Специальности 190401 Эксплуатация железных дорог

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой ____________________

Протокол № ____

«____» сентября 2013

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по учебной дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ

для студентов очной формы обучения

Специальности 190401 Эксплуатация железных дорог

Профиль «Магистральный транспорт»

1. Определение культуры.

2. Функции культуры.

3. Типологии культуры.

4. Структура культуры.

5. Соотношение массовой и элитарной культуры.

6. Культурология как интерактивное знание. Круг проблем культурологии.

7. Эволюция понятия «культура» в историческом развитии человечества.

8. Основные методы культурологических исследований (философский, социологический, психологический).

9. Обычаи, нормы, ценности, знание как содержательные элементы культуры.

10. Культура как «живой организм» в концепции О. Шпенглера.

11. Теория культуры Х. Ортеги-и-Гассета.

12. Игровая теория культуры в исследованиях Й. Хейзинги и Г. Гессе.

13. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

14. Миф как первоначальная форма культуры. Точки зрения по проблеме сущности мифа (Б. Малиновский, Дж. Фрезер и др.).

15. Культура первобытной эпохи.

16. Культура Древнего Востока (Индия, Китай).

17. Культура Древнего Египта.

18. Античная культура.

19. Русская культура.

20. Культура Средневековой Европы. Культура эпохи Возрождения.

21. Европейская культура Нового и Новейшего времени.

22. Религия в системе культуры.

23. Ранние формы религии.

24. Национально-государственные религии.

25. Мировые религии.

26. Возникновение христианства. Сущность первоначального христианства.

27. Буддизм как мировая религия.

28. Ислам как мировая религия.

29. Искусство в системе культуры.

30. Классическое, массовое и авангардное искусство.

31. Искусство модернизма и постмодернизма.

32. Виды и жанры искусства.

33. Мораль в системе культуры.

34. Соотношение моральных и правовых норм.

35. Роль и социальные функции этикета.

36. Соотношение новаторского и традиционного в искусстве.

37. Восточные и западные типы культур.

38. Место и роль России в мировой культуре.

39. Культура и глобальные проблемы современности.

40. Культурные факторы формирования личности. Роль личности в развитии культуры.

41. Культура как фактор этнической и национальной интеграции.

Составил: к.и.н., доцент Аверенкова Н.В.

Челябинский институт путей сообщения - филиал УрГУПС

Приложение 2

  ПЕРЕЧЕНЬ контрольно-обучающих мероприятий на 2013/2014учебный год / II семестр факультет высшего профессионального образования дневное обучение   Культурология


№ контр. срока Контрольно-обучающие мероприятия Кол. бал. экз. Общ. сум. бал. Ит. оц. (до 5 бал.)
   
недели 10 – 15 февраля 17 – 22 февраля 24 февраля – 01 марта 03 – 08 марта 10 - 15 марта 17 - 22 марта 24 - 29 марта 31 марта – 05 апреля 25-30 марта 01-06 апреля 07-12 апреля 14-19 апреля 21-26 апреля 28 апреля – 03 мая 05 – 10 мая 12-17 мая 19 – 24 мая 26 – 31 мая 02-07 июня 09 – 14 июня      
Пл. кол-во бал.     10/30         10/60       25/100    
  ЭД-133 ТПд-1033   УВ КР   УВ КР   УВ КР Т1   УВ   УВ КР   УВ Т2   УВ   УВ КР НИР      
     
 
Условные обозначения:    
           
           

КР – контрольная работа – 5 баллов

УВ – устное выступление на семинаре – 5 баллов

Т1, Т2 – тест –5 баллов

НИР – научно-исследовательская работа – 25 баллов

       
           

