В 2001 году правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно различные методы.
Методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности).
К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:
1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;
2. Индекс толерантности;
3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;
4. Диагностический тест отношения;
5. Культурно-ценностный дифференциал;
6. Типы этнической идентичности;
7. Этническая аффилиация;
8. Этническая толерантность личности;
9. Тест личностных конструктов Дж.Келли (модификация);
10. Метод измерения социального расстояния;
11. Метод приписывания качеств;
12. Психосемантика (описание этнических авто- и гетеростереотипов);
13. Техника построения семантических пространства на базе фразеологизмов;
Диагностика общей коммуникативной толерантности.
Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, например:
1. Направленность личности в общении;
2. Стиль педагогического общения;
3. методика на выявление авторитарности - F-шкала (Р.Н. Сэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон);
4. тесты на ассертивность;
5. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;
6. Методика биоценочной поляризации (модификация методики Фидлера);
7. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;
8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;
9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;
Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум)
11. MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова) и др.
Конечно, это лишь небольшой обзор возможных методов исследования толерантности и ее личностных характеристик. Кроме вышеназванных в зарубежных исследованиях встречаются ссылки на следующие психологические и социологические методики изучения толерантности:
1. Intolerance of Ambiguity Scale (by S. Budner, 1962);
Tolerance for ambiguity (TFA) scale
MacDonald's Ambiguity Tolerance scale
Rokeach Dogmatism Scale
Beall-Panton's Frustration Tolerance Index
Scale of interpersonal tolerance
Scales of authoritarianism
Tolerance for Sexual Harassment Inventory
Tolerance for Disagreement and Innovativeness Scales
Tolerance Scale of the Jackson Personality Inventory
Wilson-Patterson Conservatism Scale
Measure of Ambiguity Tolerance (MAT-50)
Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.
В самое последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предлагаются более или менее целостные диагностические комплексы. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов. Предлагается такая дефиниция: «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» (Солдатова Г.У., 2003). Данная трактовка вполне может служить в качестве одной из отправных точек для разработки некоторых разделов психодиагностического комплекса. В данном случае авторы предлагают такой набор методик:
1. Опросник определения нервно-психической устойчивости;
2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);
3. Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);
4. Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);
5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
6. Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура);
7. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
8. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман);
9. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн);
10. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);
11. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);
12. Методика ТАТ;
13. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);
14. Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);
15. Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);
16. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);
17. Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);
18. Опросник "Типы этнической идентичности" (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
19. Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;
Евробарометр».
Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов.