Структура проектного обоснования концепции организации
1. Анализ и сегментация рыночной среды.
1.1. Характеристика рынка спроса: состояние, тенденции изменения (спад, подъем), причины, потенциальные возможности.
1.2. Анализ рынка предложений (т.е. производителей - как партнеров, так и конкурентов) и оценка уровня конкуренции;
1.3. Выявление неохваченных предложением сегментов спроса и определение их структуры (по системе критериев), емкости.
1.4. Характеристика элементов внешней среды.
Макросреда – совокупность политических, экономических, правовых, социально-демографических, культурных и экологических факторов, факторов, прямо или косвенно влияющих на перспективы развития организации.
Сведения, характеризующие внешнюю среду, необходимы для проектирования новых видов услуг; для проработки альтернативных сценариев развития организации, для корректировки приоритетов ее развития.
2. Выбор и обоснование рыночной стратегии организации.
2.1. Выбор возможных стратегий деятельности организации на рынке – по отношению к конкурентам:
а) организация перенимает концепцию конкурентов. В таком случае успех обеспечивается за счет позиционирования, т.е. внедрения в сознание потребителей представлений об отличительных свойствах данного продукта.
б) концепция конкурентов модифицируется с учетом возможностей;
в) организация разрабатывает не имеющий конкуренции продукт и ищет собственную «рыночную нишу» (т.е. производит услуги, ориентированные на удовлетворение еще не “закрытых” конкурентами потребностей).
2.2. Обоснование основных сегментов спроса – целевых групп (по взаимодополняющей группе критериев[5]:
2.3. Выбор стратегии деятельности фирмы по отношению к сегменту:
Усилия концентрируются на 1 рыночном сегменте, которому адресуется или центральный пакет услуг, или вся номенклатура продуктов.
Разрабатывается продукт, который адаптируется к нескольким сегментам.
Нескольким выбранным рыночным сегментам предлагаются все разрабатываемые фирмой пакеты услуг.
2.4. Разработка номенклатуры услуг, соответствующих целевым группам спроса.
3. Сценарная проработка стратегии организации, т.е. создание модели будущего. Она включает:
3.1. Описание ключевых внешних факторов, влияющих на различные аспекты деятельности фирмы, способов их фиксации и идентификации; оценку потенциальных угроз – со стороны макросреды, конкурентов (например, возможность появления новых конкурентов).
3.2. Выработка способов и вариантов противодействия и эффективной адаптации к изменениям внешней среды, т.е. обоснование наиболее целесообразных действий фирмы с учетом изменения рыночной ситуации.
3.3. Характеристика благоприятных для развития возможностей.
4. Философия поведения организации на рынке:
4.1. Миссии организации
4.2. Принципы и приоритеты развития.
4.3. Стратегические цели и задачи:
5. Содержание деятельности организации
5.1. Направления деятельности;
5.2. Номенклатурная политика организации (что, сколько, в какой последовательности производить и т.д.).
6. Обоснование комплекса маркетинговых мероприятий:
6.1. Разработка способов позиционирования организации (и ее услуг) и подбор имиджеобразующих метафор.
6.2. Разработка фирменного стиля: словесный и графический товарный знак (название организации, ее логотип – некоторое условное обозначение); слоган (девиз); рекламный символ организации (напр,. персонаж, размещаемый в графической форме на печатных материалах организациии выступающий от ее имени в рекламных кампаниях и акциях PR), аудиообраз (музыкальная фраза, композиция для голоса или музыкальных инструментов и т.д.
6.3. Ценовая политика;
6.4. Стратегия рекламной деятельности;
6.5. Стратегия мероприятий группы PR.
7. Организационная модель организации
7.1. Вертикальная и горизонтальная структуры.
7.2. Функции и задачи подразделений.
7.3. Основные должностные единицы (компетенция, функции, технологии).
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТУРА
Структура проекта:
1. Характеристика объекта путешествий и обоснование вида тура (путем характеристики факторов, определяющих аттрактивность региона, его туристско-экскурсионный потенциал).
2. Выявление и характеристика целевого сегмента спроса на данный вид тура.
2.1. Сегментация рынка спроса по географическим и социально-демографическим критериям и выделение целевой аудитории тура;
2.2. Характеристика целевой группы по социально-культурным и психологическим критериям и определение на этой основе потенциала туристского спроса;
2.3. Дифференциация субрынка спроса по специальным критериям (сезонности; средствам размещения и т.д.).
3. Общая концепция тура
3.1. Основная тема тура, его идея;
3.2. Цели и задачи путешествий;
3.3. Характеристика номенклатуры услуг и определение турообразующей услуги;
3.4. Критерии и способы позиционирования тура.
4. Маршрут тура (общая протяженность и количество дней пребывания на маршруте; количество пунктов ночлега; время и программа пребывания в пунктах).
5. Обоснование экономической эффективности и целесообразности внедрения тура (технико-экономическое обоснование тура; определение верхней и нижней границ цены; определение наиболее оптимальной для турфирмы цены на турпродукт и нормы прибыли).
6. Обоснование форм апробации и презентации тура.