КР Контрольная работа 24 неделя 25 неделя Наличие принципиальных ошибок в ответах или отсутствие ответов на несколько вопросов, полное незнание терминологии. Наличие в ответах более двух принципиальных ошибок, поверхностный характер информации в ответе, несоответствие информации ответов постановке вопросов, неконкретность, двусмысленность ряда ответов на вопросы. Безукоризненные ответы на вопросы при наличии одного неправильного ответа или при отсутствии ответа на один вопрос, грубые неточности или ошибки в каком-то одном ответе, наличие одного двусмысленного или предельно обобщенного ответа на вопрос.            
Т 1 Тест 1 24 неделя 31 неделя Отношение суммы набранных баллов за правильные ответы к количеству тестовых заданий, выраженное в процентах, можно перевести в традиционную оценку.  
УВ Устное выступление В течение семестра В течение семестра Дополнение, уточнение Аргументированное изложение собственной точки зрения. Существенное дополнение к рассматриваемому вопросу.        
КР Контрольная работа 24 неделя 27, 29, 33, 39 недели Полный развернутый ответ на два вопроса. Умение аргументировать свое мнение. Изложение только лекционного материала без аргументации собственной позиции.          
Т 2 Тест 2   24 неделя 35 неделя Отношение суммы набранных баллов за правильные ответы к количеству тестовых заданий, выраженное в процентах, можно перевести в традиционную оценку.  
НИР Научно-исследовательская работа (доклад)   24 неделя 39 неделя Подготовка доклада в печатном виде с привлечением неизвестного информационного источника, поверхностный, неупорядоченный, бессистемный характер информации в докладе; постоянное чтение текста, выступление сбивчивое, монотонное; полное отсутствие внимания к докладу аудитории. Правильность основных положений доклада, наличие недостатка информации в докладе по целому ряду проблем; использование для подготовки доклада исключительно учебной литературы, неспособность ответить на несложные вопросы из аудитории и преподавателя, неумение воспроизвести основные положения доклада без письменного конспекта. Развернутость и глубина излагаемого в докладе материала, знакомство с основной научной литературой к докладу, письменная форма доклада, при выступлении частое обращение к тексту доклада, некоторые затруднения при ответе на вопросы (неспособность ответить на ряд вопросов из аудитории). Системность, обстоятельность и глубина излагаемого материала, знакомство с научной и научно-популярной литературой, рекомендованной к докладу преподавателем, письменная форма доклада (от руки); способность воспроизвести основные тезисы доклада без помощи конспекта, способность быстро и развернуто отвечать на вопросы преподавателя и аудитории, способность докладчика привлечь внимание аудитории.        
                 



Семинарское занятие №1 (2 часа)

Мораль и право в системе культуры

План:

1. Мораль и право как социокультурные регуляторы деятельности.

2. Историческое развитие нормативной регуляции в культуре от целостных образцов поведения (обрядов, обычаев, запретов, традиций) к сложным нормативно-ценностным системам – морали и праву.

3. Специфика нормативной социокультурной регуляции. Универсальные и специфические нормы, правила, образцы поведения. Социокультурные функции морали и права.

4. Право как феномен культуры. Традиционное и юридическое понимание права.

5. Структура правовой культуры: специализированный и обыденный уровни. Правовая социализация.

6. Общечеловеческое и конкретно-историческое содержание морали.

7. Основные понятия морали: добро и зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство.

Литература:

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М., 1988.

Ефимов В.Т. Введение в этосологию: нравы и ответственность. – М., 1993.

Козлачков В.И. Правовая культура // Морфология культуры. Структура и динамика. Уч. пособие для вузов. – М., 1994.

Кудрявцев В.Н., Казмирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.

Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2007.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1972

Задание для самостоятельной работы

1. Проведите сравнительный анализ профессиональной и корпоративной культуры. Выделите их сходство и отличие.

2. Существует мнение, что история свидетельствует о моральном падении по мере того, как люди овладевали наукой, совершали революционные изменения в технике. Логический смысл этого процесс выразил К. Маркс: «Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации». Жан-Жак Руссо однозначно считал что развитие науки и техники есть препятствие на пути совершенствования нравов и нравственности, и ратовал за отказ от науки ради спасения нравов во имя жизни человечества. М.А. Энгельгард в книге «Прогресс как эволюция жестокости» (1899) рассматривает историческое развитие нравственности как эволюцию жестокости, подлости и морального разложения.

В современной литературе можно найти немало работ, где говорится о том, что происходит оскудение культуры под напором коммерциализации, торгашества, низменных инстинктов, нравов преступного мира. Согласны ли вы с логикой культурной динамики? Аргументируйте свой ответ.

