Интерпретация результатов в тесте Люшера
Как уже отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.
Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, 1 и 2 (синий и зеленый) находятся рядом, образуя функциональную группу, подчеркивается их общая черта — субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность вовне. Сочетание цветов 1 и 4 (синего и желтого) в одной функциональной группе подчеркивает благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления вовнутрь, автономности, упрямства стремлению вовне, зависимости от среды.
Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности:
1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Если основные цвета находятся в 1—5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6—8-й позициях, имеет место какой_либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из_за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствие покоя, привязанности.
Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.
Зеленыйцвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.
Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.
Если все эти 3 цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и отделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.
Показатели тревоги
Если основной цвет стоит на 6_м месте, он обозначается знаком –, и все остальные, что находятся за ним (7—8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком «–», например:
A | A | A |
– | – | – |
Показатели компенсации
При наличии источника стресса, тревоги, выражаемого каким_либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции, цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение). В этом случае над цифрой, занимающей 1_е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.
В тех же случаях, когда компенсация происходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.
Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет занимает 6_е место, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет — в 7-й позиции, ставятся 2 восклицательных знака (!!); если основной цвет —в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом, может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:
! | !! | !!! |
– | – | – |
A | A | A |
– | – | – |
Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой_либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится 1 восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится 2 знака (!!), если 1-ю позицию, ставится 3 знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:
!!! | !! | ! |
C | C | C |
+ | + | + |
Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.
С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовывать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.
Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней, 8-й позиции(или в 4_й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «–»).
Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит, достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.
Обратите внимание на соотношение 1 и 8-й позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена.
Также может быть проанализировано отношение цветов во 2 и 3-й позициях(желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта?
Например, красный цвет во 2-йи серый в 3-й позицияхсимволизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.
Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие_то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.
То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности.
Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов 6, 7, 0в 1-й позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.