Массовая работа библиотек на современном этапе: теоретический аспект
Н.Г.Колыбина
МАССОВАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Задачи массовой работы
Массовая работа решает следующие задачи:
- приобщение к чтению, превращение потенциальных пользователей в реальных и постоянных пользователей библиотеки;
- повышение уверенности личности как читателя и обучение получению удовольствия от чтения;
- продвижение лучших книг и других материалов в широкие круги населения, направленное на духовное развитие читателя или его производственную деятельность;
- формирование новых читательских интересов и потребностей;
- формирование информационной культуры пользователей;
- организация межличностного общения и досуга максимально широких кругов пользователей;
- предоставление читателям возможности поделится впечатлениями от прочитанного;
- через приобщение к чтению способствовать воспитанию и развитию творческой, социально адаптированной личности;
- раскрытие возможностей библиотеки;
- укрепление позиций библиотеки как общественно-культурного центра;
- привлечение внимания к библиотеке, формирование у местного сообщества ее положительного образа [3].
МЕТОДЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ
Понятие метода массовой работы является весьма непростым. До сих пор в библиотековедении нет однозначной его трактовки.
Метод – это способ достижения определенной цели.
Методы обеспечивают согласованность между содержанием и формой массового обслуживания. Посредством их осуществляется сочетание, устных, печатных и наглядных средств в форме библиотечной услуги.
На сегодняшний день общепризнанной является классификация методов массового обслуживания на критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, а также опосредованной рекомендации книг. В основе деления методов лежит ориентация на подготовленность аудитории и ее активность.
Критико-аналитический метод обеспечивает всесторонний и глубокий анализ произведений печати или определенной проблемы, изложенной в них (обсуждение книг, литературные диспуты или дискуссии, громкие чтения, вечера вопросов и ответов, читательские конференции).
Позитивно-иллюстративный метод используется для ознакомления пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов (литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, вечера занимательной науки и техники, вечера-портреты и др.)
Рекомендательно-информационные метод позволяет заинтересовать пользователей, убедить их в необходимости чтения рекомендуемых произведений (библиографические обзоры, устные журналы, премьеры книг).
Метод опосредованной рекомендации книг раскрывает деятельность библиотеки, ее возможности, пользу чтения, развитие библиотечно-информационной культуры. Таким образом, библиотекари подводят пользователей и непользователей библиотеки к необходимости чтения (библиотечные экскурсии, уроки библиотечно-информационной культуры, акции и др.) [3] .
ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ
Форма массовой работы - это закрепленная практикой структура, образуемая относительно устойчивым сочетанием приемов и разнообразных средств воздействия на аудиторию.
Стремясь наиболее полно, доходчиво раскрыть содержание библиотекари используют различные приемы, которые обогащают форму, «оживляют» ее и тем самым повышают эффективность ее восприятия Приемы позволяют усилить содержательные аспекты, привлечь внимание к теме, переключить интерес с одной проблемы на другую, углубить представление об авторе книги.
Приемы, которые библиотекари используют при проведении той или иной формы массового обслуживания, многообразны, они не могут быть ограничены каким-либо навсегда заданным регламентом и основаны на учете психологии читателей или читательских групп. М.Я Дворкиной предложена классификация приемов по механизму их воздействия:
- приемы, базирующиеся на ассоциациях по сходству и контрасту;
- приемы, ориентированные на сложившиеся стереотипы поведения;
- приемы, основанные на ожидании читателей получить эмоциональный, познавательный, эстетический, коммуникативный эффект, эффект престижности и усиления позиции;
- дидактические приемы (создание проблемной ситуации, использование наглядности, приемы эвристики и др.) [1].
Число приемов массовой работы может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания мероприятия, новых целей и, конечно, от творчества библиотекаря. Его профессионального мастерства. Приемы определяют своеобразие методов работы библиотекаря, придают индивидуальность манере его деятельности.
Нередко приемы отождествляют сосредствами массовой работы, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве.
В библиотечной практике к средствам относятся сами документы, живая речь библиотекаря и других участников мероприятия; изоматериалы (картины, фотографии, рисунки); аудиовизуальные материалы (кино- и видеофильмы, звукозаписи) и др. Их назначение – способствовать лучшему раскрытию целей и содержания различных форм массовой работы. Действие их основано на тех или иных психолого-педагогических закономерностях, с помощью которых пользователи и непользователи библиотеки лучше воспринимают и в дальнейшем творчески усваивают материал [3] .
Н.Г.Колыбина
МАССОВАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