Методы строго регламентированного упражнения
Основные отличительные черты этих методов заключаются в более строгом (четком и полном) упорядочении процесса и условий выполнения упражнений, что выражается:
- в реализации твердо предписанной программы действий, которая задает их определенный состав и комбинации, последовательность, порядок повторения, изменения и связи друг с другом;
- в возможно точном нормировании нагрузок и интервалов отдыха, последовательном управлении их эффектом в процессе упражнения;
- в возможно полной оптимизации внешних условий, влияющих на достижение эффекта упражнения (оснащения, оборудования, устранения мешающих внешних раздражителей и т.п.) (Матвеев Л.П., 1999).
В зависимости от решаемых задач, закономерностей и условий их реализации эти методы используются в различных вариантах. По направленности действий они разделяются на:
- направленные преимущественно на освоение спортивной техники;
- направленные преимущественно на развитие двигательных качеств.
При разучивании новых двигательных действий различают методы:
- расчлененно-конструктирующего упражнения, или освоения движения по частям с последующим объединением частей в целое;
- объединенно-конструктирующего, или целостного упражнения (действия или их соединения сразу разучиваются в целостном виде с незначительными упрощениями). Внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При совершенствовании техники соревновательных действий в зависимости от того, в какой мере воссоздают их состав и параметры, различают методы:
- частично моделирующего упражнения (в которых соревновательная деятельность моделируются лишь в элементах, фрагментарно);
- целостно-приближенного моделирующего упражнения (где соревновательные действия, их комбинация моделируются по возможности в целостном виде).
Методы, направленные преимущественно на воспитание двигательных способностей, реализуются как методы:
- сопряженного (общего) упражнения (воздействие распространяется на комплекс функциональных свойств или обеспечивает объединенное совершенствование двигательных качеств и их реализацию в рамках технического совершенствования);
- избирательно-направленного (локального) упражнения (воздействия сосредотачиваются преимущественно на тех свойствах, которые избираются в качестве объекта развивающего воздействия).
По признакам стандартизации либо варьирования различают методы:
- повторного упражнения (действия повторяются в возможно единообразных стандартных условиях);
- вариативного (переменного) упражнения (в ходе выполнения действий их параметры направленно видоизменяются по темпу, ритму, продолжительности, величине усилий и т.п.). В рамках этого метода используется как прогрессирующий вариант (повышение интенсивности или продолжительности работы), так и нисходящий вариант (постепенное снижение интенсивности или величины усилий и т.п.).
По признакам прерывности либо слитности выполнения упражнений различают методы:
- интервального упражнения (где нормируются интервалы отдыха; если повторное выполнение действий начинается при относительно полном восстановлении, такой режим называется повторным);
- слитного упражнения (двигательные действия выполняются непрерывно). При равномерном темпе его выполнения он носит название длительного равномерного упражнения. При выполнении упражнения с изменением темпа он носит название переменного упражнения.
Такое многообразие методов строго регламентированного упражнения делает их пригодными для реализации многих конкретных подготовительных задач.
Игровой метод
Предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры. Он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются «сюжетный» организации (деятельность занимающихся организуется на основе образного замысла, плана игры). Сюжет игры намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия.
Особенности игровой деятельности обеспечивают высокую эмоциональность занятий, требуют от занимающихся проявления инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями, проявлять высокие координационные способности, быстроту, выносливость, неожиданные для соперников технические и тактические решения. Все это предопределяет эффективность игрового метода для решения задач, относящихся к различным сторонам подготовки спортсмена.
Однако реализация игрового замысла, как правило, происходит в условиях быстрого и чаще случайного изменения ситуации. В связи с этим игровой метод позволяет моделировать деятельность лишь с большой долей вероятности. Точность дозировки нагрузки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
В процессе спортивной тренировки использование игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повышением уровня подготовленности. Не менее важна роль игрового метода как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид деятельности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Соревновательный метод
Предполагает специально организационную соревновательную деятельность, в которой организуется непосредственное соперничество и сопоставление возможностей участников. В таких условиях, как правило, стимулируется высокий уровень результативности выполняемых упражнений. Применение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптивные процессы, обеспечивает интегративное совершенствование различных сторон подготовленности (В.Н. Платонов, 1997).
Соревновательный метод может быть использован на материале спортивных игр и строго регламентированного упражнения, в какой-то мере усиливая их эффективность. В соревновательном методе значительно полнее, чем в игровом, выражены регламентирующие начала, поскольку для него характерна четкая унификация состава соревновательных действий, общего порядка их выполнения и способов оценки результативности. Проведение строго регламентированных упражнений соревновательным методом, стимулирующихся фактором соперничества и мобилизацией достиженческих возможностей, вызывает более глубокие сдвиги в функциональном состоянии спортсменов. Однако это обусловливает и необходимость особо тщательного регулируемого и вдумчивого использования его в практике подготовки спортсменов (Матвеев Л.П., 1999).
Соревновательный метод играет незаменимую роль в подготовке спортсменов, в становлении специфической подготовленности, совершенствовании спортивного мастерства, воспитании спортивного характера, активно воздействуют на формирование мотивационного механизма, является необходимым инструментом контроля.
Вопрос 39:
Периодизация спортивной тренировки.
