Современная семья и её роль в формировании личности человека
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями.
Во-вторых, это коллектив, общение членов которого происходит постоянно, в самых широких сферах, в разных видах деятельности.
В-третьих, семья – разновозрастный коллектив, старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот круг понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника. Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный и индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
По определению Л.Д.Столяренко «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена».
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту прав ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Реализация одной из важнейших функций семьи – воспитательной – предполагает формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передачу детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработку у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Вместе с тем систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена осуществляется в течение всей его жизни. При этом важно отметить постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Однако в настоящее время усиливаются процессы разрушения семьи в её традиционном понимании. Признаками кризиса функционирования семьи как социального института являются: возросшее число разводов, увеличение детской преступности, усиление разрыва между ценностными ориентациями родителей и детей, резкое падение интереса учащихся к школе.
Ослабление влияния родителей на детей часто обусловлено занятостью родителей профессиональной деятельностью, процессом добычи материальных и денежных средств, что приводит к дефициту у них сил и времени на общение со своими детьми. Развитие же индустрии досуга влечёт за собой обеднение у подростка опыта совместной с родными подготовки к семейным и традиционным праздникам и участия в них.
Статистика свидетельствует о том, что практически половина российских семей по разным причинам являются неблагополучными и неполными. Такие семьи имеют ряд трудноразрешимых в настоящее время проблем: материально-бытовые, финансовые затруднения. Их испытывает половина российских семей. Особенно тяжело приходится одинокому родителю, живущему со своими детьми на одну, как правило, небольшую зарплату, а также инвалидам и неработающим родителям. В таких условиях первичная социализация подрастающего поколения в условиях современной семьи достаточно часто даёт сбой.
Вместе с тем существует немало родителей, которые уделяют серьёзное внимание воспитанию и развитию своих детей. Именно они чаще всего предъявляют высокие требования к организации образовательного процесса в современной школе, проявляют готовность к активному взаимодействию с педагогами и оказанию школе посильной помощи.