Семинарское занятие №2 (2 часа)

Искусство как феномен культуры

План:

1. Феномен искусства и теории возникновения искусства.

2. Структура искусства. Виды и жанры искусства.

3. Особенности первобытного искусства.

4. Многообразие социокультурных смыслов искусства.

5. Реалистическое и условное искусство как способы образного отображения мира.

6. Искусство и массовая культура. Проблема дегуманизации искусства.

7. Динамика художественной культуры.

8. Модернизм и постмодернизм в искусстве.

9. Искусство в современном мире. Значимость искусства в информационном обществе.

Литература:

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

Искусство в системе культуры. – Л., 1987.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.

Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. №7.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология»

Основная литература

Драч Г.В., Штомпель О.М.,Штемпель Л.А., Королев В.К. Культурология, Питер,2010, 384с.

Культурология. Под. ред. Багдасарьян Н.Г., Высшее образование,2007, 495с

Культурология. Под. ред. Радугина А.А., Изд. Библиотека, 2007, 304с.

Культурология. Учебное пособие. Под ред. Н.Н.Фоминой. СПб: СПбГУ ИТМО, 2008, 483с.

Дополнительная литература

Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: Гардика, 2004, 556с.

Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. Учебное пособие. М.:Форум,2010, 480с.

Зубов А.Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО, 2006, 436с.

Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций. М.: МИЭМП,2008,104с

История культуры. Конспект лекций. Дорохова М.А.,2008,128 с.

История мировой культуры (мировых цивилизаций). М., Феникс, 2002, 544с.

Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. Питер,2005, 463с.

Самосознание европейской культуры XX века, 1991, 366с.

Теория культуры. СПбГУ, 2008, 185с.

Хрестоматия по истории мировой культуры. Гриненко Г.В. Высшее образование, 2005, 944с.

К.и.н, доцент Н.В. Аверенкова

Методические рекомендации по выполнению реферата

Диапазон студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся доклады, рефераты, творческие задания, контрольные работы и т.д. Тематика их должна быть актуальной, содержание – отвечающим современным требованиям науки. Подготовка этих работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы, а также имеющегося в этой области практического опыта.

Все учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы являются зачетными и к ним предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.

Реферат – самостоятельное, творческое исследование. Структурно реферативная работа должна выглядеть следующим образом:

- титульный лист;

- план реферативной работы (оглавление);

- текст реферативной работы, состоящий из введения, основной части (главы и параграфы) и заключения;

- список использованной литературы.

Рекомендуемый объем реферата - 15-20 страниц машинописного текста.

Академическая структура реферата:

Содержание.

Введение.

Глава 1.

1.1.

1.2.

Глава 2.

2.1.

2.2.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Название работы, глав и подглав не должны быть громоздкими и не должны совпадать, а также повторять формулировку названия реферативной работы.

Работа над рефератом начинается с составления плана. Продуманность и логичность плана – основа успешной и творческой работы над проблемой.

Во введенииавтор обосновывает выбор темы, ее актуальность, место в существующей проблематике, степень ее разработанности и освещенности в литературе, определяются цели и задачи исследования. Желателен сжатый обзор научной литературы. Как правило, объем введения колеблется в пределах 1,5-2 страниц.

В основной частивыделяют 2-3 вопроса рассматриваемой проблемы (главы, параграфы), в которых формулируются ключевые положения темы. В них автор развернуто излагает анализ проблемы, доказывает выдвинутые положения. При необходимости главы, параграфы должны заканчиваться логическими выводами, подводящими итоги соответствующего этапа исследования. Желательно, чтобы главы не отличались сильно по объему.

Приступать к написанию реферата лучше после изучения основной литературы, вдумчивого осмысления принципов решения проблемы, противоположных подходов к ее рассмотрению. Основное содержание реферата излагается по вопросам плана последовательно, доказательно, аргументировано, что является основным достоинством самостоятельной работы.

В заключенииподводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты, делаются выводы по реферативной работе, рекомендации по применению результатов.