Структура многолетней спортивной подготовки. Этапность многолетней спортивной подготовки. Задачи, содержание каждого этапа (начальной подготовки, базовой функциональной подготовки, этап спортивного совершенствования, этап сохранения спортивной формы). Макроциклы. Мезоциклы. Микроциклы. Их характеристика, содержание. Годичный цикл. Периоды спортивной подготовки в годичном цикле. Периодизация в четырехлетнем олимпийском цикле.
Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь спортсменам для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений. При этом должны обеспечиваться необходимая двигательная нагрузка и оптимальное восстановление. Подготовка высококвалифицированного атлета – это длительный процесс от 8 до 20 лет и более и включающий целую систему компонентов, которые обусловливают общую эффективность данного процесса (рис. 1).
Рис 1. Схема основных компонентов системы спортивной подготовки
Система спортивной подготовки – это длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.
Этап предварительной, или начальной, подготовки
(продолжительность 1-3 года)
Задачи:
- укрепление здоровья детей;
- приобретение разносторонней физической подготовленности;
- устранение недостатков физического развития;
- овладение основами техники выполнения разнообразных физических упражнений;
- привития интереса к занятиям спортом;
- определение вида спорта для последующих занятий.
Средства. Разнообразные упражнения из различных видов спорта и подвижных игр, выполняемые без значительных физических и психических нагрузок. Техническая подготовка ориентирована на освоение комплекса разнообразных двигательных действий. Не следует стремиться стабилизировать внешнюю форму движений, добиваться стойкого двигательного навыка. Необходимо концентрировать больше внимания на динамику и ритм выполняемых упражнений. Это обусловлено достаточно быстрым приростом физической подготовленности, требующей постоянной корректировки технических параметров выполняемых упражнений.
Соотношение средств подготовки: ОФП - 45-50%; вспомогательная подготовка (ВП) - 40-45%; СФП - 5%.
Основные методы: игровой и повторного упражнения, при освоении техники - целостный метод.
Тренировочные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40-60 мин и должны по возможности сочетаться с уроками физического воспитания в школе. Годовой объем 150-200 ч.
Этап начальной специализации, или предварительный базовый (продолжительность 2-3 года)
Задачи:
- разносторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья;
- устранение недостатков в уровне физического развития и физической подготовленности;
- создание двигательного потенциала (в том числе соответствующего специфике будущей специализации);
- уточнение спортивной специализации;
- приобретение опыта участия в соревнованиях;
- создание устойчивого интереса к многолетнему спортивному совершенствованию.
Средства. Разнообразные упражнения из арсенала избранного вида спорта и других видов спорта. Занимающиеся осваивают большой объем специально-подготовительных упражнений. Однако специальные упражнения занимают относительно небольшой объем в разнообразных физических упражнениях. Особое внимание следует уделять развитию быстроты, координации и гибкости. Техническая подготовка в большей степени строится на разнообразном материале избранного вида спорта.
Соотношение средств подготовки: ОФП - 35-40%; ВП - 50% иСФП-15%.
Методы: игровой, соревновательный, а также строго регламентированного упражнения - повторный, переменный, круговой и др. В технической подготовке наряду с целостным широко используется расчлененный метод обучения.
Тренировочные занятия проводятся 3-5 раз в неделю, продолжительностью 1,5-2 ч. Общий годовой объем нагрузки 350-600 ч.
Этап углубленной специализации, или специальный базовый (2-3 года)
Задачи:
- совершенствование специальной физической подготовленности;
- совершенствование техники избранного вида;
- совершенствование психологической подготовленности;
- приобретение опыта выступлений в ответственных соревнованиях.
Средства. Разнообразные упражнения из арсенала избранного вида спорта и смежных спортивных дисциплин, позволяющих совершенствовать специфические двигательные качества. Существенно возрастает объем специально подготовленных упражнений в общем объеме используемых средств. Техническая подготовка строится на материале избранной спортивной дисциплины. Особое внимание уделяется возможности стабильности выполнения соревновательных действий в различных условиях при разном функциональном состоянии.
Соотношение средств подготовки: ОФП - 20-25%, ВП -35-40%, СП - 40-45%.
Методы. Широко используется весь арсенал разнообразных методов. При планировании функциональной подготовки применяются высокие тренировочные нагрузки. Их нужно планировать дифференцированно с учетом специализации и индивидуальных особенностей спортсменов.
Тренировочные занятия проводятся 5-8 раз в неделю по 2-2,5 ч. Объем годовой нагрузки - 600-900 ч.
Этап спортивного совершенствования, или максимальной реализации индивидуальных возможностей (продолжительность 2-4 года)
Задачи:
- достижение максимального уровня специальной физической и функциональной подготовленности;
- совершенствование технического мастерства;
- совершенствование тактического мастерства;
- достижение максимальных результатов в избранной спортивной дисциплине.
Средства: специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Максимальное использование средств, способных вызвать бурное протекание адаптивных процессов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума. Резко возрастает соревновательная практика и объем психической, тактической и интегральной подготовки. Средства общей подготовки в основном используются как восстановительные.
По мнению В.Н. Платонова (1997), принципиально важным моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов (естественное развитие организма) совпадает с постепенным выходом (многолетняя тренировка) на самые интенсивные и сложные в координационном плане тренировочные нагрузки. При таком совпадении спортсмену удается добиться максимально возможных результатов, в противном случае они оказываются значительно ниже.
Соотношение тренировочных средств: СП - 60%, ВП - 25%, ОФП-15%.
Количество занятий в неделю может достигать 15-20. Общий годовой объем составляет 900-1400 ч.