойствие и равномерность. Достаточное желание работать. Мало инициативы. Дисциплина удовлетворительная. Некоторая эмоциональная сдержанность.
Нежелание заниматься. Интерес и удовлетворенность носят эпизодический характер. Пассивность т равнодушие к происходящему на уроке. Отвлекается, смотрит по сторонам. Полное отсутствие инициативы. Эмоциональный спад. Возможны нарушения дисциплины.
Полное безразличие к происходящему, скучающий вид и отсутствующий взгляд. Тягостное состояние, сонливость, зевота. Занимается посторонними делами. Частое нарушение дисциплины. Двигательная активность носит разнонаправленный характер. Возникновение состояния крайнего неудовлетворения собой и обиды.

ПРОТОКОЛ

Наши рекомендации