В оглавлении введению и заключению не присваивается порядковый номер. Нумеруются лишь главы и параграфы основной части работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА

Объем работы – не более 15-20 страниц печатного и 25 страниц рукописного (разборчивым почерком) текста.

Реферат представляется на одной стороне бумаги формата А4 размером 210x297 мм в одном цвете.

Параметры страницы. Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм. Межстрочный интервал – полуторный. Заголовки разделов, глав, параграфов должны отделяться от текста интервалами. Заголовок раздела – шрифт Times New Roman 14 ПРОПИСНЫМИ буквами. Обязательно соблюдение красной строки в начале абзаца, отступ абзаца равен 1, 25 см. Выравнивание текста по ширине страницы.

Все страницы работы, включая список использованной литературы, оглавление и приложение (если имеется) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе не проставляется номер страницы, на следующей странице (оглавление) ставится номер 2 и т.д. по порядку арабскими цифрами в верхней части листа по центру. Оформление плана реферата – в приложении 2.

Реферативная работа должна быть скреплена или прошнурована, подшита в папку-скоросшиватель, либо сброшуровна.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Челябинский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВПО

«Уральский государственный университет путей сообщения»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВВ.

Проверил преподаватель: Выполнил:

к.и.н, доцент И.И. Иванов студент гр. Мт - 121

Смирнов А.О.

Челябинск

Приложение 2

Образец оформления оглавления

Оглавление

Введение 3

1.Февральская революция в России, ее причины, характер, значение (1917 г.). Проблема двоевластия. 4

2.От февраля к октябрю 1917 г.: альтернативы развития 8

3.Октябрьское вооруженное восстание: смена политическое системы. Мировое сообщество и Россия 12

Заключение 15

Список использованных источников и литературы 16

Приложения17

Приложение 3

Образец оформления списка использованных источников и литературы

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой ____________________

Протокол № ____

«____» сентября 2013

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

по учебной дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 190700 «Технология транспортных процессов»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой ____________________

Протокол № ____

«____» сентября 2013

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по учебной дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ

для студентов очной формы обучения

специальности 190401 Эксплуатация железных дорог

Профиль «Магистральный транспорт»

1. Определение культуры.

2. Функции культуры.

3. Типологии культуры.

4. Структура культуры.

5. Соотношение массовой и элитарной культуры.

6. Культурология как интерактивное знание. Круг проблем культурологии.

7. Эволюция понятия «культура» в историческом развитии человечества.

8. Основные методы культурологических исследований (философский, социологический, психологический).

9. Обычаи, нормы, ценности, знание как содержательные элементы культуры.

10. Культура как «живой организм» в концепции О. Шпенглера.

11. Теория культуры Х. Ортеги-и-Гассета.

12. Игровая теория культуры в исследованиях Й. Хейзинги и Г. Гессе.

13. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

14. Миф как первоначальная форма культуры. Точки зрения по проблеме сущности мифа (Б. Малиновский, Дж. Фрезер и др.).

15. Культура первобытной эпохи.

16. Культура Древнего Востока (Индия, Китай).

17. Культура Древнего Египта.

18. Античная культура.

19. Русская культура.

20. Культура Средневековой Европы. Культура эпохи Возрождения.

21. Европейская культура Нового и Новейшего времени.

22. Религия в системе культуры.

23. Ранние формы религии.

24. Национально-государственные религии.

25. Мировые религии.

26. Возникновение христианства. Сущность первоначального христианства.

27. Буддизм как мировая религия.

28. Ислам как мировая религия.

29. Искусство в системе культуры.

30. Классическое, массовое и авангардное искусство.

31. Искусство модернизма и постмодернизма.

32. Виды и жанры искусства.

33. Мораль в системе культуры.

34. Соотношение моральных и правовых норм.

35. Роль и социальные функции этикета.

36. Соотношение новаторского и традиционного в искусстве.

37. Восточные и западные типы культур.

38. Место и роль России в мировой культуре.

39. Культура и глобальные проблемы современности.

40. Культурные факторы формирования личности. Роль личности в развитии культуры.

41. Культура как фактор этнической и национальной интеграции.

Составил: к.и.н., доцент Аверенкова Н.В.


Наши рекомендации